Император Павел и старообрядцы / Сообш. И.Н. Лапотников // Русская старина, 1878. – Т. 22. - № 5. – С. 173-176.
Император Павел и старообрядцы
25-го ноября 1800 г.
25-го ноября 1800 года был
для меня день достопримечательный. Это было воскресение. Я смотрел на развод
пред Зимним дворцом, в присутствии государя императора Павла Петровича бывший.
Народу было множество, между коими, увидев большую толпу знакомых прихожан
„Миловской" церкви, в том числе и самого Ивана Ивановича Милова со
священником и прочими крылошанами. я присоединился к ним и стал у
Комендантскаго подъезда. Тут услышал я, что государь изволил быть у Милова в
доме и церкви 20-го ноября и в сей день пригласил его со всеми прихожанами в
придворную церковь. Хотя я и не был из числа прихожан Милова и не знал цели
царева приглашения, но, видя множество знакомых, решился идти с ними. Развод
кончен у дворца; государь изволил пройти мимо нас на Комендантский подъезд и
вслед за ним г. обер-полициймейстер и прочие полицейские чиновники стали приглашать
простой народ в придворную церковь.
Милов с прихожанами своими
пошел вперед — я за ним. Вошли в церковь и заняли места по левую сторону от
леваго клироса до самых дверей—почти целую половину церкви. Правая сторона была
свободна; кое-где стояли придворные чины. Вскоре послышалось в предцерковных
покоях движение—и государь император со всею царскою фамилиею и вельможами
изволил войти в церковь и стать по правую сторону, на царское место. Началась литургия,
которую служил царский духовник, — и мы, смиренные прихожане Милова, стоя у
леваго клироса, положа шляпы и шапки на пол, вынули из карманов чотки — кто
только имел — творили крестное знамение и поклоны по обычаю Миловской церкви, и
благоговейно посматривали на государя императора и на все нас окру-
174
жающее. По окончании литургии и молебна — ибо в сей
день праздновали тезоименитство Екатерины Павловны — его величество изволил
подходить ко кресту и приветствовать Милова, близко тут стоявшаго, и потом тем
же порядком во внутренние покои возвратиться. Народ медленно выходил из церкви,
а Милов с избранными прихожанами отведен в особый покой по правую сторону
церкви, из котораго несколько человек, казавшихся сомнительными, т. е. не
русскаго покроя— обракованы и выпровождены вон. Потом, минут через 5 или 10,
приказано было перейти в государеву опочивальну, на дворцовую площадь, подле
Фонарика находящуюся. Любопытство влекло меня: я одет был в шинели, Милов меня
не знал; я боялся, что меня обракуют, и потому старался быть назади и от зорких
взоров его укрываться. Но когда достигнули до дверей опочивальней, тогда я уже
смелее входил в оную. Нас было от 30-ти до 35-ти человек. Войдя в спальную,
сотворили мы пред иконою три обычные поклона и кланялись государю в землю,
который был только с графом Кутайсовым.
В опочивальной были
маленькая односпальная кровать с одним тюфяком, один письменный столик, и в
углу божница, в которой за стеклами стояли несколько разных образов за стеклами-же и крестов со св. мощами.
Государь, поздаровавшись изволил спрашивать Милова и священника, рядом
стоявшаго:
— „Каково понравилось вам
служение литургии, какую разность
находите между старой и нынешней службой, можете ли служить
вместе, т. е. миловской священник с придворными?"
Милов с прочими почтительно
ответствовали, что служение весьма хорошо, что разность известна в старых и
новых книгах и что, без соглашения разностей, служить вместе одинаково не
могут.
На сие государь заметил почти сими
словами: „я знаю, что есть разность в произношении слов; например, в старых
книгах написано в возгласе: и во веки веком, а в новых: и во веки веков, но
это, по смыслу их, все равно. Также в старых книгах написано говорить aллилyiя
дважды, а в новых трижды — и это не составляет никакой важности. Вам известно,
что и в самых старых книгах разных выходов есть разности, а потому церковь
собором определила все книги пересмотреть, исправить и ввести единообразие. Для
чего же от нея отделяться и на столь много разных толков?"
— „Ваше величество, — некоторые
возразили, — мы не столько удалены от соединения, как называемая безпоповщина,
которая ни священства, ни св. причастия, ни прочих таинств не имеет".
175
— „Так, вот видите и
сознаетесь сами, что в вас единства нет, и потому-то я постараюсь соединить
всех; а между тем предлагаю вам отслужить обедню в следующее воскресение по
вашим старинным книгам, а чтоб согласны
были в служении, я назначаю вам протодиакона, котораго угодно; возьмите его,
согласитесь во всем, спойтесь и приходите все. Согласны ли на это?"
Мы все поклонились и
назначили протодиакона Ивана Александровича.
Между тем разговор
продолжался и государь спрашивал: „где находятся молебные домы
безпоповщины?"
О них сказали, что Федосеева
согласия в доме купца Косцова, в доме Пешневскаго, на Охтенском и Волковском
кладбищах, и поморян — на Моховой улице. Потом выхваляли свое смирение, тихую и
простую жизнь и указывали на добродетельных седых старичков, между которыми на
лицо тут был Степан Иванович Барка, низенький, плотненький, кушаком
подпоясанный—и словом и делом простенький, которому уже 80 лет:
Государь внимательно
посмотрел на него, протяжно произнес: „восемьдесятъ лет!"— и Барка удостоверительно
повторил:
- „Да, батюшка ваше величество, безделки не хватает", — и
повалился в ноги.
Государь засмеялся, а за ним
граф Кутайсов, и все мы предстоящие не могли удержаться от смеха. В то же время
государь изволил обращаться с вопросами к священнику:
— „Кто ты, откуда, где
обучался, кем поставлен?"
На что священник отвечал,
что он поставлен в Новегороде, был там при архиерее, имел
счастие видеть государя императора во время проезда его в Москву на коронацию.
Потом государь, окончив с
ним разговор, сказал ему: „благослови же меня", — и он благословил его по
миловски.
Наконец, когда государь
изволил сказать: „идите с Богом", Милов стал откланиваться и подошел к
руке; тогда государь указал на иконы, подошел к божнице, отворил рамку и
сказал: „не угодно-ли приложиться к св. мощам и иконам?" — и тут же указал
на образ, который поднесла дочь Милова, в вышеупомянутом государевом посещении
его.
Тогда все мы, сотворив
трикратное поклонение, прикладывались к иконам и потом целовали руку государя,
тут же стоявшаго, и после того один за другим медленно выходили и возвращались
в домы свои.
Сие событие произвело в городе
разные толки. Миловщина. раду-
176
ясь такому неслыханному происшествию, надеялась на
монаршее благoвoлeниe, готовилась к предназначенному общему служению во дворце
и надеялась получить свободу и новой блеск для своей церкви. Напротив того,
безпоповщина погружена была в ужасное безпокойство и опасения. Содержатели
часовенъ или моленных—Косцов, Пешневской и прочие—взяты были под стражу,
которым объявлено было, чтоб они соединились с миловщиною и составили единое
общество или церковь под названием благословенной - единоверческой. А как они
ни на что не соглашались, а просили оставить их так, как они долгое время были,
то Пешневскаго велено обрить и отдать в фурманщики, а Косцова посадить в
с.-петербургскую крепость, в которой и просидел до восшествия на престол
благополучно ныне (писано в 1802—1820-х гг.) царствующаго государя императора
Александра Павловича. Он воцарился и все темницы и крепости отверзлись — и
узники возвратились в домы свои.
Примечание составителя разсказа: Церковь
Милова находится в доме Милова у Воскресенскаго моста, над коей позволено
поставить деревянный осмиконечный крест и звонить в колокола. Государь Павел
Петрович знал издавна Милова лично.
Сообщ. И. Н. Лапотников (из
бумаг его деда).