В кругу любителей литературы, и даже отдельно взятого жанра фэнтези, издавна повелась традиция пренебрежительно называть творчество прославленного техасца "кониной". При этом подразумевается, что рассказы и повести об этом герое наполнены всевозможными штампами и их литературный уровень в целом ниже среднего. Однако, обычно, авторы подобных высказываний забывают о нескольких важных моментах, которые нужно учитывать при оценке данных произведений.
Во-первых, у среднестатистического любителя фантастики и фэнтези, образ Конана-Киммерийца сложился под влиянием не оригинальных рассказов Говарда, а его многочисленных продолжений, писавшихся как преданными поклонниками и последователями его творчества, так и просто особами, стремящимися заработать денег на известном имени. Кроме того свою лепту внесли и экранизации, явно имеющие о первоисточнике весьма смутное представление.
Во-вторых, любая литература, даже в рамках отдельно взятого жанра, находится в постоянном развитии - то, что раньше было бестселлером, сегодня нередко вызывает лишь скучающие зевки. Надо учитывать, что многое из того, что сегодня считается штампами жанра фэнтези, было придумано именно Говардом. Фактически, он и стал основателем жанра, который сейчас принято называть "меч и магия".
В-третьих, даже само творчество Говарда нельзя назвать однородным. Работая
над сагой долгие годы, он переживал разные, часто трагические и бедственные
периоды жизни. Он и не пытался скрывать, что писательство является для него
главным источником дохода. И, к великому сожалению, некоторые его рассказы действительно
написаны явно с целью улучшить свое материальное положение (некоторые, но далеко
не все!)...
Благодаря вышеперечисленным факторам, в воображении отечественного читателя
сформировался устойчивый образ Конана - безмозглого дикаря, способного лишь
рубить направо и налево своим мечом и насиловать красоток.
Что же на самом деле представляет собой образ Киммерийца? Современники Говарда нередко отмечали поразительную схожесть образа Конана с ним самим. При росте метр восемьдесят, Говард весил около девяноста килограмм и имел мощную статуру бойца. Это совпадение вряд ли можно назвать случайным, ведь в образе Конана, как ни в одном другом его герое, воплотилось мировоззрение самого автора. Да, Конан - варвар, но отнюдь не дикарь-получеловек. Говард никогда не скрывал, что восхищается варварством. Он считал, что возврат к варварскому укладу, неизбежная участь любой цивилизации, что лишь варвар обладает достаточной силой и выдержкой, чтобы выжить во время колоссальных потрясений, которые редко, но неизбежно случаются в нашем мире и приводят к гибели целых народов. Но вместе с тем, у Конана есть некий моральный кодекс. Он не взращён цивилизацией, он незримо присутствует в самой сути Варвара, заставляющий его поступать порой вопреки здравому смыслу но в соответствии с собственной совестью.
И наконец, проза Говарда чиста, как вода из кристально чистого источника. Где сейчас можно найти такое яркое и незамутнённое противостояние добра и зла, без полутонов и компромиссов? У кого, среди современных авторов, можно найти героя, находящегося в такой же полной гармонии с собой и со своей совестью, с такой жаждой жизни каким был и остается Конан-варвар?
Конечно, творчество Роберта И. Говарда не идеально, его мировоззрение, проступающее
на страницах рассказов о киммерийце, местами наивно а местами сомнительно, однако,
вместе с тем, его рассказы полны любви к жизни во всех её проявлениях, стремления
к свободе и полной гармонией с собой, чего порой так не хватает многим из нас
в повседневной жизни. Именно по этому, Сага о Конане является значительным достоянием
не только фантастического жанра, но и литературы вообще.