Какушкин А.А. Из воспоминаний старого инженера // Русская
старина, 1893. – Т. 79. - № 8. – С. 400-402.
Из воспоминаний старого
инженера.
В 1844 году
государь император Николай Павлович повелел устроить шоссе по дорогам, идущим к
Красному Селу, где постоянно располагается лагерь и производятся маневры,
именно: по старой мостовой от д. Лигово (в 13-ти верстах от Петербурга), от
Гатчино, от Кипени и от Ропши, а также из Царскаго Села от д. Александровки,
чрез д. Кофово к Знаменской мызе на Петергофском шоссе.
Зимою 1844—1845 года
производились изыскания и составлялись проекты для шоссе от Лигова к Красному Селу
и от Царскаго Села к Знаменской мызе, прочия шоссе строились впоследствии.
В ту же зиму началась
заготовка материала для этих дорог и с ранней весны приступлено к производству
работ, с тем, чтобы Красносельское шоссе окончить к выступлению кавалерии в
лагерь, так как полки кавалергардский и конно-гвардейский должны быть размещены
по слободам Павловской и Братошинской, чрез которыя пролегает означенная
дорога.
Постройка сего шоссе
производилась чрез подряд, подрядчиком был служивший по министерству внутренних
дел (в 3-м отд.) надворный советник Синицын; шоссе строилось распоряжением
бывшаго 1 округа путей сообщения, под руководством начальника бывшаго IV отделения,
инженер-подполковника В., а производителем работ был его помощника,
инженер-капитан Г., составлявший и проект сего шоссе.
Подрядчик, желая, чтобы о
нем говорили, выставил рабочих разных наций, работавших в разных местах и в
разных костюмах; у него были татары, латыши, малороссы в национальных одеждах,
чухонцы и русские артелями в разнаго цвета рубашках и одинаковых по группам
шапках, а об выполнении условия окончить в срок работы мало заботился и наконец
оказался совершенно неисправным.
401
Прежняя дорога, мостовая,
которая перестраивалась в шоссе, в самом Красном Селе, начиная от церкви, мимо
бывшаго посольскаго дома и по слободам Братошинской и Павловской, на протяжении
до 4-х верст, была чрезвычайно волниста, с большими возвышенностями и тяжела
для проезда; посему составитель проекта и предполагал сделать продольную
профиль шоссе с правильным уклоном, для чего потребно было сделать местами
довольно значительныя выемки в полотне, а местами насыпи; этим уничтожались
имевшияся во множестве в дороге трубы, и проект этот так и был утвержден, но
при составлении его, по ошибке, не была
взята в соображение местность по сторонам дороги, где расположены крестьянские
дома и дома для начальства и другие, так что некоторые дома остались высоко над
дорогою, а другие—внизу оной, и не было возможности из домов выезжать на шоссе,
надо было далеко объезжать, чтобы попасть на оное.
Весна 1845 года была сильно
дождливая, грунт же земли под дорогою глинистый, а ко времени вступления войска
в лагерь еще и полотно шоссе не было подготовлено, чрез что положительно не
было проезда, и все эскадроны сказанных полков должны были ездить на военное
поле задами крестьянских изб, не по дорогам.
О таком состоянии дороги
начальством гвардейскаго корпуса доведено было до сведения Его Величества, и
государь в первый же свой приезд в Красное Село нарочно поехал на строящуюся
дорогу лично убедиться в том, что ему было доложено.
Вслед затем государь
потребовал в Красное Село бывшаго тогда главноуправляющаго путями сообщения,
графа Клейнмихеля, и лично показал ему сделанныя при устройстве дороги ошибки,
приказав взыскать за это с виновных, немедленно работы довести до конца, а все
неправильное исправить. Граф Клейнмихель, будучи огорчен замечанием императора,
сильно разсердился на всех участвовавших как в составлении и утверждении проекта, так и на заведывавших
работами, а каков он бывал в гневе, вероятно, всем известно. Возвратясь в
Петербург, он приказал на другой же день утром рано явиться в Красное Село:
начальнику округа инженер-полковнику X., начальнику отделения
инженер-подполковнику Б., в ведении которых находились работы, и производителю
работ инженер-капитану Г., и приехал сам с состоявшим в то время при нем инженер-маиором Лидерс
(впоследствии бывшим начальником
телеграфов).
Страшно разсерженный, граф
пешком прошел все вышесказанное протяжение дороги вместе со всеми поименованными
лицами, указывая им на каждом шагу все, что нашел неправильным, с пеною у рта
кричал, бранил первых троих, не воздерживаясь ни от каких слов и выражений, в
присутствии почти всех офицеров и нижних чинов двух кавалерийских полков,
вышедших из своих квартир, обещая всех участвовав-
402
ших в постройке и утверждавших проект выгнать из
службы, и наконец приказал подполковнику Д. и капитану Г. тотчас отправиться на
Красносельскую гауптвахту на два месяца, а начальнику округа, полковнику X., сказал:
«а ты у меня не смей сходить с дороги, пока шоссе не сделается», прибавив:
«чтобы с тобою ни сделалось». Продолжать работу велел, вместо Б., маиopy Л., а
вместо Г. инженер-поручику К.
Напуганные Б. и Г. все два
месяца были в страхе и отчаянии, но, по истечении срока ареста, граф, забывши
свой гнев, оставил их на своих местах службы, по-прежнему был к ним милостив и
расположен.
По выступлении же в августе
войска из лагеря, все замеченныя графом неправильности было поручено тому же
поручику К. переделать, а именно: сделать в некоторых местах прежния насыпи в
полотне, сделать от каждаго дома мощеные спуски на дорогу, устроить против
домов, на краях откосов глубоких боковых канав, сплошныя по обеим сторонам
шоссе, перила и многое другое, и все на счет виновных.
Несколько раз во время сих
работ, для осмотра приезжал граф в Красное Село и в конце сентября, когда уже
немного оставалось окончить, он, взяв за плечо поручика К., указал на небо и
сказал: «видите небо серое, смотрите» и, погрозив пальцем, прибавил: «чтоб все
было окончено до снега, который уже собирается».
Вскоре все было окончено, и
тогда граф по доброте своей не приказал относить расход по этим работам на
виновных.
А. А. Какушкин.