Андреев С.Н. Нечто из
воспоминаний об орловской семинарии в городе Севске (1799-1801 гг.) / Запись У.С.
// Орловские епархиальные ведомости, 1868. - № 1. – С. 39-43.
1868.
№ 1.
В типографии И.С.
Чичикаслова.
Нечто из воспоминаний об
орловской семинарии в городе Севске (1799-1801 гг.).
В августе месяце сего 1867
года, случай привел меня увидаться с достопочтеннейшим отцем Стефаном
Андреевым, который был некогда воспитанником орловской семинарии в городе
Севске, а теперь, имея уже 84 года от роду, состоит в за-штате и живет в
местечке Воронеже— черниговской губернии, глуховскаго уезда. (*) Интересуясь
слышать от него что-нибудь о севской семинарской старине, я, при помощи
слуховаго орудия. которым во время напряженнаго разговора с моей стороны
пользовался мой собеседник, мог выслушать от него следующее:
„Отец мой, Никифор
Адрианович Андреев, — так начал почтенный старец свой разговор со мною, — был
дьячком при Николаевской церкви в местечке Марчихиной Буде, черниговской
губернии, глуховскаго повета. Так как до Чернигова было далеко, а до Севска
всего каких-нибудь 40 верст; то, по окончании мною наук в новгородсеверском
училище, он решился определить меня не в черниговскую, а в севскую семинарию,
которая в то время уже именовалась орловскою,
(*) Отец Стефан Андреев
обучался в Севске только два
года, в одном классе риторики, с 1799 по 1801 г. Он окончил полный курс в черниговской
семинарии в 1805 г., состоял на должности священника в м. Воронеж с 1807—1854
г., теперь, по старости лет и по причине большой глухоты, состоит за штатом и
получает пенсион.
40
и в которой многие из духовенства черниговской
епархии, по близости их места учительства к Севску, воспитывали своих детей. Это
было в 1799 году, когда преосвященным в Севске был епископ Досифей.
„Памятнее всех впечатлений
при поступлении моем в севскую семинарию было то, как отец мой представлял меня
к учителю риторики, соборному иеромонаху Филарету, ныне почившему уже о Бозе
высокопреосвященнейшему митрополиту севскому и галицкому. Находясь в дружбе с
учителем поэзии, соборным иеромонахом Рафаилом (который прежде был его
соучеником, а теперь товарищем по службе), Филарет занимал с ним одну келлию на
втором этаже монастырскаго корпуса, так что одне ширмы отделяли их опочивальни.
Когда мы вошли в комнату, отец мой, после обычнаго приветствия, поднес ему, как
водилось в то время, хлеб—соль. «А это для чего?» спросил он у моего отца. „У
нас так водится по малороссийскому обычаю!"- ответил на это отец мой (*).
Филарет улыбнулся и, обратившись к Рафаилу, сказал: „Я бы этого не принял,
еслиб ныне не день моего ангела"; и за тем, обратясь к моему отцу, сказал:
„ну, так будь же моим гостем!" и угостил нас чаем. Здесь находился в то
время и репетитор архиерейских певчих, ученик богословия.
(*) Отец мой представил меня
в семинарию,—прибавил при этом о. Стефан,—уже в то время, когда прочие мои
товарищи по классу давно начали учение. Явка моя была 1 декабря, в
день св. Филарета.
41
Я интересовался услышать
что-нибудь от моего собеседника о тогдашней инспекции в семинарии, и вот
что у слышал от него:
"Ректором семинарии был
тогда протоиерей, отец Иоанн, который впоследствии, как помнится мне, был
протоиереем г. Ливен. А префектом отставной капитан Акинф Николаевич Звягинцев.
Первоначально он служил в военной службе, был женат, имел сына, но овдовев,
пожелал поступить в монахи. Преосвященный Досифей, бывший, как говорили у нас,
его соучеником, сделал его префектом и учителем философии, а также дозволил ему
присутствовать в консистории еще до пострижения в монашество. Он был очень
строг и держал учеников по военному. Я хорошо помню, как бывало он
представительный собою, на добром коне, в плисовой куртке и шароварах,
зимою разъезжал около ученических квартир, при чем ученики должны были выходить
к нему на смотр. Акинф Николаевич ввел особую форму для учеников всех классов,
и строго смотрел за исполнением ученической дисциплины: так наприм. в галстухах:
лучшие ученики имели право носить галстухи с бантом, а худшие нет. При нем
ученики пудрили свои волосы, что делалось с помощию квасу и муки; волосы на
затылке связывались снурком. Вспоминаю, как на Духов день, раз все ученики были
напудрены.... Однообразия в костюме не было: ученики ходили и в сапогах, но
большею частию в лаптях, особенно в зимнее время.
42
Ученики жили в корпусе по
квартирам на слободке: там и здесь была одинаковая плата - два рубля
ассигнациями в месяц; за каковую плату давался обед и ужин из щей и каши, а
также и завтрак из куска хлеба.
В заключение разговора
собеседник сообщил мне, что Акинф Николаевич, бывший веселым и гостеприимным
человеком до пострижения своего в монашество, сильно переменился после этого. В
монашество он был посвящен в сыропустную неделю и получил имя Израиля; в
субботу на первой неделе Великаго поста посвящен в иеродиакона, в неделю
православия в иеромонаха; в день Пасхи получил сан игумена, при чем по перемещении вышеупомянутаго ректора семинарии в Ливны на протоиерейское
место, сделан ректором и учителем богословия; на Духов день произведен в сан
архимандрита. Но в след за тем, в сентябре месяце, он переехал из Севска в
С.-Петербург, как слышно было, префектом академии, а чрез год переведен законоучителем
в кадетский корпус.
Сообщаем здесь копию
аттестата, выданнаго из правления орловской семинарии, от 11 сент. 1801 г.,
ученику риторики.
АТТЕСТАТ.
Объявитель сего такой-то епархии,
такого-то повета, села такого-то, священника (или диакона, или
дьячка такого-то) сын такой-то, обучающийся в орловской семинарии
с 1799 г. в риторическом классе, при „тихом и скромном поведении", ока-
43
зывал такие-то успехи, сверх того в оном
классе обучался истории, географии арифметике, греческому и немецкому языкам. В
чем ему, такому-то, и дан сей аттестат из орловского семинарскаго
правления, 1801 г. сент. 11 дня.
Исправляющий должность префекта, соборный иеромонах Филарет.
Поэзии учитель, иеромонах Дионисий.
Писарь Сергий Звягинцев (чиновник).
В нашей орловской епархии,
по всей вероятности, не мало есть еще лиц духовнаго звания, которые получили
свое воспитание в севско-орловской семинарии. Весьма желательно было бы видеть
в печати воспоминания их о методе тогдашняго преподавания в семинарии, о быте
учеников и о прочем, что только сохранилось интереснаго в их памяти.
У. С.