[Григорьев
И.Г.] Современные записки надворного
советника Ивана Григорьевича Григорьева, им самим написанные. С.-Петербург,
1802 г. Детям моим. // Лященко А. Записки И.Г. Григорьева. – Спб.: Типография
Р. Голике, 1899. – С. 11-18.
Современныя
записки надворнаго советника Ивана Григорьевича Григорьева, им самим писанныя. С.-Петербург. 1802 года.
Детям моим.
Детство в Суздале.— Первоначальное обучение.— Экзамен у-еп. Симона в Москве для занятия пономарской вакансии.— Совместное обучение, с братом Петром, чтению и письму. — Леность обоих учеников. — Обучение пению.— В xopе еп. Порфирия Крайскаго.— Временное пребывание в Москве.— Обучение иконописанию.— Смерть отца.— Семинария в Суздале. — Митрополит Сильвестр Головицкий.— Переплет и чтение их.— Еп. Геннадий.— Его книголюбие.
Отец мой был уроженец Суздальскаго уезда, сын села
Тумы священника Якима Федотова 1), происходящаго, как по запискам
его значилось, от древней дворянской фамилии Пожарских; но непредвиденными
случаями дворянских тогдашняго времени хитростей, а наиболее по фанатической
ревности к Bере предков его, во времена ли России
смутныя избег гонения, перешел из воинственнаго в духовное звание,
именовался Григорий Святуха; потомки же его начали называться детьми Григорьевыми; а мать — того же города церкви сватых апостол Петра и
Павла диакона Петра Максимова Поморцева дочь, Дарья Петрова. И по сочетании
браком, город Суздаль был их жилищем, который состоял прежде Московской
губернии провинциальным, по учреждении ж наместничеств —
Владимирскаго наместничества уездным городом,
1) Но
родной брат моего отца и родной мой дядя Филипп Якимович и брат мой Василий Григорьевич, быв в военной
службе, писалися сей древней фамилиею, Пожарскими, а брат Григорий Григорьевич — Поморцевым.
12
от
Москвы 180, а от Владимира 30 верст. Отец мой в то время, как я родился (по
своеручной его записке, сентября 9-го дня 1738 года), был при церкви святого
Иоанна Златоуста, что на Сполье, диаконом. Воспитание мое в самом младенчестве,
как я чаю, было обыкновенное, и мать меня кормила своею грудью; по порядку же
прежде меня родившихся я был четвертый.
Между тем родитель мой в том же городе в 1742-м году
июля 4 дня посвящен в церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены
священником. А как я был уже шести лет, то усмотрели родители мои во мне собственную охоту к учению чтения книг. Почему начал отец мой учить
меня азбуке, которую я скоро и выучил с похвалою моей прилежности. Но по
неимению в готовности других учебных книг, учение, а с ним и охота, к стыду
моему, прервалися. Ибо праздность и ребяческия игрушки больше ласкают малым
детям, нежели полезное, соединенное с трудами учение. Когда же прежде начатое
учение продолжать стали, неохотность моя чрез леность, уклонение от онаго и
вымышленныя отговорки очень ясно оказались. При всем том, во время учения моего
книги Часослова при означенной царя Константиновской церкви была понамарская
вакансия, и прихожане, доброжелательствуя своему духовнику, а моему родителю,
советовали просить бывшаго тогда епархиальнаго архиерея, епископа Симона 1),
который в то время был членом в конторе Святейшаго Синода и жил в Москве, о
определении меня на упомянутую понамарскую вакансию. Итак родитель мой принял cиe нaмерение и, изготовившисъ к
пути, поехал со мною и с дядею моим, села Мордова священником,
Иваном Федотовым, имевщим с собою сына Ивана для такой же надобности, как и мы,
в Москву.
Окончив наш путь, приехали в город Москву, стали в
доме одного из наших родственников, и по отдохновении от дорожных безпокойств,
когда пришло время подать прошение apxиepeю, то по обыкновению
должно было меня представить к
1)
Епископ Симон, из архимандритов Саввино-Сторожевскаго монастыря, хиротонисан во
епископа Суздальскаго и Юрьевскаго 21 ноября 1739 г. Умер 15 декабря 1747 года
и погребен в Суздальском соборе. (А. Л.).
13
нему
для слушания в чтении книжном. Почему родитель мой, взяв меня с собою, поехал с
извозчиком на роспусках, называемых ныне дрожками. На дороге извозчик из
любопытства спросил: «Батюшка, куда вы везете мальчика?» На что он, шутя
сказал, что в школу. Я, это услышав, пришел в такой страх и бешенство, что не
только ревел из всей силы, но рвался, чтоб уйти с роспусков; почему родитель
мой принужден был держать меня, а я, как он мне сам сказывал, кусал ему руки,
подобно собаке. Вот как ложное воображение действует в слабых детских умах с
одного имени, — где полезныя учения преподаются,—школы, к чему бы с ранним
радением стремиться надлежало. И сколько чувствуемаго мною тогда было от учения
отвращения, то столько, или еще 6oлее потом, как стал я несколько различать полезное от вреднаго, о потере онаго драгоценнаго к научению времени имел и ныне еще имею сожаление;
но уже минувшее время невозвратно.
Потом, как привезли меня в дом архиерейский, отец мой
уверил меня, что привез не в школу, как он шутя сказал, а что
меня сделают пономарем, где мне изъяснил, я думаю, все онаго звания выгоды; отчего сделался я спокойнее. Причем напоминал он
мне, как должен я явиться пред лицо святого владыки; отчего вместо прежняго
страха вселилось в меня любопытство, наполненное многими великолепными
воображениями. Я чаял тогда увидеть святого владыку во всей их человеческой
присвоенной духовным чинам славе, одетаго
златотканными одеждами, со множеством предстоящих служителей. Но это было
напрасно; когда я увидел его в монашеском нелепом одеянии, то по глупости моей,
вместо, чтоб читать то. что я почти с месяц учил, глядя на него улыбался. Apxиepeй, приметив оное, сказал мне: «Не смейся, мальчик,
читай!» И я, исполняя приказание его, прочитал то место из следованной
Псалтири, которое учил, а именно молитву «Возведох очи мои ropе, отнюдже придет помощь моя». И по
окончании таким образом слушания моего, как вышли из келии его вон, то как
служители духовные святого владыки, то есть иподиаконы, из коих один нам был
свой, также и отец мой спрашивали, чему я смеялся. На сей вопрос сказал я им
следующее: «Говорили мне, что увижу apxиерея, а он
такой же, как и прочие, старец». Сему они все до-
14
вольно
смеялись. После того был я, при помощи моего родителя, зрителем московских
огромных строений, великого множества тамошних рядов и прочих примечания
достойных мест, которыя, в сравнении маленькаго нашего города, казались мне; до
безконечности великолепными. По окончании в Москве о опредълении моем дела,
отправились мы обратно в Суздаль, и приехав домой благополучно, начали
продолжать начатое мною учение чтения книг, которое я не так уже охотно
принимал, как прежде. В то же время привезли из села Тумы двоюродного мне брата
Петра для того ж, и чтобы мне с ним вместе охотнее было учиться.
Итак я с ним стал обще ходить к мастеру, живущему на Сполье, в златоустовском
приходе, купцу Степану Кувшинникову, который, сверх учения нашего, шил рукавицы
для продажи в лавке. В продолжение учения делил я с братом Петром поровну как
леность к учению, так и отбывание от онаго к гулянью... Bcкopе брата Петра взяли домой, а я уже один окончил учение
русской грамоте, также и писать.
Потом родитель мой, по совету одного из его прихожан,
купца Федора Гостева, который до церковного пения был великий охотник и пел
басом, по усмотрению обще с ним во мне к тому способности, отдал меня для
обучения партеснаго пения славному тогда из купцов во всем городе Исааку
кузнецу, у котораго я с прочими и обучался. И когда я узнал тоны нот, бемоли и
диезы, также по приобретенной в том привычке, мог уже с другими петь в хоре, то имел в их компании второго
дисканта. А в 1750-м году в октябре месяце взят я был бывшим в то время
архиереем Порфирием Крайским 1), по
представлению его иподиакона Ивана Семенова, нашего свойственника, в apxиeрейской дом и
определен в певческий хор. В 1751-м году посвящен в стихарь, а в 1752-м году
взят с прочими в
1)
Еп. Порфирий Крайский, из архимандритов Донского монастыря, был епископом
Суздальским с 30 мая 1748 по 9 октября 1755, когда переведен в Коломну; умер в
1768 г. в Белгороде. Он был в заиконоспасской академии учителем Ломоносова. О
его проповедях см. в ст. Ц. A. Попова
"Придворныя проповеди в царствование имп. Елизаветы Петровны," в
„Лет. Р. лит. и древн." т. II,
отд. III, стр. 19. (А.
Л.)
15
Москву,
где и жили мая с первых чисел — следующаго года февраля по 2-е число.
Выехав из Москвы, приехали мы в Суздаль благополучно,
исключая одну зимнюю и морозную стужу, которую мы в продолжение дороги очень
чувствовали.
По приезде же домой, между прочими по должности
упражнениями, по некотором времени начал было я учиться
иконному писанию, имея в том наставление от главнаго тогда в городе иконописца
Семена Носова. Я уже приобрел привычку—по взгляду на образец — рисовать,
смешивать краски и делать происходящее из того цветы или колера, а напоследок и
сам собою писал несколько изображений, кои называются иконами, но совершенство
в сем художестве чем-то воспрепятствовано, — теперь подлинно сказать не могу.
В 1754 м году (13 октября) родитель мой скончался,
оставя как родительницу нашу, так меня, братьев моих Василья, Сергея, Григорья,
Матвея и сестру Авдотью в крайней горести и беднейшем сиротстве, а притом и без
всякого достатка....
Сей apxиepeй (еп. Порфирий) доброе сделал только
то, что завел по своему желанию чрез выписаннаго им учителя Дамиана, а в
монахах Димитрия Грозинскаго 1), в Суздале семинарию, в которую и
малым певчим, в том числе и мне, по воле ходить
учиться приказано; что несколько времени и исполнено было, но негодная леность воспрепятствовала пользоваться
таковым похвальным благодеянием.
В 1757 году приехал на его место назначенный из Тобольска митрополит Сильвестр, по фамилии Головицкий 2),
человек уже пожилых лет, однако, как видно, довольно ученый; ибо он вступя в
нашу епархию, говорил раз до трех изустныя проповеди, имел изрядную библиотеку,
также покупкою новых книг приумножал оную. Провожавшая же его из Тобольска
свита дожи-
1)
Димитрий Грозинский, впоследствии архимандрит Спасскаго монастыря в Новгороде
Северском, умер в 1771 году. О нем см. „Словарь" Геннади Т, 302, „Обзор
духовной литературы" Филарета, изд. 3 C.-П6. 1884, стр.
342. (А. Л.)
2) Сильвестр Гловацкий переведен из Тобольска в Суздаль 9 октября 1755 г. Умер 20 мая 1760 г. и погребен в Суздальском соборе (А. Л.)
16
далась
в Суздальском архиерейском доме, до посвящения к ним новаго архиерея1),
с которым, они и поехали туда обратно, прожив в Суздале довольное время.
В cиe время получил я возобновившуюся прежнюю охоту переплетать
книги, происшедшую от склонности к чтению оных. И для того, разбирая старыя
книги, чрез примечание старался достигнуть своего намерения, и спрашивая
знающих оное, сделал в том начало и производил cиe ремесло, — так что оно мне современем и некоторою пользою служило, a особливо в разсуждении бывшаго тогда аpxиepeя, митрополита
Сильвестра, которому я тем служил и получал награждение за труды, что продолжал
я при последовавшем потом apxиepeе.
В 1758-м году в феврале месяце брат Василий с приехавшею к нам из Санкт-Петербурга теткою Домною Петровною,
(бывшею в замужестве Петропавловской крепости за дьячком Иваном Аргеевым, чтоб
повидаться с сестрою своею, а нашею матерью — взяв паспорта из консистории,
поехал с теткою в Петербург, с
надеждою для приискания там
себе церковническаго
места; по приезде котораго и старались
о нем находившиеся тогда дяди с отцовской стороны, капитан Филипп
Якимович Пожарской, а с матерней Яков Петрович Поморцев. Но как в то
время таковой вакансии не
случилось, срок же
паспорта уже вышел, то cиe и понудило его, чтоб не возвращаться домой в
разсуждении бывшаго тогда набора для укомплектования Голстинскаго полка,
вступить в военную службу; в оной полк был он принят и послан с прочими в
Голстинию для обучения тамошней экзерсиции и немецкому языку.
В 1759-м году зимою в последних числах генваря товарищ
мой и друг Петр Петрович Чижев, — по некоторым притеснениям от бывшаго тогда
при архиерейском доме поддиакона Василия Львова за то, что он имел дружеское
обхождение, обще и со мною, суздальской провинциальной канцелярии с
канцеляристом Петром Андреевым сыном Патрикеевым, что якобы духовнаго чина
людям с статскими обходиться не пристойно; главнейшею причиною было то, что
Петр Петрович не соглашался взять по никоторым объстоятельствам сестры его себе
же-
1)
Митрополита Павла Конюскевича, хиротонисаннаго
23 мая 1758 г.
17
ною,
— взяв, хотя и с великою трудностию, паспорт, ибо оный хотели отобрать от него
насильно, уехал в С.-Петербург и по некотором времени определился в военную
коллегию, где и дослужился трудами своими и особливо прилежностию до
штаб-офицерскаго чина.
В 1760-м году в мае месяце митрополит Суздальской
Сильвестр умре; на место котораго в 1761-м году назначен из Волоколамскаго
монастыря архимандрит Геннадий.1),
В 1762 г. прислан в консисторию указ, чтоб для встречи
новопроизведеннаго в Суздаль архиерея присланы были в Москву для составления
свиты его иеромонахи, певчие и потребное число церковной ризницы
для служения его, также и карету с лошадьми. Между отправленными певчими и я
помещен был. По приезде нашем в Москву, что было в марте месяце, дожидались
новаго владыки недель около двух, который приехал в провожании иepoмонaxa Евстафия,
бывших в Петербурге певчих, и двух любимых келейников. Мы предстали лицу его с
крайним почтением, смешанным со страхом. Он не преминул потом чрез иеромонаха
Евстафия узнать о состоянии всех нас или лучше сказать, ему описали нас
каждаго, кто каков есть. Между прочими мне послужило счастием рекомендации, так
что я во время жития его в то время в Mocкве, удостоен был при выездах его для посещения некоторых
духовных и светских знакомых персон в услуги — к принятию его из кареты, также
трости и муфты. А отправясь из Москвы и по приезде в Суздаль, прочая свита
поехала в город, а он поехал в состоящий не далее от города трех верст, в
Красном Ceле, загородный дом для отдохновения; оттуда же в
воскресный день въехал в город. И в церковь входя, в Иерусалим, облачась к
священнослужению, шел к дожидавшимся у той церкви и в оной служил литургию, по
совершении которой в доме apxиepeйском в большой крестовой семинарии учителем Димитрием
Грозинским и учениками говорены были архиерею похвальныя речи; что все и
окончилось хорошим обедом, так что один запах от кушанья возбуждал желание к
пище.
1)
Епископ Геннадий Драницын умер 11 апреля 1775 г. в Москве. О нем см. Словарь Геннади 1. 204. (А. Л.)
18
Я не могу описать всех подробностей, какия при
вступлении новаго командира требуются. Довольно сказать, что новый apxиepeй в разсуждении
ученых его качеств был великий охотник до книг, и для того выписывал из
Петербурга и Москвы на латинском и русском языках новыя книги, которыя я имел
честь ему переплетать, и тем снискал его к себе благоволение;
а поелику при вступлении его была при доме архиерейском порожняя иподиаконская
вакансия, о которой хотя и многие из товарищей моих и из других церковников
старались, однако меня больше одобрили, и признали достойным, в
разсуждении чего и приказано мне было жениться.