Доклад правительствующего Синода 6 марта 1757 г. // М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. – М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. – С. 131-132.

 

Всепресветлейшей, державнейшей, великой  государыне,

императрице и самодержице всероссийской, всеподданейший доклад

Синода.1 6 марта 1757 г.

 

В недавнем времени появились в народе пасквильные стихи, надписанные: «Гимн бороде», в которых недовольно того, что тот пасквилянт под видом, якобы на раскольников крайне скверные и совести и честности христианской противные ругательства генерально на всех персон, как прежде имевших, так и ныне имеющих бороды, написал; но и тайну святого крещения, к зазрительным частям тела человеческого наводя, богопротивно обругал и через название бороду ложных мнений завесою всех святых отцов учения и предания еретически похулил. И когда по случаю бывшего с профессором Академии наук Михаилом Ломоносовым свидания и разговора о таковом 2 во вся непотребном сочинении от синодальных членов рассуждаемо было, что оной пасквиль, как из слогу признавательно, не от простого, но от какого-нибудь школьного человека, а чуть и не от него ль самого произошел, и что таковому сочинителю, ежели в чувство не придет и не раскается, надлежит, как казни божией, так и церковной клятвы ожидать, то, услыша, означенный Ломоносов исперва начал оной пасквиль шпински защищать, а потом, сверх всякого чаяния, сам себя тому пасквильному сочинению автором оказал, ибо в глаза пред синодальными членами таковые ругательства и укоризны на всех духовных за бороды их произносил, каковых от доброго и сущего христианина надеяться отнюдь невозможно, и, не удовольствуясь тем, еще опосле того вскоре таковой же другой пасквиль в народ издал, в коем, между многим явными уже духовному чину ругательства, безразумных козлят далеко почтеннейшими, нежели попов, ставит. А при конце, точно их назвавши козлами, упомяненную ему при

 

 

132

рассуждении церковную клятву за единую тщету вменяет. Из каковых нехристианских, да еще от профессора академического, пасквилен не иное что, как только противникам провославной веры и таковым продерзателям к бесстрашному конщунству им святых тайн и к ругательству духовного чина явный повод происходит и впредь, ежели не изменится, происходить может.3 А понеже, между прочими вседражайшего Вашего императорского величества родителя, блаженные и вечные славы достойные памяти, государя императора Петра Великого правами, жестокие казни хулителям закона и веры чинить повелевающими, Военного артикула главы 18, 149-м пунктом таковых пасквилей сочинителей наказывать, а пасквильные письма через палача под виселицею жечь узаконено: того ради со оных пасквилев всеподданнейше Вашему императорскому величеству подносит Синод копии и всенижайше просит, чтоб Ваше императорское величество, яко богом данная и истинная церкви и веры святой и духовному чину защитница, высочайшим своим указом таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить запретить и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать — всемилостивейше указать соизволили.4

Вашего императорского величества всенижайше рабы и богомольцы:

Смиренный   Сильверстер,   архиепископ  санктпетербургский.

Смиренный Димитрий, епископ рязанский.

Смиренный Амвросий, епископ переславский.

Смиренный   Варлаам,   архимандрит   донской.

Марта 6-го дня, 1757 года.

 

В. И. Ламанский. Ломоносов и Петербургская Академия наук. Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1865, кн. I, стр. 59—61.

 

Примечания.

1   «Гимн бороде» был написан, по-видимому, Ломоносовым в конце 1756 г. и сразу же получил весьма широкое распространение. Ни при жизни Ломоносова, ни в ближайшее после его смерти время «Гимн бороде» не был опубликован.  Однако сохранилось  большое  количество  списков   «Гимна»,  что  свидетельствует о его популярности.

2  Когда было свидание Ломоносова с членами Синода, остается неизвестным, по-видимому в начале марта  1757 г., после чего и был написан настоящий «доклад».

3  Очень скоро после посещения Синода и беседы с синодальными членами Ломоносов написал эпиграмму «О страх! о ужас! гром!», где есть такие стихи:

«Козлята малые родятся з бородами:

Коль много почтены они перед попами!»

(М. В. Ломоносов, ПСС, т/8, стр. 628).

4  Этот доклад Синода не имел для Ломоносова никаких последствий.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$