Кашин Н.И. Поступки
и забавы императора Петра Великаго (Запись современника) / Сообщ. и предисл. В.В.
Майкова. – Спб.: Типография И.Н. Скороходова, 1895. – 22 с. – В серии: Памятники
древней письменности. – Т. 110.
Н.И. КАШИН
ПОСТУПКИ И ЗАБАВЫ ИМПЕРАТОРА
ПЕТРА ВЕЛИКАГО.
(Запись современника).
В 1774 году был напечатан в
Петербурге русский перевод сочинения Димитрия Феодози «Житие и славныя дела
Петра Великаго», изданнаго впервые на славянском языке в Венеции в 1772 году.
Петербургское издание вышло в двух томах в четверку. В экземпляре этого
издания, приобретенном графом С. Д. Шереметевым и переданном в библиотеку
Общества Любителей Древней Письменности, в конце второй части приплетена небольшая рукописная тетрадка,
писанная полууставом очень четко, всего 16 листов. Она содержит в себе
14 разсказов о Петре Великом; собственно в рукописи считается пятнадцать разсказов, но этот
счет неверен и произошел от того, что один разсказ по ошибке разделен на два.
Разсказы эти в целом своем
составе никогда не были до сих пор напечатаны; но они не безызвестны в нашей
литературе. Еще в 1808 году С. Н. Глинка в своем журнале «Русский Вестник»
(№ 11) поместил некоторые из них в статье под заглавием «Руской солдат,
повествующий о Петре Первом». К этому заглавию Глинка сделал следующее
примечание: «Сочинитель сей рукописи, Никита Иванович Кашин, служил при
4
Петре Великом солдатом и умер в сержантском чине.
Любя чтение, он записывал все то, что видел и слышал о великом современнике
своем. Рукопись свою присовокупил он к печатной книге, изданной 1764 года в
двух частях, о Петре Первом. Книги и рукописи достались по наследству его сыну,
от котораго переходили в разныя руки». В 1822 году Глинка перепечатал те же
разсказы с присоединением еще нескольких других из того же источника в своих
«Русских Анекдотах» под заглавием «Старинное повествование о государе Петре
Первом». И здесь относительно автора Повествования Глинка повторяет примечание,
сделанное им в «Русском Вестнике», но приобретение им рукописи относит ко
времени после Отечественной войны: «После Московскаго разорения», говорит он, —
«нечаянным случаем достался мне подлинник сего повествования» (Русские
анекдоты, ч. II, стр. 17. M. 1882 г.).
В Записках своих (Спб. 1895.
стр. 183, 184, 250) С. Н. Глинки также упоминает об этих разсказах про Петра
Великаго, изданных им в «Русском Вестнике», при чем выражается так: Сочинитель
этих анекдотов — унтер-офицер Кашин, служивший при Петре I в
гвардии. Рукопись его была переплетена вместе с одною из двух частей
истории о Петре I, напечатанной в четвертую долю листа в Венеции. И книгу,
и рукопись подарил я в библиoтeкy гвардейскаго штаба, когда начальником онаго
был Николай Мартьянович Сипягин. Много приобрел я таких рукописей, когда стал
переучиваться.
Разсказы Н. II. Кашина
были известны также Д. Н. Бантышу-Каменскому, когда он составлял
5
свой первый «Словарь достопамятных людей Русской
земли» (М. 1836); здесь помещены два Кашинских разсказа: один — в биографии
генерал-адмирала графа Апраксина и другой—в биографии архиепископа Стефана
Яворскаго; при том в первом случае составитель «Словаря» объясняет, что
заимствует приводимый им анекдот «из рукописи Петровскаго времени», а во втором
случае, хотя не указывает источника; но сообщает текст анекдота вполне сходный
с нашею рукописью. Такое же сходство замечается и в тексте перваго разсказа.
Вот краткое содержание
разсказов, помещенных в разсматриваемой рукописи:
1) О церемонии приезда Петра Великаго в праздничные дни
в церковь св. Троицы на Петербургской стороне, с описанием наружности царя.
2) Об образе жизни Петра.
3) Об одежде Петра и неудовольствии его, если кто при встрече с ним
на улице, кланяясь ему, останавливался.
4) О заступничестве генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина за малолетних детей дворянских, отправленных
по распоряжению царя бить сваи на
Мойке.
5) Об ассамблеях.
6) О славленьe на
святках.
7) О свадьбе князь-папы Петра
Ивановича Бутурлина.
8) О раздаче судов разным лицам для обучения их навигации.
9) О некоторых привычках Петра Великаго и об отвращении его от
тараканов.
10 и 11) Сравнение дел Петра
Великаго с делами его отца.
6
12) О фейерверке и иллюминации
в Петербурге и Москве по случаю заключения Ништадтскаго мира.
13) О походе в Персию.
14) О чудотворной иконе Казанской Божией Матери,
о Феодосии Яновском и Стефане Яворском.
15) О болезни, смерти и погребении Петра
Великаго.
В «Русском Вестнике» Глинка
напечатал разсказы 1-й, 2-й, 3-й, 5-й, 9-й, 12 и часть 14-го; в Русских Анекдотах
же присоединил к ним еще 4-й, 10-й и 11-й, 13-й, а разсказ 14-й напечатал
целиком. Но в обоих этих изданиях
слог автора был поправлен Глинкой, и прибавлены от себя некоторыя разсуждения.
В настоящем издании помещаются все разсказы Кашина, находящееся в рукописи, без
всяких изменений против подлинника.
Разсказы Кашина не сообщают
о Петре Великом ничего особенно новаго, но заключают в себе не безынтересныя
подробности, и как показания современника, представляют некоторое дополнение к
другим, уже известным, анекдотическим повествованиям о Петре.
Кашин хотя и не принимал
непосредственнаго участия в описываемых им происшествиях, но действительно был
личным свидетелем большей части того, о чем повествует; например, подробности в
описании приездов Петра Великаго в церковь Троицы, его одежды и привычек,
подробности в описании свадьбы князь-папы обличают несомненно очевидца.
Почти всем разсказам Кашина
можно найти подтверждение в других источниках. Так, разсказы о славленье на
святках находят себе неоднократное подтверждение в Юрналах Петра и в
7
то же время пополняют показания последних
несколькими частностями. Свадьба князь-папы, происходившая 10-го сентября 1721
года, довольно подробно описана в Дневнике Берхгольца, но в разсказе Кашина
есть сведения, доселе неизвестныя о костюмах жениха и невесты и об устройстве их брачнаго
ложа в пирамиде, устроенной еще в 1720 году по случаю взятия 4 шведских фрегатов. Если
нельзя проверить анекдота о генерал-адмирале графе Ф. M. Апраксинеe, то факты
посылки русских юношей за границу достаточно известны; и именно в 1717 году, к
которому, по видимому, относится разсказ Кашина, последовали два указа Петра о
посылке русских дворян в Венецию и во Францию (см. П. С. 3., т. V, №№
3058 и 3067). Факт раздачи разным лицам судов для упражнения в плаванье по Неве вполне подтверждается указом
1718 года, помещенным в П. С. 3., т. V, № 3193.
К числу разсказов о
событиях, которых Кашин не был личным свидетелем, надо отнести сравнение дел
Петра Великаго с делами его отца; этот разсказ нашей рукописи заимствован
дословно у В. Н. Татищева и помещен последним в предъизвещении к его Русской
истории (стр. XVII— XVIII).
То обстоятельство, что в
одном из разсказов упоминается о построении в 1736 году церкви Казанской Божьей
Матери на Адмиралтейской стороне, указывает, что Кашин записал разсказы после 1736 года,
однако не позднее 1750, если предположить, что разсказ о сравнении дел Петра
Великаго с делами его отца заимствован составителем еще из рукописи Татищева, и
при его жизни; как известно, история Татищева напечатана лишь в 1768 году,
после его смерти, последовавшей в 1750 году.
8
Вообще, записывая свои
воспоминания о Петре Великом, Кашин относится к нему с полным благоговением: он не
пропускает случая отметить религиозность Петра, указать на усердие Петра ко
благу России, усердие, котораго не могла умалить и предсмертная болезнь царя; с
сочувствием относится составитель даже к забавам царя, и лишь в последнем
разсказе, о погребении Петра, как бы косвенно делает ему упрек в жестокости:
здесь с очевидным сочувствием сообщается о том, что Петр II, до
въезда в Москву, указал уничтожить следы одной из расправ своего деда—позорные
столбы с головами Соковнина, Циклера и других заговорщиков. Из разсказа о
чудотворной иконе Казанской Божией Матери, в котором одним из действующих лиц
является Стефан Яворский и как бы одерживает верх над Петром в защите
чудотворных икон, можно заключать, что Кашин был почитателем Стефана и,
вероятно, не сочувствовал его противнику, Феофану Прокоповичу.
К сожалению, нам не удалось
найти никаких других сведений о Кашине, кроме сообщенных Глинкой. Экземпляра
сочинения Феодози с присоединением рукописи Кашина ныне не имеется в библиотеке
Главнаго Штаба.
9
Я нижеподписавшийся описываю
самовидное и верно слышанное мною с 1717 до 1725 годов, дела и поступки, и увеселителные
забавы славнаго, великаго императора Петра Алексеевича, всея России повелителя
и милостивейшаго отца отечествия.
1.
Сей велики император,
богочтец и хранитель уставов церковных и веры содержатель твердой, всякое воскресенье и празники
неотменно приезжает к церкви Троицкой на Питербурском острову против сенату и
по входе в церковь никогда в паруке не входит, сняв, отдает денщику и
становится на правой крылос и при нем ево дворцовые певчие; и пение производит
четвероголосное, партесу не жаловал, а во время обедни сам читал апостол, голос
сиповатой, не тонок и не громогласен, лицом смугл, ростом не малым,
сутуловат; когда от пристани идет до церкви, из народу виден по не малому
росту, головою стряхивал: токмо один ево великан цесарец выше был полуаршином.
В викториальные дни приевзжал на верейке, и у пристани во ожидании его
величества привожен был в уборе аргамак; и как изволит из верейки вытти, то
поведут перед ним аргамака до церкви; и по отпени обедни со всеми министрами и генералы войдет
в питейский дом, что у Петропавловских ворот у мосту, сам выкушает
анисной вотки и протчих всех пожалует. После полудни в определенной час всем
министром и генералом и разыдентам чужестранным и археереем збор на Почтовой
двор, и тут трактированы будут, и по времени потеха огненная с планами и ужин,
а во дворце того никогда не бывает.
10
2.
Всякой день его величество
вставал после полуночи за два часа, или больше по времени, и входил в токарню,
точил всякие штуки из кости и дерева; и на первом часу дни выезжает на
смотриние в разные места, и всякой день наряд на все дороги, каляски и у
пристаней верейки и шлюпки, и все дожидаются до самаго вечера, а куды изволит
ехать—неизвестно, а особливо редкой день которой не бывает в Сенате.
В дом его императорскаго
величества не повелено входить ни с какими прошениями, ниже с нижайшими визитами, ни в
простыя, ни в церемониальные дни, а только входили граф Федор Матвеевич
генерал-адмирал Апраксин, светлейшей князь Меншиков, канцлер Гаврила Иванович
Головкин.
3.
В летнее и осеннее время по
Переведенной и по протчим улицам ходит пешком, летом в кафтане, на голове
картус черной бархотной, а в осень в сертуке суконном серонемецком, в шапке
белой овчинной калмытской на выворот; и ежели идущи противу ево величества,
сняв шапку или шляпу, поклонится и, не остонавливаяся, пройдет, а ежели
остоновится, то тотчас прийдет к тебе и возмет за кавтан и спросит—что ты? И
ответ получит от идущаго, что для ево чести остоновился, то рукою по голове
ударит и при том скажет: „Не остонавливайся, иди, куды идешь!"
4.
По указу его величества
велено дворянским детям записыватся в Москве и определять на Сухореву башню для
учения навигаци, и оное дворянство детей своих запасали в Спаской монастырь,
что за Иконный, рядом, в Москве, учится полатыни. И услыша то, государь жестоко
прогневался, повелел всех дворянских детей Московскому управителю
Ромодановскому из Спа-
11
скаго монастыря взять в Питербурх сваи бить по Мойке реке для строения пенковых
анбаров. И об оных дворянских детях генерал - адмирал граф Федор Матвеевич
Апраксин, светлейшей князь Меншиков, князь Яков Петрович Долгорукой и протчие сенаторы, не смея утруждать
его величества, но просили слезно, стоя на коленях, милостивейшую помошницу ея
величества Екатерину Алексеевну о заступлении малолетных дворянских детей,
токмо упросить от гневу его величества не возможно. И оной граф и
генерал-адмирал Опраксин взял меры собою представить; велел присматривать, как
его величество поедет к пенковым анбарам мимо оных трудившихся дворянских
детей, и по объявлети ему, Опраксину, что государь поехал к тем же анбарам, и
приехал к трудившимся малолетным, скинул с себя ковалерию и кавтан и повесил на
шест, а сам с малолетными бил сваи. И как государь возвратно exaл и
увидел адмирала, что он с малолетными в том же труде в битии свай употребил
себя, и, остоновяся, государь говорил графу: „Федор Матвеевич,
ты—генерал-адмирал и ковалер, для чего ты бьешь сваи?" И на оное ему
государю адмирал ответствовал: „Бьют сваи мои племянники и внучаты: а я что за
человек, какое имею в родстве преимущество! А пожалованная от вашего величества
ковалерия висит на дереве, я ей бещестия не принес". И то слыша государь
поехал во дворец, чрез сутки учиня указ о свобождении малолетных дворян, и определил их в чужестранные
государства для учения разным художествам, так разгневан, что и после
биения свай не миновали в разные художества употреблены быть.
5.
Все знатныя персоны росписаны по дням, в которые после полудни его
величества приезжает и веселится, называлася асамблия: забавляются в карты и
шахматы, и в тавлеи, тут и государыня с фамилиею присутствует, машкарадов,
камедей и опор не бывало, а был машкарад в Питербурхе и в Москве по за-
12
мирени Швецскаго
мира 1722 году на караблях и шлюпках, на самем его величества был на карабле в
матраском бостроке бархотном, черном, и производилася за Красными воротами на площади.
6.
После Рожества Христова бывает церемониальная славленья. В начале был
всешутейшем князь-папою Петр Иванович Бутурлин, из знатных персон; из дворян
выбраны apxиepeи и архимандриты, протодиакон и дияконы, и грозных заик двенатцать
человек папиных поддьяков плешивых двенатцать человек, весны дватцать четыре
человека, излготовлены линеи, выряженные по шести и по осьми лощадей; и во
втором часу ночи на оных линеях по расписанию господ и генералов во все святки
к которым приезжать.И как всешутейший папа приедет, в начале поп битка
дворцовой начинает и певчие госудаевы поют "Христос раждается" по
обычаю; и потом поставят на столе великую чашу, с собою привезенную, налитую
вином, и в ней опущен ковш, нарочно зделанной под гербом орла; и в поставленных креслах сядет князь-папа, и возле чаши положены
два пузыря говяжьих от больших быков, и в них насыпано гороху, и у той чаши
кругом на коленях стоят плешивые. И архидиакон возглашает "Всешутейший
князь-папа, благослави в чаше вино!" И потом папа с стола берет по пузырю в руку и, обмоча их в чаше в вине, бьет плешивых по голова, и весна ему
закричит многолетие разными птичьими голосами.
А потом архидиакон, из той
чаши наливши ковш под гербом подности всем присутствующим и грамогласно кричит:
"Жалует всешутейший князь-папа вина!" А как выпьет, паки возглашает:
"Такой-та архиерей, из чаши пив, челом бьет" И по обношении все из дому
поедут в дом князь-папе, и от него по своим домам, и со всей оно церемонии его
величество присутствует.
13
7.
Случившаяся в Питербурхе свадба его всешутейшаго князь-папы. Сделанная
была перемида на площади против церкви Троицкой для церемоня взятия четырех регатов; а по
прошествии времени в той перемиде изготовлена была князь-папе спальная перина, набита
хмелем, подушки плетеные из хмельных стеблей и насыпаны хмелевыми листами; на
полу той перемиды насыпано хмелю стеблеми, не обирая хмелю, толщиною в
поларшина, адеяло по парусине стегано теми же хмелевыми тонкими стеблями. И
жениха всешутейшаго папу в Иностранной коллеги его величество со всем
енаралитетом и знатным дворянством убирали во одеяние, в мантию бархатную
малинову, опушенною горностаями, с большим отложным воротником горностаевым же,
шапка белая, вышиною в три четверти аршина, рядами, один другаго выше. И его
величество, и министры, и генералы, и дворяне были в машкарадном разном
платье, токмо мазак на
лицах не было.
А с невестиной стороны в
доме, построенном деревянном у Невы реки, близ церкви Троицкой, в присутствии
великой государыни Екатерины Алексеевны и дам, наряжали невесту в платье
старинное: в охобенъ насыпной обьери рудожелто, шапка горнотная бобровая,
вышины больше полуаршина, покрывало волнистой тавты. Ее величество и дамы в
разном машкаратном платье, а мазок на лицах не было ж.
И по совершении убранства
ход церемониальной к церкве продолжался сим порядком: его величество е
енарали[те]том в машкарадном уборе
шли по рангам, а жениха вели ево присутствующии плешивые, а мантию нести от тех
же плешивых путь охраняли заики, а весна шла и кричала разными голосом птиц. И
пришед к церкви птишники в церковь не входили. Невесту из деревяннаго дому вели
свахи из дворянских дам в уборе старинном, за нею следовала ее величества с
дамами в машкарадном платье. И по прошествии в церкви венчаны по правилу
церковному, и по обвенчании тою же церемони-
14
ею шли в дом, что у Невы, в был стол. Жених и
невеста посажены были под балдахином, убранным бруснишником, лимонами и
помаранцами; и был стол с кушеньем по старинному обычаю. И всей той церемонии в
хождении смотрели з галдарей, а церемониальнаго ходу их высочества цесаревны
Анча Петровна и Елисавет Петровна.
И по окончании свадебнаго стола тою же церемониею свели жениха и
невесту на покой во уготованную спалную на оную постелю, и около той перемиды
были его присутствующее плешивые, заики, и весна кричала, и в бубны били.
И после полудни была всем
его присутствующим повеска, и збиралися в построенной дом у Невы реки, близ
Сенату, в синие хоромы. И возле того дому на реке зделан был великой плот
четвероугольной, и в нем вставлен чан не малой, и в него налито пива, и в чане
пущен ковш деревянной большой; и от того плота на канатах привязаны по две
сороковые бочки, в длину продолжалися сажен на сорок; и в оном чане, в ковше,
сидел князь-папа, имея з руках пузыри, и около чана плешивые. На плоту стоял
Нептун со острогою, наряженной во одежде белой, борода седая, на вей навешено
всяких родов ракавин, выбранной из дворян Тургенев, и около его наряженные заики в знаки сирен
морских, и на бочках посажены были apxиереи и весь князь-папинской причет. И оные бочки буксировали
шлюпки чрез Неву к Почтовому двору, и как шествие началось, то князь-папа
пузыри мочил в пиве и бил по головам плешивых, в то время пела весна всех родов птичьими голосами;
и от пристани до Почтовова двора ехал папа верхом на буйле, a apxиepeи с причетом ехали на быках
верхом. И в доме Почтовом в сенях молодая его супруга, наряженная в горнотную
старинную шапку, в охобне, покрыта покрывалом, на нем написано всех родов звери
и птицы, встретила своего супруга и взяла за руку, свела в полати, и посажены
были под балдахин, сплетенной из хмелевых ветвей. И отправляемая церемония
такае жа, как и на
15
славленье, поили вином и трактованы ужином, и сим
потешная свадба кончилась.
8.
Церемония по Неве реке: всем
сенаторам и генералом, и дворянам, которые в присутствие у дел определенные,
розданы были, по рангам, буеры, баржи, шлюпки, боты, верейки на их собственное
содержание, под смотрением Дмитрея Потемкина. И во время весны и лета по
воскресным ж празнишным дням по сигналу выстрела из пушки у Троицской пристани
с поднятием краснаго флага, то всем, кому даны суда, надлежит следовать из
гавани на Неву и разъезжать по Неве реке по действу тех судов до сигналу же
пушечнаго выстрела.
9.
Кушал его величество очень
мало и жаловал, чтоб было горячее, и кухня была во дворце об стену ево
столовой, и в стене было окошко, из котораго подавали кушанье, а церемониальных
столов во дворце не было. И после обеда отъезжал на яхту, поставленую у дворца
на Неве ночивал а караул стоял около яхты, чтоб никто не ездил;а после
почиванья для прогуливания ездил на Петербурской oстpoв, ходил по рядам на Гостинном
дворе, торговал товары, но не приминет и кренделей купить и квасу выпить, все
смотрел, чтоб порядочно было.
В великих трудах и в
путешествиях не имел скуки, не охраняя своего здоровья, и ревнуя своей России, чтоб ее зделать
славною ж непобедимою от протчих нацей. И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой
герой боялся так малой гадины — тараканов: и наперед его едущаго кулиеры бежали
и где надлежит быть станции осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней
невозжожности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные
для охранения от сей гадины.
16
10.
Будучи его величество на
пиру за столом со многими знатными и разговаривая о делах отца своего, бывших в
Польше, и о препятствии великом от Никона патриарха, тогда граф Мусин-Пушкин
стал дела отца его величества уничтожать, а его выхвалять, изъясняя тем, что у
отца его Морозов и другие были великие министры, которые более, нежели он,
делали. Государь так тем огорчился, что, встав от стола, сказал: „Ты хулою дел отца моего, а
лицемерною мне похвалою более меня бранишь, нежели терпеть могу!" И пришед ко князю
Долгорукову, став у него за стулом, говорил: "Ты меня больше всех бранишь
и так тяжко спорами досаждаешь, что я часто едва могу стерпеть; но как разсужу, то я
вижу, что ты меня и государство верно любишь и правду говоришь, для того я тебя
внутренне благодарю. Ныне же тебя спрошу и верю, что о делах отца моего и моих
нелецемерно правду скажешь". Оной ответствовал: "Государь, изволь
сесть, а я подумаю!" И как государь подле него сел, то недолго, по повадке
великие свои усы разглаживая и думая, на что все смотрели и слышать желали, и так начал:
11.
"Государь, сей вопрос
нельзя кратко изъяснять для того, что дела разныя. В ином отец твой, в ином ты больше
хвалы и благодарения достоин. Главныя дела государей три: первое — внутренняя
расправа и главное дело ваше есть правосудие. В сем отец твой более времени свободнаго
имел, а тебе еще и думать времени о том недостало, итако, отец твой более, нежели ты, зделал; но когда и
ты о сем прилежати будешь, то может превзойдешь, и пора тебе о том думать.
Другое —военныя дела. Отец твой много чрез оныя похвалы удостоился и пользу
велику государству принес, тебе устроением регулярных войск путь показал, да по
нем немысленные все его учреждения раззорили, что ты, почитай, все вновь делал
и в лучшее состояние привел; однакож я много
17
думаю о том, еще не знаю, кого более похвалить, но
конец войны твоей прямо нам покажет. Третье — в устроении флота, в союзах и
поступках с иностранными ты далеко большую пользу государству и себе честь
приобрел, нежели отец твой, и cиe все сам, надеюсь, за право
примешь." Его величество выслушал все терпеливо, целовав его, сказал:
„Благий рабе, верны, вмале был еси верен, над многими тя поставлю".
12.
Во время швецскаго миру
1721-м году на Питербурском острову против Сената зделан был Янусов дом великим фигурным театром и
убран весь фанарями розноцветными; в воротах план фитильной: нарисован Янус
древней мирорешителной. Против того дому поставлены две персоны: первая в знак
императора Петра Великаго, другая в знак короля Швецскаго; и около дому по
плану фитильному и возле их перемиды и колеса, и всякие огненные фигуры. Да от
того ж дому протянута веревка к сенацской галдареи, и на ней укреплен орел; и у
всего того приуготовления был сам царь, и при нем банбандирские шкапы Скорьнеков-Писарев
и Кормчин. И по собрани всего енаралитета в Сенат, и от них его величеству
принесено за его усердное и неустрашимое старание к Россискому отечеству титул
императорской со изречением отца отечествия, государя всемилостивейшаго. И в
ночи в 12 часу сам государь зажег орел, которой полетел прямо в Янусов дом и
зажег план с статуею, я как стал згорать, то те персоны пошли с простертыми
руками и затворили ворота Янусовы; из того храма вдруг вылетело больше тысечи
ракит, и потом з города из поставленых по Неве pеке галер из пушек учинилася
стрельба подобная грому и молнии и продолжалась с час. Потом зажгли два плана:
на одном—карабль идущей в гавань, надпись: Конец дело венчало; на другом — карона
Россиская и Шведская соединенные на столе с надписью: Соединение дружбы. И по
згорени планов началася огненная потеха удивительным порядком с перемидами в
18
подобии брилиантов, а на верху перемиды карона
Россиская, а на другой карона Швецская, и продолжалась потеха часа четыре; и потом был
ужин, и тем кончилась церемония.
В 1722 году, но пришествии
его величества в Москву, на Красном лугу против Суконного двора о том же мире
была великая огненная потеха, только разности статей были не из фитилей, но
бумажные, и в них вставленые фанари горели, был машкарад церемональной: за
Красными воротами зделан карабль, боты, шлюпки и верейки на зимнем ходу; и его
величества был на карабле в матроском платье, а позади флоту в санках, впряжены
олени, медведи, сидели зверовщики и рыболовы, а все из дворян; а продолжался шесть
дней.
13.
Того же 1722 году в мае месяце его императорское
величество следовал Окою и Волгою реками на галере, зделанной с покоеми, и
прибыл в Астрахань июня 28 числа для шествия с воинством в Персию. И бывши в
Астрахани ходил, ездил, осматривая работ и оснаски судов для приуготовления в
Персии Касписким морем, и для летнего жару в матроском бостроке, бархатном
черном, на голове платок бумажной красной, шляпа малинькая. И как все к походу
было изготовлено, то ево величество и з государынею императрицею пошел в поход
на боту по Каспискому морю к Четырем Буграм, где после и гавань была; на ним
следовали галиоты рек, боты и тялки, и ластовые суда, и островские лотки, и
вышед в море стали на якорь, и в ночи было огненное видение от фонарей и
стрельба из пушек. И потом зделав сигнал у генерала-адмирала Федора Матвеевича
Апраксина из трех пушек и пущено дватцать семь ракит. И потом его величества
пошел на боту и при нем гвардия и пехота полевая на островских лотках на правую
сторону к Граxании, a флот пошел на левую сторону морем ко острову Чечьню.
И прибыл его величество в Астрахань, уведал, что деревня Андреева
взбунтовалась, послал генерала Кропотова з драгунскими
19
полками и казаками и один полк пехотной; и им
генералам деревня вся разбита и разорена. И государь шествовал к городу
Дербени; из онаго города вышел Наин, в чину каменданта, и вынес ключи на
серебреном блюде и поднес его величегтву, и государь, приняв ключи, скрозь
город прошел до реки Милюкенте, растоянием в 20 верстах, и стал лагирем. На
другой день от острова Чечьня и флот прибыл ко оной же реке. Потом
чрез два дни зделался ужасный штурм на море, и якори судов удержать не могли,
многие на берег выкинула с провиантом и с артилериею. И после сего его
величества следовал в Астрахань, и по прибыти в Астрахани малаго время пробыл, шествовал в
Москву. И по прибытии в Москве 1724 году его величества супругу свою великую государыню Екатерину Aлексеевну
за ее многие военные в походе трудности коронавал в Успенском соборе, и по
церемони шествовал в Питербурх, в любезной свой город.
14.
На Питербурском острову
церковь деревянная во имя пресвятые Богородицы Казанские и образ Богоматерин
украшен. И весма полюбился оклад бывшему тогда архимандриту Невского монастыря
Феодосию, потом был архиепискуп Новгородской, приехав в церковь Казанские для
осмотру порядка церковнаго, при том выговорил, что образ Богородицын ниско в
коностасе стоит, всякие люди к нему прикасаются; велел ее взять и отвести в
Невской монастырь; не по многом времени ризу ободрав, велел поставить во святых
воротах того ж монастыря. И уведомились о том прихожаня той церкви, в великой печали и cетовании
были. У той же церкви был прихожанин, типографии директор, и у его величества в
знаемости и в милости, Михайла Петрович Аврамов, весма о том соболезновал и взял
смелость просить его величества: и улуча время, по требованию от его величества
с картами быть во дворец, и по объявлении карт стал на колени и просил его
величества, что архимандрит Невскаго
20
монастыря Феодосий из церькви их взял чудотворной
образ Богородицы Казанские в свой монастырь и, ободрав оклад, поставил в том
монастыре в воротах; и на то его величество ничего не сказал. И по времени был
съезд в викторияльной день на Почтовом дворе: в том присутствии были и
свещенные персоны, в первых Стефан Резанской, Феофан Скопски*), Феофилакт
Тверски, веселились; и его величество всех потчивал разными вины, и пришед к столу, где прхиереи сидят, сел на стуле, а подле
стула стоял денщик Василей Нелюбохтин, держа под пазухою шляпу государеву. И
государь зачел речь с Резанским: "Батюшка, скажи мне, что значит образ чудотворной
и нечудотворной! Написано едино". На то преосвященный говорил: "Ваше
величества, мы но милости вашей пожалованы и подвеселились, ответствовать от Святаго
Писания не можем", и тем окончал речь. Взглянул сурово на денщика:
"Какая у тебя шляпа и чья!" Денщик объявил, что государева. Потом с
великим серцом сказал денщику: "Как ты,
детина негодной, неучтивец, великаго государя шляпа, которую на голове государь носит, а ты под
плечом мнеш. Да где ж та шляпа, которая на голове была и в баталии
Платавской прострелена пулею!" И на оное денщик сказал, что та шляпа в
Казенной хранится. И по изречении того встав зачел говорить:
"Всемилостивейшей государь, самая истина показала довод ясной, которую
денщик вот под плечем держит, но и та шляпа, которая хранится в Казенной, одной
шерсти и дела рук человеческих, но велику разнь имеет: что она на таком великом человеке
была на голове и пулею пробита, за то она против протчих шляп и хранится в почтении; и неприменно тому образ
и написание на цке, и вапы те же, но в том Господь прославляет за усердную веру
обещателя написать и писателя благочестиваго, в том и прославляется
чудотворением от обваза написаннаго". И государь, выслушав, встал и пошел
в другие покои, и тем тот викториалной ве-
21
чер кончился. И назавтрия его величества послал
денщика Семена Баклановскаго в Невской монастырь к архимандриту и велел ему
сказать со гневом, чтоб он образ и с тем же окладом поставил в церкви Казанской
Богородицы; и по тому имянному приказанию и принесен и поставлен. А в 1736
году, в царствование государыни императрицы Анны Иоанновны, ее повелением
зделана каменная церковь во именование Казанские пресвятыя Богородицы на
Адмиралтейской стороне у Гостинова двора, и образ чудотворные Богородицы
Казанские в новопостроенную церковь перенесен и до ныне в той церкви.
15.
За год до его кончины весма
ослабел в своем здоровье и частые имел припадки, а особливо от каменной
болезни, токмо ево усердие к России и болезнь не удерживала в ево старании и
смотрении; и по нестерпимой каменной болезни двенатцатидневном страдани и
неумолчно кричал, и тот крик далеко слышан был, и потом скончался 1725 году,
генваря 28 числа, и поставлен был в медном гробе в Петропавловском соборе на анбоне,
убранном визитами с подписми, и шесть недель стояли министры и генералы. И по
смерти государя императора Петра Перваго приняла царствование ея императорское
величество Екатерина Алексеевна и не в долгом времени царствования 1727 году,
маия 7 числа, в Питербурхе скончалась и положена в медной гроб, и по отпетии поставлено
тело ее во гробе на том же анбоне с сожителем ее великим императором Петром, и
покрыты грызетовыми золотыми покровами, и шестинедельная церемония справляласъ
у гроба. И по кончине государыни императрицы принел самодержавствование
император Петр Вторый; и не въежжая в Москву для коронования, повелел указом
сделанные два столба каменных за Спаскими воротами, где ныне стоят пушки
большия под железною кровлею,—и на тех столбах торчали головы: на
первом—Цыклера и Алексея Соковнина и протчих пять голов, на втором—Кикина,
архиерея Игнатия Ростовскаго, духовника, и
*) То-есть, Псковский
22
протчих пять же голов; в средне столпов зделан столб
деревянной, на нем сидел Степан Гле6ов,—повелел сломать и место изровнять. И по
малом царствовании 1730 году от воспы скончался и погребен в Москве в
Арханьельском соборе у столпа против раки чудотворца Димитрея. И по призыву из
Митавы государыню Анну Иоанновну на императорство и по коронации в Москве, по
шествии ея в Питербурх 1731
году, при ее присуствии, и по отпети панафиды с пушечною стрельбою гробы
императорские Петра Великаго и государыни императрицы, супруги его, опущены в
землю в Петрапавловском соборе у правова крылоса в вечную паметь.