Обращение
раскольников в православие в 1788 году. Рассказ Ф.А. Прядильщикова / Сообщ. И.В.
Вологдин // Русская старина, 1870. – Т. 1. – Изд. 3-е. – Спб., 1875. – С.
420-421.
Обращение раскольников в
православие в 1788 году.
Разсказ Ф. А. Прядильщикова.
В 1788 году пермский
наместник Волков 1) донес императрице Екатерине II об
умножении раскольников по вверенным ему губерниям и выставил причиною зла то,
что местное население совершенно забыто своими архипастырями: оба-де они
пребывают безвыездно один в Вятке, а другой в Тобольске 2).
Донесение, вполне правдивое, не осталось без последствий.
Побужденный синодом, вятский
епископ Лаврентий поспешил предпринять объезд западной стороны Пермской
губернии, находившейся под его ведением и старался, сколько умел, возвратить
заблудших ея жителей в лоно православия. Какого рода были меры, которыми хотели
тогда образумить староверов, это разскажем со слов старика Власова, ильинскаго
уроженца3).
„Прибыв в наше село, так
разсказывал Власов, архиерей остановился у управителя заводов Я. А. Бушуева,
начальника—не мешает прибавить — хотя и кроткаго, но почему-то не любившаго
староверов. Высокопочтенный гость открывает цель своей поездки, а тот, дело
понятное, изъявляет личную готовность исполнять веления его преосвященства.
Таким образом, власти духовная и мирская условились приняться за проповедь
сообща. Поутру, смотрим, десятские погнали раскольников со всего Ильинска и
ближних деревень к дому, где остановился Лаврентий. Народа собралось множество:
кто по неволе, кто из любопытства. Часов около 8-ми святитель вышел для
увещания народа на балкон. Православные, при виде владыки, тотчас скинули
шапки; староверы же — ни один. Напрасно управитель из окна дает знаки
грубиянам, чтоб держали себя почтительно: они как-будто не понимают знаков,
продолжают стоять в шапках. Какими словами преосвещенный начал речь, мне нельзя
было разслышать, потому что я, вместе с прочею молодежью, находился вдали;
заметил только, что речь со-
1)
Правивший должность пермскаго и тобольскаго наместника генерал-губернатор Волков жил в Перми.
2) До учреждения пермской епархии в 1799 году западная часть Пермской
губернии была под ведением архиерея вятскаго, а восточная (за-Уралье) —
митрополита всей Сибири, пребывавшаго в Тобольске.
3) Село Ильинск в Пермском уезде. Тут центр
управления пермским имением Строгановых
И.В.
421
провождалась угрозительными жестами: кажется,
преосвященный расчитывал более устрашить непокорных, чем убедить. Староверы,
которые были ближе к балкону, заспорили с архипастырем весьма дерзко. Помню их
выражения: „нет, не правда! ты, ваше блaгopoдиe, послушай нас!" и тому
подобныя. Bcкоре поднялся такой шум, что Лаврентий вынужден был прекратить беседу. Разогорченный,
он удаляется внутрь покоев.
„Заблаговестили к обедни.
Православные потянулись с площади в церковь; староверы хотели уйти домой, но их
оцепили полицейские служители и поворотили вслед православных. Дорогой,
конечно, не обошлось без ударов начальственными дубинками и тасканья за ворот.
Кое-как, однакож, полицейским удалось довести упрямцев до храма, втиснуть в
него и запереть двери. Самым отчаянным из кержаков было объявлено от
управителя, что если они осмелятся произвести хотя малейший безпорядок при
службе, то будут взяты прямо из церкви в земскую, скованы тут, а затем
отправлены в город. Это поусмирило буянов. Спустя немного времени, прибыл apxиepeй и стал совершать литургию.
Чтоб не видеть наших обрядов и не внимать пению клира, большая часть староверов
стояла всю обедню закрыв глаза и зажав ладонями уши. Некоторые хитростию
освободились из храма: они расковыряли себе нос до крови и потому самой же
полицией были вытолкнуты на крыльцо. Пред отходом литургии епископ опять
произнес слово об истинной вере. К сожалению, проповедь с амвона столь же мало
имела успеха, как и проповедь с балкона: ни одна заблудшая овца не обратилась
на путь истинный.
„Из Ильинска преосвященный
отправился по тракту в Соликамск и далее. У наших кержаков не было Лаврентию
иного названия, как „гонитель".
Сообщ. И. В. Вологдин.