Императрица Елизавета Алексеевна. Легенды в городе Белеве о ее кончине / Записал Г. Покровский // Русская старина, 1884. – Т. 42. - № 6. – С. 633-635.
ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИСАВЕТА
АЛЕКСЕЕВНА.
Легенды в городе Белеве о ея
кончине.
Покойный граф Сергей
Семенович Уваров в его очерке, напечатанном, в «Русской Старине» изд. 1884 г.,
январь, поставляет быструю и нисколько загадочную кончину государыни Елисаветы
Алексеевны в психологическую связь с кончиною ея державнаго супруга—еще более
загадочною—ни по чему нежданною и негаданною.—«Эти две души сродныя,— по его уверению,—не могли быть разлучены
надолго». Белевские обыватели также объясняли в свое время кончину этой
императрицы в Белеве или около Белева непосредственною зависимостию от кончины
ея супруга; но для этого не углублялись в таинственную область связи двух душ,
а решили себе вопрос о поразительно-быстром последовании одной смерти за другою
проще и облекли связь двух загадочных смертей в ряд фактов, из которых
сложилось и долго передавалось (быть может и теперь передается), без особенно
заметных вариантов, белевское сказание и—назад тому 50—45 лет— передавалось с полною
верою в историческую истинность передаваемых фактов.
Белевское сказание гласило
так:
Императрица Елисавета
Алексеевна, в Таганроге, за несколько дней
(а м. б. недель) до внезапной болезни императора Александра 1, поправилась,
чувствовала себя сравнительно окрепшею и бодрою, ухаживала за больным без
устали; с самой минуты его смерти до отправления тела покойнаго императора
держала себя изумительно твердо и, собираясь из Таганрога в обратный путь и во
время путешествия до Белева, ни чем не обнаружила перемены к худшему в
состоянии своего здоровья.
На встречу
императрице-супруге Александра I спешит вдовствующая
императрица-мать; между ними условлена заранее встреча в Калуге.
Последнее обстоятельство
отмечено и г. Уваровым, но без всякаго объяснения и мотивов этой условленной
встречи и — по чьей инициативе она вызвана.
На последний вопрос белевцы отвечали вполне уверительно, что
634
царица-мать поспешила на встречу невестке по ея
настоятельной просьбе. К этому еще добавляли, что никто из сопровождавших
Елисавету Алексеевну до приближения к Белеву не знал о предстоящей встрече двух
вдовствующих императриц; только здесь от
кого-то из белевских чинов, сновавших для углаживания дороги царскому поезду,
спутники Елисаветы Алексеевны узнали, что императрица-мать прибыла в Калугу и
там будет ждать свою невестку.
Отвечали белевцы — не
гадательно и предположительно, а тоном уверенности — и на вопрос о целях
свидания двух императриц подальше от столицы, хоть этот ответ, если он не был заготовлен, унесла с
собою в безъответную могилу, не успев высказать даже на ухо царице-матери,
Елисавета Алексеевна. Она-де вызвала на встречу себе царицу-мать, чтобы
поведать ей тайну загадочной, чрезвычайно скоротечной болезни и негаданной
смерти своего мужа после утренняго кофе или шоколату у какой-то
высокосиятельной дамы в пригородной вилле или садовой беседке, а не после прогулки по вершинам гор таврийских.
Сказание белевское о кончине
императрицы Елисаветы Алексеевны весьма резко расходится с показаниями
французскаго панигирика-некролога, извитийствованнаго русским придворным
сановником. Белевские современники события и отчасти свидетели-очевидцы или
пересказчики говора из первых рук передавали его в таком виде:
— За неделю до вешняго Николы
жители Белева оповещены властями, что царский поезд приближается. Народ все улицы
запрудил; со всех сторон двигались гужом к дому на окраине города, назначенному
под квартиру ожидаемой царице; густыя толпы выдвигались далеко за город по
дороге на встречу царскому поезду. Ожидали прибытия еще далеко до заката
солнечнаго. Но как раз к самому закату медленно двигавшийся поезд совсем
остановился, версты четыре не доезжая до города, у подгороднаго села (кажется
Мишино прозывается). Отделились-это наших двое или трое от
поезда—капитан-исправник, городничий и еще кто; скачут по дороге, и строго так,
но без окриков, народу командуют: «назад! по домам! никакой встречи не будет!
по улицам чтобы не сновали; шуму—ни-ни! избави Бог! Государыню тревожить
настрого заказано!» Так по всей дороге и по улице до царской квартиры все
очистили от народа. А сами стали у подъезда на караул. Стемнело. Народ притих;
но по домам не сиделось. Где поближе к царской квартире обыватели выползали
потихоньку, чтобы своего начальства не растревожить, становились у своих
калиток, кои поплотней к заборам уставились; многие хоть и с опаскою
пробирались ближе к царской квартире; насупротив ея все заборы были вплотную
народом подперты, а поверх (через заборы со дворов) головами унизаны.
635
Так близу полуночи, еще
издалека—с самаго въезда в улицу, ведущую прямо к подъезду царской квартиры,
послышался такой быстрый стук колес, как у почтарей-троечников. Во весь дух
поезд пронесся и стал у подъезда! Из передней кареты кого-то высадили и на
крыльцо под руки повели; вслед затем из той-же кареты бережно вытащили и двое
понесли. Суета поднялась непостижимая! Какой-то из царской свиты кричит
городничему или кому другому из наших: «Государыне дурно! Священника просит!
Живо! Сию минуту! Христа ради скорей!» Только и видели и слышали на встрече царской
среди ночи!
Привезли священника наскоро
(называли его и по имени—один из учителей местнаго духовнаго училища). Он, —
говорят, — напутствовал какую-то закутанную особу. А на разсвете весь город
(всю ночь тихо волновавшийся) узнал, что государыня Богу душу отдала, и посланы
с этою вестью гонцы в Калугу к царице-матери. Вот и состоялось свидание живой с
мертвою не в Калуге, а в Белеве. Во всем и на все Божья воля. Но есть Божья
воля, которую зовут Божьим попущением за грехи наши. И это дело сталось по
Божьему попущению злым людям. Бог знает и разсудит на том свете,—случай или
злой умысел не допустил двум императрицам поделиться секретом о загадочной
смерти императора Александра I.
Таков сказ Белевский!
В первый раз привелось мне
выслушать его во дворце (так назван дом, в котором приготовлен гроб императрицы
Елисаветы Алексеевны; он стал притом для бездомных и обнищавших вдов из
дворянских и священнических жен) от старушек дворцовых, с которыми близко
познакомился я, ходя во время вне-классное для экстра-ординарных занятий
классиками к моему незабвенному инспектору и наставнику П. И. Оболенскому,
бывшему настоятелем домовой церкви в этом Белевском дворце. В пять лет
(1834—1838 гг.) моей школьной жизни в Белеве приходилось слышать эту повесть от
многих разнаго звания сказателей, которые не разногласили.
Протоиерей Григорий
Покровский.
Астрахань