Краткая выписка о Черногорском
народе // Русский архив, 1876. – Кн. 2. – Вып. 7. – С. 261-267.
Краткая выписка о
Черногорском народе.
В 1711-го году, по случаю
бывшей у России с Турками войны, грамотами его величества государя императора
Петра Великаго, призыван
262
был к принятию против Турок оружия Монтенегринской
или Черногорской народ, который по тому и действительно неприятельския действия
противу оных производил. А в 1715-м году, приезжавший в С.Петербург
Черногорский митрополит Даниил представлял, что Турки великия Черногорскому
народу приключили раззорение и грабительства за вышеупомянутую учиненную им
Российскому двору, во время войны, диверсию и просил о денежном сему народу за
то награждении и о пожаловании на возобновление, Турками ж разграбленных,
православных церквей. Вследствие чего и посланы с ним отсюда были церковные
сосуды, книга и архиерейския и священническия одежды, для тамошних неимущих
церквей и монастырей, при чем и на возобновление оных немалое число денег
отправлено, да на раздачу тамошним начальникам и народу, также и оному
митрополиту с его свитою, знатная сумма пожалована, простирающаяся всего
деньгами слишком до 20.000 рублев, о чем в подробности означено в приложенной
при сем росписи о учиненных отсюда в разныя времена Черногорцам дачах. При
отъезде онаго митрополита отсюда вручена ему была к Черногорскому народу грамота
его императорскаго величества, в которой изъяснена была здешняя благодарность за их помощь с
выхвалением при том онаго народа и с обнадеживанием о вящшем впред награждении
за ту их верную службу.
В 1743-м году, прибывший
сюда Черногорский же митрополит Савва представлял о недостатках и бедности
народа Черногорскаго, объявляя о вышепомянутых посланных в Черную Гору с
митрополитом Даниилом деньгах, что не токмо оныя, но и немалое число
собственных своих денег, они употребить принуждены были на необходимыя
общенародныя нужды и на возобновление церквей, также и на искупление от Турок
некоторых их знатнейших людей, для исправления чего всего они по необходимости
заняли еще 6000 червонных. Посему оный митрополит просил, чтоб для заплаты того
долгу и на возобновление еще некоторых оскудевших церквей и монастырей, учинено
было отсюда какое либо денежное вспоможение и при том пожалованы архиерейския и
священническия одежды и книги, в чем во всем оный митрополит был
удовольствован, и тогдашняя здешняя дача простиралась слишком до 5000 р.
Через десять лет потом, в
1753-м году, был в Москве третий Черногорский apxиepeй Василий, котораго
представления состояли в том, чтоб отсюда им вспомоществовано было завесть у
них Славянския школы, их обществу пожаловано милостивое награждение, они
Черногорцы были от Турок защищены и рекомендованы Римско-императорскому двору и
республике Венецианской, чтоб они доброхотство к Черногорскому народу при
случаях оказывали и чрез свои области свободный пропуск оному дозволяли; также
если угодно здесь окажется, то он митрополит представляется с своими вельможами
советывать о выезде их с
фамилиями в Poccию, заключа все то прошением о
снабдении церквей их книгами и о выдаче определенной в их Цетинской монастырь
милостыни, да о пожаловании материи на одеяние церковное и на платье
митрополиту Савве, да архиерейской мантии и посоха; а ему, apxиepeю Василию, полнаго
архиерейскаго облачения; да священнику и дьякону риз и стихаря. Почему в 1754-м
году, в награждение обществу Черногорскому и на возобновление церквей, также и
ему архиерею с свитою, пожаловано всего деньгами 8000 рублев и требуемое им
платье и книги, да из особливой ея императорскаго величества милости ему
263
apxиepeю панагия. С ним же отправлено
ея императорскаго величества грамота к Черногорскому обществу, в которой об
оном пожаловании изъяснено, и они обнадежены дальнейшею высочайшею милостию, с
пристойным увещанием о продолжении и впред их усердия и преданности к здешней
империи.
А на представлении онаго
архиерея в резолюцию ему объявлено: что прошение его о заведении школ
оставляется до того, пока от них же самих объяснения получены будут, сколько на
такое заведение потребно иждивения, где именно и каким образом они там
содержаны быть могли б; что в пользу Черногорскаго народа при Порте Отоманской,
чтоб от оной противу онаго неприятельских действ чинимо не было, не оставится
при надежном случае сделать заступлении; что обещанная им архиереем готовность
советывать с начальниками своими о выезде их с фамилиями в Poccию, здесь
заблагоприемлется, и поручается то его старанию. В той же записке ему apxиepeю еще знать дано, что ея
императорское величество соизволяет народу Черногорскому такое обнадеживание
подавать, что когда оказана будет впред от сего народа здешней империи в
воинских действах какая заслуга, тогда они и погодною пенсиею награждены будут,
а выезжающие сюда снабдены высочайшею милостию.
На представление же его
архиерея, дабы Черногорской народ, при определении оному повсегодно на воинское
содержание какой либо суммы денег, снабден был грамотою в такой силе, что оный
Черногорской принципат никому не подвластен, как токмо Российскому двору и чтоб
сей принципат в титуле ея императорскаго величества включен был, в резолюцию
сообщено ему было, что обождено здесь будет формальное сего народа прошение, на
каком основании он подвластным быть хочет.
Самый сей apxиepeй Василий, в 1758-м году, в
другой раз сюда приезжал с тамошним губернатором Радоничем, кой здесь и умер и
с тремя его начальниками, которые всеобще разныя представления учинили, из
которых главнейшия (не упоминая уже о других, ничего не заслуживающих), были
следующия: 1-е) чтоб Черногорской народ принят был в здешнее подданство, 2-е)
чтоб из вышедших Черногорцев учрежден был здесь полк и назван Черногорским и
3-е) чтоб для учреждения в Черногорском народе добраго порядка, определен был
ежегодный пенсион до 15000 рублев; также чтоб для пребывания в их резиденции
кто либо отсюда отправлен был. На cиe им в резолюции объявлено
было, прочтением записки в доме вице-канцлерском, 15-го Июня онаго 1758 года.
На 1-е), что усердие народа их вступить в здешнее подданство заслуживает оному
всегдашнее ея императорскаго величества благоволение и милость, но по близости
окружающих их неприятелей и по отдалении империи здешней, оставляется то до
лучших времен. На 2-е), что когда довольное число Черногорцев выйдет,
тогда полк составится и Черногорским назван будет. На 3-е), что требуемый
пенсион определен и отправлен будет с нарочною особою, а кого либо туда для
пребывания послать нынешния обстоятельства совсем не дозволяют. В прочих же их
требованиях они также удовольствованы были и именно определением вывезенных ими
сюда из Черных Гор малолетних дворянских детей в кадетский корпус, выдачею
определенной в Цетинской монастырь милостыни и дачею ризницы с архиерейским
убранством и книгами церковными. За все вышепомянутое хотя изъявляла они свою
благодарность, но при
264
том не оставили однакож отозваться еще, да и со
слезами, что как главною правда их сюда причиною было, дабы испросить потребное
снабдение к содержанию в их отечестве до трех полков из тамошних народов, для
защиты от нападения Турецкаго совсем необходимых: то они теперь принуждены
объявить, что инако их Черногорский народ конечно со временем пропадет и
сделается подданным Турецким, а при том и от христианства отступит; на
содержание же тех полков, по их объявлению, потребно в каждый год по крайней
мере до 100,000 р.
При отъезде оных apxиepeя и трех начальников, из
высочайшей милости, пожалованы как для общества Черногорскаго и в Цетинской
монастырь, так и им с свитою портретами и деньгами всего например тысяч до 7-ми
рублев.
А обещанный пенсион 15000
руб. отправлен на один только год, с советником Пучковым, при грамоте, за
подписанием вице-канцлерским, и предписано было ему Пучкову, по приезде в
Черную Гору, тамошних начальников словесно обнадежить, что если усмотрится, что
Черногорский народ старания приложит, учреждением между собою порядка и
согласия, а паче снабдением себя воинскими орудиями, введением регулярства и
доброй дисциплины, удостоиться сей ея императорскаго величества милости, то
показанный пенсион и впред им ежегодно производим будет.
Apxиepeй Василий просил о утверждении
того пенсиона ежегодно привилегиею и о определении еще особливо пенсии, по 1000
рублев ему, apxиepeю Василию с другим архиереем
же Черногорским Саввою; на что объявлено ему было, что на представление его apxиepeя об определении пенсиона
Черногорскому обществу ея императорское величество снисходя, повелела по
вышепомянутому на первый случай отправить туда с советником Пучковым, при
императорской своей грамоте, 15000 рублев; и чтоб он apxиepeй, побуждая тамошнее общество к
ревности к здешней империи, отнюдь не разглашал о сей милости. О сем из Колегии
Сенату сообщено было со мнением, что требуемая оным архиереем о пенсионе
привилегия не может быть полезна для интересов здешних, потому что оною здешний
двор на всегда б себя обязал тот пенсион производить и в такое время, когда бы
в Черногорцах никакой нужды для государства здешняго не усмотрелось, в чем с Колегиею
Сенат согласился.
Вышепомянутыя же пенсионныя
деньги и грамоту советнику Пучкову повелено было, по приезде в Черную Гору,
вручить первенствующему там митрополиту Савве, в присутствии некоторых из
светских начальников Черногорских, а при том разведать о прямом состоянии
тамошняго народа, о его к России усердии и может ли оный полезным быть для
здешней империи, также доходилось к тому народу отправляемое отсюда с ихъ
архиереями жалованье.
Оный Пучков, в 1760-м году,
по возвращении уже своем оттуда в Poccию, привез от архиереев и
общества Черногорскаго благодарительныя за оказанную к ним милость письма, в
коих усугубленно они просили о пожаловании ризницы и на возобновление
раззоренной в Цетине церкви, также и о учреждении им двум архиереям ежегодной
по 1000 р. пенсии и о утверждении оной грамотою. О тамошних-же обстоятельствах
он, Пучков, следующее в Колегию рапортом представил: что Черногорцы находятся в
крайнем безпорядке, не имеют никаких между со-
265
бою добрых учреждений, законов и обычаев, живут в ме