Черта к жизнеописанию патриарха Никона. Соловей в Иверском монастыре / Сообщ. Леонид, архимандрит // Русский архив, 1878. – Кн. 2. – Вып. 8. – С. 473-475.
Черта к жизнеописанию
патриарха Никона.
Соловей в Иверском монастыре.
В то время как патриарх
Никон, удалясь из Москвы, проживал в своем любимом Воскресенском монастыре
(1658—1666 г.), и дело его близилось к роковой для него развязке, в другом
монастыре его строения, Иверском, 20 Мая 1666 года случилось происшествие,
повидимому маловажное и не обратившее потому на себя особаго внимания Иверских
властей, так что они не сочли даже нужным известить о нем благовременно патpиapxa, под
управлением коего состоял тогда их монастырь. Но происшествие это путем слухов
дошло до сведения Никона и, как видно, подействовало болезненно на его чуткую
ко всему выходящему за рубеж ежедневной жизни душу, что невольно отразилось и в
тоне его грамоты, писанной по сему случаю к Иверским властям. Можно наверное
сказать, что патриарх взглянул на это происшествие, как на предвестие ожидавшей
его судьбы, и церковныя события конца тогоже 1666 года не замедлили оправдать
это предвестие во всей его силе: спустя шесть месяцев после того, что случилось
в Иверском монастыре 20 Мая 1666 года, патриарх Никон, подобно Иверскому
соловью, пропев на Соборе 1666 года трикраты свою лебединую песнь, впал в руки
врагов своих, был сослан ими в заточение, долго томился в нем, и напоследок
хотя и достался в «дружелюбныя» ему руки своего царственнаго крестника, но
прибыл к нему уже «мертвым» и возвеличен подобающею честию лишь в погребении и
поминовении.
О подробностях Иверскаго
происшествия пусть поведает читателям образный язык современных актов, найденных
в архиве Иверскаго монастыря и напечатанных недавно, в числе прочих, в V-м томе
Исторической Библиотеки (издании Археографической Коммиссии текущего 1878
года).
1.
ГРАМОТА
ПАТРИАРХА НИКОНА АРХИМАНДРИТУ ФИЛОФЕЮ С ТРЕБОВАНИЕМ УВЕДОМЛЕНИИ О
СОЛОВЬЕ, ЗАЛЕТЕВШЕМ В
МОНАСТЫРСКУЮ СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ.
Никон, милостио Божиею
патриарх, нашего строения Пречистыя Богородицы Иверского монастыря архимариту 1)
Филофею, наместнику иеромонаху Паисию, строителю Евфимию с братьею. Ведомо нам,
1)
«Архимарит», вместо «архимандрит», употреблялось часто в тогдашней
письменности, куда вероятно перешло из устной речи. П. Б.
474
великому господину, учинилось: в нынешнем-де во 174
году, Maия в 20 день, в нашем строении в Иверском монастыре в соборную и
апостольскую церковь влетел-де соловей, и сел на нашем, великого господина,
месте, и пел дивно, и то-де многая братья слышали, и тебе архимариту и
наместнику о таком деле известили, и как де он пел, и то-де слышали ты
архимарит и наместник и братья многая, и того-де соловья, взяв с нашего места
понамарь, и отдал тебе, архимариту, и тот-де соловей у тебя архимандрита-умер в
руках. И вы то дело поставили себе в оплошку, и к нам, великому господину, о
таком деле, не писали; да и обо всяких делах ничего николи не пишете.
И как к вам сия наша, великого господина, грамота
придет, и вам бы о том деле к нам, великому господину, отписать, не замотчав 2)
ни часу, обо всем подробну: как тот соловей появился в церкви, и в кое время, и
в коем часу, и как было, и на нашем, великого господина, месте тот соловей пел,
и сидел на коем месте, и кто преж его осмотрил, и кто его преж отдал тебе
архимариту, и как ты его принял, и долго ли у тебя он был в руках и пел на
какой перевод? 3)
Приказной Евстафий Глумилов.
Писано в нашем строении Нового Иеросалима
Воскресенскаго монастыря, 174 г. Июня в
7 день.
ОТПИСКА АРХИМАНДРИТА ФИЛОФЕЯ ПАТРИАРХУ НИКОНУ
НА ВЫШЕПРИВЕДЕННУЮ ГРАМОТУ.
Великому господину,
святейшему Никону патриарху, твоего великого господина строения Пречистый
Богородицы Иверского монастыря богомольцы твои, архимарит Филофей, наместник
иеромонах Паисий, строитель Евфимий с братьею, у тебя, милостиваго отца,
благословения просим, Бога молим и челом бьем. В нынешнем во 174 году, Июня в
23-й день, в твоей, великого господина, грамоте писано к нам богомольцом твоим,
ведомо тебе, великому господину, учинилось: в нынешнем-де во 174 году, Маия в
20 день, в твоем, великого господина, строении в Иверском монастыре в соборную
и апостольскую церковь влетел-де соловей, и сел на твоем, великого господина,
месте, и пел дивно, и то де многая братия и мы богомольцы твои слышали, и
того-де соловья, взяв с твоего святительского места понамарь и отдал мне
архимариту, и тот-де соловей у меня архимарита умер в руках, и нам бы о том к
тебе, великому господину, отписать, не замотчав, обо всем подробну.—И Маия в 20
число, в шестую неделю по Пасце, в соборной церкви на утрени, на втором чтении,
по-
2) Т. е. не умедля.
3) Переводами до
сих пор называются
в народе различные птичьи напевы. П. И.
Мельников перечисляет следующие переводы
или колена соловьинаго пения:
пульканье, клыканье, дробь, раскатъ, пленканье, лешева-дудка, кукушкин перелет,
гусачок, юлиная стукотня,
почин, оттолчка (см. «В Лесах», I,
стр. 279. Москва, 1875).
475
шел из церкви в притвор северными дверьми дьякон
Варсонофей, и в северных-де дверех летит ему встречу птица, и тот дьякон чаял,
что нетопырь летит, и учал на не махать, и в церковь не пускать, и та-де птица
мимо его пролетила, и через братию, которые седили подле дверей, полетила вверх
через деисусы 4) в олтарь. И как начали петь степенную песнъ, первой
антифон, и в олтари на горнем месте, на окне седя, преж почал посвистывать по
обычаю, и защокотал, и запел, и пропел трижды, и то пение мы богомольцы твои,
архимарит и наместник и строитель и братия, слышали. И пришед понамарь
возвестил мне архимариту и наместнику, что поет в олтари, и мы пошли в олтарь
его смотрить, и тот соловей учал в окне летать и биться вон. И приставя лестницу,
послали малого и велели его бережно поймать, и клетку приготовили во что
посадить, и тот малой учал его хватать и поимал руками живого, и посадил в
шапку и, сошел с лестницы, принес ко мне
архимариту, и я его из шапки вынял мертвого. А естьли б жив был, и мы
хотели его послать к тебе, великому господину, и того ради к тебе, великому
господину, простотою своею и не писали, что он умер, и послать некого. И о сем
у тебя, милостивого отца, прощения просим, что о том соловье простотою своею к
тебе, милостивому отцу, не писали.
Сообщил архимандрит Леонид.
Св.-Троицкая Сергиева Лавра.
Июль 1878 г.