Донесение о неблагочинии в
1810-х гг. / Сообщ. Н.В. Губерти // Русская старина, 1878. – Т. 22. - № 7. – С.
476-479.
Донесение
о неблагочинии в 1810-х гг.
Трудно
поверить, чтобы в не очень давнее время, в первой четверти XIX столетия, происходили в
среде русскаго духовенства грустные факты, изложенные в представляемом мною
документе. Всего замечательнее то, что они совершались не в какой либо
отдаленной окраине России, но, можно сказать, в
сердце ея, в большом селе, отстоящем от Москвы не более как в 150 верстах!
Какое следствие имела нижеследующая жалоба священника на дьяконов и
причетников, и постигла ли законная кара виновных—остается неизвестным.
Качество
бумаги и почерк, которым написан документ, указывают на конец десятых, или
начало двадцатых годов текущаго столетия. Год и число не означены; в подлиннике
находятся помарки, поправки и надстрочныя приписки.
Н.
Г.
Донесение
села Белоомута, Борковской половины, протоиерею и благочинному отцу Тимофею
Козмину о поступках диаконов и дьячков того же села Белоомута Комаревской
половины, кои не только неприличны духовенству, но предосудительны даже и в
простом звании.
Буйство,
гордость, неуважение к священным местам, непокорность к священникам, каковые от
них бывают, объясняются следующими поступками:
В одно
время диакон Евфимий Денисов, по отпетии литургии с священником Николаем
Ивановым, в таком был изступлении, что забыл сан свой и самого себя; в стихаре
шумел, прыгал, и делал такия наглости, кои свойственны только съумасшедшим;
неоднократно выбегал из алтаря, и в присутствии прихожан, оставшихся слушать
имеющую быть панихиду, произносил мерзкия и ругательныя слова. Не стерпя же
укоризн их и насмешек, азартным образом вскочил в находящийся близ святаго
алтаря чулан, в котором некогда племянник его, находящийся при пономарском
указе, церковник Иван Иванов.......
477
о чем и было донесено вашему
высокоблагословению в то время. И как священник не мог иначе усмирить его, то,
только затворивши дверь, запер ее задвижкою, дабы он, по своей природной
храбрости, не спрокудил чего нибудь слишком важнаго: и хотя по отпетии панихиды
он и выпустил его, и просил быть посмирнее, но он еще более и более шумел, и
ругал священника свиньею.
Во время
служения ранней обедни, также с священником Николаем Ивановым, при сказывании
слов: «Со страхом Божиим», выкатилась из пазухи его табакерка, и покатилась в
Царския двери, чем произвел в присутствующих великой смех.
Во время
вечерни, чередный священник Иван Иванов, услышавший в Петропавловском алтаре
великой шум и хохот, послал пономаря Ивана Михайлова узнать о причине онаго,
который, пришед, нашел алтарь запертым изнутри щипцами; всматриваясь в скважину
двери, усмотрел в оном бегающих ребят; отворивши же съусилием двери, увидал
племянника сего диакона, с братом и другими ребятами играющих в гулючки, и
бегающих вокруг престола и через ковер; и когда означенный Иван Михайлов повел
их из церкви, мальчишка, по обыкновению своему, закричал во все горло; диакон,
вместо того, чтоб усмирить наказаннаго мальчика, и как родственнику поучить,
ругал пономаря Ивана Михайлова, говоря—как он смел его племянника вывести из
церкви, о чем и была подана жалоба в то же время.
Гордостию
своею и необыкновенным чванством, до такого дошел неистовства и до такой
степени унизил сан свой, не только ругал, но даже бил и выщипал бороду у
старика, который определен для того, чтобы топить церковь, о чем извольте
допросить его самого, священно-церковно-служителей, и бывшаго бурмистра
Полежаева.
Но
окончании литургии в субботу, на первой неделе сего Великаго поста, когда
прихожане, причащавшиеся Святых Тайн, слушали обыкновенный после причащения
бывающий молебен, церковнослужители, по их обыкновению, в алтаре, куда они
всегда собираются нюхать табак, и желая один перед другим захватить более,
нечаянно вышибли табакерку из рук державшего ее так сильно, что оная покатилась
в растворенныя в то время Царския двери, и близ стоящие причетники не мало
смеялись сему происшествию.
Неистовство
их до того простирается, что во святилище совершаются самыя богомерзкия
нелепости: на горнем месте, сидя
на стуле, стригут волосы, руки отирают ризами, вызывают друг друга биться на
кулачки, делают непристойныя кривляния и безпрестанные крики; не имеют ни
малейшаго уважения к святыне, облокачиваются
на жертвенник, что особенно делает диакон Евфимий, который если начнет что
говорить, то
478
обыкновенно или ложится на оном
заворотя руки назад, или бегает по алтарю как съумасшедший, и никогда не
слушают священника, запрещавшего cии непристойности.
Доказательством
сего послужит следующее происшествие: однажды диакон Василий, взяв поперег
дьячка Якова, столь сильно сжал его, что сей, почувствовав нестерпимую боль,
закричал весьма необыкновенно, и перепугал всех находящихся в то время; на
упреки чреднаго священника Ивана Иванова, который укорял их в непочтении
святыни, дьячек Яков ответствовал: «О вы, святоши! любите учить, а сами что
делаете?» И после сего стал говорить такия слова, которыя помещены быть здесь
не могут, а объяснятся вам словесно; при чем были: священник Николай и дьячек
Семен Михайлов.
24-го
марта, предводитель заговора на священников и крамол, о коем уже вы известны, диакон Василий, пришедши к вечерне,
начал укорять чреднаго священника Ивана Иванова, что-де не в свое ты дело
вступился, ибо оное до тебя не касалось, и угрожал ему не только лишением
чести, но сана; когда же вышеупомянутый священник приказал пономарю Ивану
Михайлову взять у него ключ от кружки, то он закричал: «не отдам ворам» и
повторил многократно слова сии; наконец, с досадою бросил ключ, который и
отнесен был в то же время к старосте церковному.
Сверх сего,
множество дел их, несвойственных с их саном, могут быть объяснены вам словесно,
поелику содержание оных не только нелепо и богопротивно, но и для
прихожан, которые часто нам,
священникам, о сем выговаривают, весьма соблазнительно и нетерпимо.
И посему,
церковь наша толико уничижена, толико поругана, толико обезславлена студными их
делами, что весьма прилично сказать об ней сии словеса Господни: «дом мой—дом
молитвы наречется, вы же сотвористе его вертеп разбойником». И святый алтарь у
них ни что иное, как торжище, где происходят безпрестанные счеты, поверки,
смешанные крики и ругательства, что весьма обезображивает cиe святое
место, и делает презренным для самых прихожан.
Того
ради, ваше высокоблагословение, покорнейше просим разсмотреть cиe дело, и
очистить церковь, уничиженную нами, и оправдать сан священства в глазах их, а
особливо пред диаконом Евфимием, не ставящим ни во что сан иерейства; наказать
же всех нас по достоянию; на что и ожидаем вашего благоусмотрения.
Не
наблюдая нимало благопристойности, озарничают всегда, бывше в благопристойных
компаниях, в которыя они призываемы бывают по уважению к их сану; в одной из
таковых комнаний, вышеупомянутый диакон Евфимий, вскруживши голову свою
излишеством винных паров,
479
между разнаго рода нелепостями,
продавал публично место свое, и добровольно отрекался от онаго, предпочитая
крестьянскую жизнь своей, и даже от одного в насмешку получил за оное задатку.
Когда же один из крестьян, Максим Келин, начал ему представлять о гнусности его
поступка, то он тотчас начал его ругать, и наконец учинил драку, о чем извольте
спросить его самого и вышеупомянутаго Келина.
Москва.
Сообщ. Н. В. Губерти.