Каменный Ф.А. Основание театра в Харькове. В 1780 г. // Русская старина, 1882. – Т. 34. - № 8. – С. 433-441.
OCHOBAHИE ТЕАТРА В ХАРЬКОВЕ.
в 1780 г.
Насколько известно, мы обладаем таким незначительным
числом материалов к изучению истории русскаго театра, что всякая мало-мальски
характеристическая черта, могущая служить для будущаго составителя истории его
руководящею нитью, не должна пропасть безследно, почему я, собрав не
безъинтересныя сведения об основании харьковскаго театра, помещаю их в печать и
надеюсь, что интересующееся театром не перебросят по разрезанными те страницы,
на которых помещена эта небольшая история основания одного из лучших
провинциальных театров.
С открытием в 1780 году
наместничества, в Харьков прибыло много чиновников для занятия всевозможных
должностей в новых учреждениях, почему и жизнь в Харькове сделалась значительно
оживленнее. Переселившиеся по службе дворяне и прибывшие из разных мест чиновники
составили между собою довольно тесный кружок, который, между другими
увеселениями, устроил, исключительно для себя, и театр. Кто были актеры, какия
давались пиесы, при всех стараниях не удалось узнать, но передавали за верное,
что даже даваемы были балеты, устроенные отставным танцором С.-Петербургскаго
театра Иваницким. Следует предполагать, что балеты эти были просто характерные
танцы, исполняемые во время представлений. Вся труппа состояла из двенадцати
или пятнадцати человек и все из Харьковцев; между актерами были и женщины, так
как предание гласит, что особенно восхищались одной из танцовщиц, маляривной
(дочерью маляра), пленявшей всех посетителей ловкостию и легкостию танцев, а
еще более привлекательною наружностию. Где, в каком доме и как устроена была
сцена, а равно когда и почему все это разстроилось— неизвестно; впоследствии-же
очень часто слышалось в обществе сожаление, что нет театра и вот некоторые из
чиновников придумывали как бы пособить горю и устраивали по временам спек-
434
такли, но все это после перваго же представления
разрушалось—не было места, где бы можно было хотя кое-как устроить сцену, а
также представлялось не мало затруднений собрать актеров.
В 1789 году определен был в
Харьков губернатором или, как тогда называли, правителем губернии бригадир
Федор Иванович Каменский, служивший до того времени в штате светлейшаго
Потемкина. С приездом новаго начальника все воодушевилось. Председатели,
советники, прокуроры, стряпчие разных присутственных мест, большая часть коих
ныне уже и забыта по названиям, с своими семействами составили многолюдное
общество. Супруга и две дочери правителя губернии поддерживали единодушие всего
общества—были с каждым ласковы, ко всем приветливы, обращались искренно, по
русски—без гордости и чванства; все сдружились и полюбили их, безпрестанно
посещали или угощали их у себя. Начались балы, маскарады, благородныя собрания
или клубы; к умножению увеселений Каменский предложил основать театр.
Предложение это было принято всеми с
восторгом и тут-же, для первоначальнаго обзаведения, внесена значительная сумма
1) - сто рублей серебр.! и этой суммы было весьма достаточно. Не
прошло и месяца. как театр с ложами и другими принадлежностями был открыт; вот
это как было:
В 1787 году, по случаю
проезда через Харьков государыни императрицы Екатерины II, к так называвшемуся,
выстроенному с открытия наместничества, дворцу пристроена была внутри двора из
досок временная, обширная зала, кругом с хорами в два яруса, внутри
росписанная. В этой зале дворянство наместничества и чиновники удостоены были счастия
быть на бале, данном ея величеством. После того зала эта не была никем
занимаема и в ней-то устроен был театр. Немного требовалось, чтобы в готовой
зале поставить сцену с кулисами и росписать их; мастеровые взяты были из
губернской роты и по приказу все сработали. Две декорации—комнату и лес росписал и поставил губернский механик
Лука Семенович Захаржевский; он же умудрился так устроить, что занавес
поднимался и даже свободно опускался над плошками, изображавшими из себя рампу.
Над последними была навешана доска, которая, в случае надобности, делала на
сцене ночь.
Захаржевский имел много
природных способностей, но как не учился нигде обстоятельно, то и не мог
произвести или устроить
1) По тогдашнему времени.
435
что нибудь дельное. Всегда услужливый и никому ни в
чем не отказывавший, он и черепаховое колечко выточитъ, и заготовитъ фейерверк
к семейному празднику, починить веер, устроить китайския тени, далее как-то
сделал лодку на колесах и катался в ней. При открытии наместничества он был
наименован губернским механиком.
Сей-то великий искусник на
маленькия дела устроил театральную сцену, по тогдашнему времени довольно
порядочную; затевал было он сделать машину, чтобы по свистку переменялись
декорации, но сколько ни мудрил, сколько ни делал приступов к тому, не доказал
своего искусства и отложил затеи в сторону.
Сцена готова, вместе с тем и
репертуарная часть устраивалась быстро. Убеждением правителя губернии Каменскаго, молодые люди,
служившее в канцеляриях, в чертежной, не окончившие еще наук в тогдашних училищах,
объявили желание играть на театре без всякаго вознаграждения, а единственно для
удовольствия публики, а так как не нашлось охотниц вступить в актрисы, то и женския
роли пришлось исполнять тем из актеров любителей, которые к тому были признаны
способными.
«Боже меня сохрани быть
актершею», говорила каждая, кому по обстоятельствам и предполагаемой
способности предлагали вступить на театр: «с нуждою буду вырабатывать кусок
хлеба, а на безславие не пойду».
Вот театр и готов к
открытию. Двенадцать лож абонированы первыми чиновниками, на целый год, по 50
рубл. серебр.: в каждой ложе могло поместиться до двенадцати человек. Цены
установлены были следующия: кресло—1 рубл. (годовыя 25 рубл.), партер—50 коп.,
галлерея—25 коп. медью.
Тогда в Харькове
существовало училище под непосредственным распоряжением правителя губернии,
неимевшее другаго наименования, как только классы 1). При классах из
воспитанников составлен был полный оркестр музыки и хор певчих — все под
управлением учителя Максима Прохоровича Концевича. Духовные концерты и другия
пения, сочиненный им, в свое время славились и далее Харькова. Во время проезда
Екатерины II, на упомянутом выше
придворном бале, он дирижировал оркестром и удостоился получить богатый
перстень; он же сочинил музыку
1) При преобразовании училищ оно наименовано гимназией без всякой
прибавки в предметах.
436
для хора, петаго при вступлении ея величества в
приготовленный для высочайшаго пребывания дворец.
Вот начало петых стихов,
сочиненных по тому-же случаю тоже в Харькове:
Гремящу арфу взяв в десницу,
Сниди с Олимпа Аполлон!
Играй, встречай императрицу.
Грядущую в Геликон!
Классический оркестр, по
приказанию правителя губернии, обязан был играть в каждом представлении
безплатно. Для представлений назначены были вторник и пятница, если не
случались в те дни праздники; в праздничные и воскресные дни представлений не
было. Зимою и летом представления начинались непременно в 6 часов вечера. Директором
театра был избираем на год один из губернских чиновников. Типографии не было, а
потому писанная афиша, прибитая к фонарному столбу у ворот дворца, извещала
любопытствующих какая пиеса в тот день будет представлена.
Театр открыт был во время
Успенской ярмарки комедиею Княжинина: «Без обеду, домой еду». Зрители наполнили
весь театр и рукоплесканиям не было конца. Кроме абонимента первый спектакль
принес 120 рублей; собранная сумма, с небольшим остатком от прежде внесенных
ста рубл., и поступившая за абонимент, составила уже театральный капитал, из
чего любители этого увеселения с удовольствием заметили, что театр в Харькове
может существовать сам по себе. Вслед за сим пошли представления постоянно.
В первые дни после открытия
театра явился к директору настоящий актер. Не распрашивали: кто он и откуда? довольно,
что он актер, вызвавшийся поставить несколько превосходных комедий и даже опер.
Его приняли с радостию, не заботясь знать о нем ничего более, кроме того, что
он актер Москвичев. Для перваго дебюта его приготовлена была опера: «Князь
трубочист, трубочист князь», и за неимением партитуры переделанная в комедию.
Началось представление. Москвичев, в виде трубочиста, выпадает из камина на
сцену, упал, приподнялся... и остолбенел!
не может выговорить и слова, готов был бежать со сцены...
Отчего-же?—Проезжавший правитель Орловскаго наместничества был приглашен в
театр и сидел в первом ряду кресел. Актер Москвичев был в орловской губернской
роте сержантом и в некоторые именитые дни, составя из любителей какой нибудь
спек-
437
такль, потешал тамошнюю публику, поэтому правитель
наместничества знал его лично. Москвичев, услышав, что в Харькове устраивается
театр и почувствовав в себе призвание к нему, тайно оставил знамена орловскаго
губернскаго Марса и предложил свои услуги харьковской Талии. Явясь на сцену и
тотчас заметив своего начальника, Москвичев сразу постигнул последствия за.
самовольную отлучку и перемену службы—потерялся совсем и едва было не бежал со
сцены, но начальник его сжалился над ним и, чтобы не лишить публики
удовольствия, закричал ему: «Не робей Дмитрий, не робей! продолжай, не бойся
ничего!» И Дмитрий, оправившись, ко всеобщему удовольствию, съиграл свою роль
превосходно. В тот-же вечер оба правителя наместничеств покончили на бумагах, что
сержант Дмитрий Москвичев переведен на службу из орловской губернской роты в
Харьковскую.
Москвичев ожил и приступил к
постановке уже настоящей оперы Мельник. Актеры пели по слуху, т. е. за скрипкою
дирижора, а на роль Анюты был выбран мальчик из классической певческой. Механик
Захаржевский устроил мельницу с вертящимся колесом, лошадь с движущимися
ногами—вообще было что посмотреть! Но когда, во время представления, из-за
зеленой горы выдвинут был большой красный шар и действующие сказали, «что это,
месяц взошел?» рукоплескания шумно потрясли воздух.
Самовольныя вставки и урезки
пиес и тогда были в моде, но кроме того были еще допускаемы на сцене подобнаго
рода вольности: Москвичев, представляя Мельника, а в этой роли он всегда был
очень хорош, запел:
Я вам детушки помога,
У Сабурова денег много 1).
Рукоплескания
огласили воздух, Сабуров захохотал... и больше ничего; Москвичев, чтобы
поправить свою неудачу, в другой раз запел:
Я вам, детушки помога,
У Карпова денег много 2).
Карпов
покраснел, утерся... и больше ничего; рукоплескания подтвердили, что актер пел
правду; но Москвичеву во что бы то ни стало надобно было добиться своего и он
опять запел:
Я вам детушки помога.
У Манухина денег много 3).
1) Сабуров был из числа первых чиновников и славился богатством.
2) Карпов—богатый купец.
3) Манухин тоже купец, не так богат как Карпов, но за то тороватый.
438
Вслед за этой остротой
полетел на сцену кошелек, туго набитый рублевиками; мельник, подняв его, манерно выступил
вперед, с должным шарканьем сделал три поклона и, одобренный успехом,
далее продолжал свою роль. Никто за это но винил актера все смеялись
находчивости его; потом часто повторялись подобныя сцены и также
безвзыскательно.
Представления
продолжались постоянно. Комедии
даваемы были большею частию
Сумарокова; «Вздорщица» славилась остротами. Гардероб был из стамёда
и мишуры; костюм Скупаго был
необыкновенно куриозный. К
Недорослю приступили с
большим обдумыванием и соображениями;
едва ли не целый месяц
продолжались репетиции. Из опер были: «Мельник», сборами умноживший значительно театральную
кассу: затем «Два охотника» и «Говорящая
картина», а оперы: «Добрые солдаты»
и «Сбитенщик», как требовавшия больших приготовлений и декораций, поставлены были во второй год существования
театра. Когда выписанный из Москвы живописец
писал декорацию улицы, то знатоки съезжались в свободные
от представлений вечера в театр, освещали ее, судили картину, делали свои замечания, требовали
поправок и наконец одобряли.
Приготовление новой пиесы,
хотя бы и не оперы, а обыкновенной комедии, было известно заблаговременно и ее
давали в урочные дни; в прочее же время довольствовались прежними пиесами, уже
наизусть известными публике.
Проходило время, а все еще
не было ни одной актрисы. Но вот актер Москвичев женился на дочери одного из
цыган, постоянно живших в Харькове.
Лизавета Гавриловна, так звали жену Москвичева, была молодая,
хорошенькая, ловкая и нравилась
положительно всем,
видевшим ее. Скоро
после женитьбы Москвичев объявил, что жена его будет
играть роль Анюты в опере «Мельник». За несколько дней пред таким
необыкновенным событием только и речей было, что о настоящей актрисе, а кто
знал Лизку 1), тот предъугадывал,
чего должно ожидать
от появления ея
на сцене. В день
спектакля, вечером, театр
ломился от множества зрителей: все с нетерпением ждут
появления актрисы, но вот занавес взвился кверху и вышла Анюта... О
Аполлон, чего там не было!
Единственная женщина на сцене и женщина молодая, хорошенькая, с черными живыми
глазами, хорошо играющая, прелестно поющая, быстрым
взором озирающая сидящих в крес-
1) Обепринятое название Лизаветы Гавриловны Москвиичевой.
439
лах—все было в изступлении. Рукоплескания, фора не
умолкали; кошельки с червончиками и рублевиками полетели на сцену то справа, то
слева. Тогда еще не были известны вызовы, так много льстящие нынешним актерам и
актрисам.
С появлением актрисы,
умножился и репертуар: явились оперы: «Добрые солдаты», «Сбитеньщик», «Скупой»,
«Любовная ссора», «Аркас и Ириса» и много других. Во всех операх и комедиях
всегда отличалась Лизка. Понабралось и актеров, «кто с борка, кто с сосенки».
Представления пошли чаще; приезжавшие из столицы начали уверять, что там дают
представления и по праздникам, и в воскресные дни; вот харьковцы завели этот
порядок и у себя.
И как было хорошо в это
безъэтикетное, искреннее и патриархальное время! Каждое воскресение, каждый
праздничный и торжественный день—утром, все служащие чиновники, все почему либо
прибывшие дворяне съезжаются к правителю губернии; вместе с ним отправляются в собор,
а оттуда обратно к нему, и как тогда не было обычая приглашать к обеду, а
каждый считал должною вежливостью явиться на обед к начальнику, то почти все
оставались у него обедать. В высокоторжественные дни этикетный обед сам по
себе; в прочие же праздничные и воскресные дни обед начинался в час. При столе
всегда играла музыка, пели певчие... в каждое торжество при провозглашении
тоста производилась пальба из городских пушек от 21-го и даже до 101-го
выстрела, смотря по торжеству. После обеда редко кто уезжал; всем вместе всегда
было приятно: ласковость хозяек, приветливость, равная ко всем... что лучше
этого? Начальник уходил отдыхать и не возвращался, а приходил радушный, занимающий
всех хозяин. Дамы и девицы в своих кругах; около них увиваются кавалеры с
распудренными, в пучек связанными косами, в полосатых фраках, вышитых жилетах,
в чулках, башмаках с огромными пряжками или в сапогах со скрипом, с большими
отворотами и длинными ушами из белой кожи, в петлице фрака букет цветов. Tе из мужчин, что по сериознее,
расположись особыми группами, трактовали—кто о делах, кто о театре, об охоте...
Хозяин, как бы в своем семействе, принимал участие в разговорах,
суждениях, возражал и снисходительно выслушивал противоречия. Едва когда нибудь,
и то для почтенных старичков, один карточный стол — в рокамболь или ломбер. Так
проходило все послеобеденное время вплоть до 5 час. В пять часов перед окнами
начальничьяго дома стройно марширует взвод клас-
440
сических кадет», в красных мундирчиках с легкою
аммунициею 1). Взвод этот вел офицер из них же, и часто моложе их
летами, но за успехи в науках удостоенный от начальства повелевать товарищами.
Прийдя к театру, офицер разставлял по два кадета с ружьями у каждаго входа и
особо для отбирания билетов. С пяти часов начинают съезжаться, все же к
правителю губернии, прочие живущие в городе чиновники и дворяне с семействами;
тут же являются проезжающие через Харьков из столиц и других
наместничеств—знакомятся с губернатором и с другими местными чиновниками. В 6
часов является директор театра и докладывает, что пора идти в театр. Но удобно
устроенной лестнице, все сходят и направляются к своим местам; с появлением
правителя губернии в своей ложе, оркестр загремит симфонию и непосредственно за
нею начинается представлено. После спектакля все опять отправлялись к правителю
губернии; тут музыка, певчие, начинаются танцы для молодых, продолжаются беседы
солидных, а карт вовсе не было. К 12-ти часам подавался легкий ужин—и все по
домам; таких дней—два, три в неделю. В высокоторжественные дни обед и бал у
правителя губернии по билетам: в такие дни для всех свободный вход в театр и
тогда из высшаго общества в театре никого не бывало. После театра блестящий
фейерверк.
Имянины правителя губернии
праздновались с особым торжеством. Все присутственныя места по случаю
тезоименитства его превосходительства, и проч. проч. закрывались. Всеобщий
съезд у тезоименита с поздравлениями; являлись начальства «классов и
коллегиума» с отборными учениками—они тезоимениту говорили поздравительныя
речи, стихи, диалоги... на всех преподаваемых в их училищах языках.
Многия строфы из этих стихов
до сих пор сохранены преданием, вот некоторыя:
После полнаго титула,
именования чина, должности, орденов, имени, отчества и причины праздника,
следовали наконец стихи:
"Для совершения
предлетов благостройных,
Дают цари градам правителей
достойных"...
1) Классических кадет была целая рота, на всем положении как в корпусах.
Летом они выходили за город в лагерь, делали укрепления, штурмовали, у них даже
были свои пушки. Ф.К.
441
или:
"Град Харьков,
распростри внимательныя очи,
Пройди через целый год,
пройди все дни, все ночи,
Монарших милостей познай
число и вес,
Начальник дан тебе"...
В такие дни вход в театр был
также безплатный; опера: «Два охотника» была непременною пиесою и, кроме того, в заключение
медведь потешал ликующую публику.
Ф.А. Каменный.