Макаров М.Н. Старинный
московский комик Ожогин (Из записок моих прошлых лет) // Репертуар и Пантеон,
1846. - № 9. – С. 431-437.
РЕПЕРТУАР и ПАНТЕОН.
№ 9.
1846.
СТАРИННЫЙ МОСКОВСКИЙ КОМИК
ожогин.
(Из записок моих прошлых лет.) (*)
|
«Смешен был он
игрой и рожею, «На всех поясов
схожею; «Да нечужой пояс он был, «Не знал замашки
водевильной, «По-русски с
русскими шутил; «Пускал и он nyзырик мыльной; «Но тот пузырик был по-русскому
хорош, «А на французский
не похож!...» (Из послан. Impromtu к Д. П-вичу Глебову). |
В 1795 году я, десятилетний
мальчик; я, сын лейб-конной-гвардии офицера, а при том (если еще хотите таких
же о мне подробностей?) то уже и caм лейб же конной гвардии вахмистр, а
притом и вполне рядовой ученик Московскаго уни-
*) Редакция «Репертуара и Пантеона», с
признательностью помещая статьи об «Ожогине» и превосходный разсказ: «Ариша
казачка», просит покорнейше, почтеннейшаго
Михайла Николаевича, не оставить ее и впредь своими воспоминаниями добраго
стараго времени, которыя, по художественной простоте разсказа (кроме других достоинств) выше многих и милых современных
произведений.
432
верситетскаго пансиона, я.... Но гвардию и пансион в
сторону! Начинаю всю эту мою записку опять съизнова и передоложу ее следующим :
в 1795 году; я, десятилетний мальчик, был уже
необыкновенно страстным любителем Московскаго Петровского театра, а
преимущественно: принадлежавшего ему комика Ожогина, тогда единственнаго
комика, во всей нашей древней столице!...
Давно, очень давно все это
было, пора бы уж и забыть все это, что было; но Ожогин, так
сильно нащекотил собою мое сердчишко, что я и на шестом моем десятке,
все еще смотрю на того же, сказаннаго Ожогина, как бы на поставленнаго теперь,
в cию минуту, прямо мне под нос, на блюдечке. Вот он, вот он наш позапрошлый Дон
Коррадо-де-Геррера, в Козараре! Посмотрите, как уморительно досадует
он перед красоткою Гиттою-Сандуновою, как он ревнует ее к Tито, незабвенному,
тоже актеру Пономареву и поет свое, им только Ожогиным, неподражаемо, в
речитативе петое:
«Не множь, не множь моей досады!»
А вот, он же Ожогин, из
Испании переехал уже прямо в Русь, и как же он и тут славно наваривает
(говорю по-русски) соседа мельника, не бездельника, ворожейку! Целая
тысяча зрителей русских, чуть, чуть не захлебавается от смеха! Да мало ли что!
Ожогин всегда обворожал
нас—детей, по летам, настоящих детей, и с тем же вместе, и детей взрослых, известных, как у нас на Руси,
так н везде, по целому европейскому свету, под фирмою: «простолюдия». И вот мы те
и другие дети веселились и радовались великому мастерству
Ожогина, всех нас морит со смеху. — Ожогин Бочар мельник, Волдырев с
своими Волдырянами: Ожогин даже (ужас!) Баба-Яга, он в ступе
ездит, пестом погоняет! Уж это диво не последнее; но и тут, как и
везде. Ожогин—натура неподражаемая, совершенно Русскому родовая, и не было того
спектакля, в котором-бы игра Ожогина, не уставляла не только весь mеатральный paй, но
даже и всю театральную землю (весь партер) единственно детскою
публикою. Кресел и стульев, в старых театрах стаивало немного, и потому о вечеровой
выручке с них, лишняго слова не бывало. Что ж принадлежит до лож, большею
частию, бывших годовыми,
433
в них при Ожогине собирались целыя школы,
многолюдные пансионы детей!
Тот же Ожогин удерживал
сносною, в наших детских глазах, и драму Коцебу, и при нем такия же
немецкия драмы Геммингена, и комедии Голберга, Лессинга и проч. и
проч. Даже многия немецкия трагедии, нами выслушивались только, только что для
Ожогина; да за то уже часто Французская водевильная
комика, как-то в лад не подходила к Ожогнну!
Мы дети настоящие и
дети-народ, конечно, очень, очень еще скучали собственно драмою,
и особенно трагедиею; но в той, или в другой, иногда являлся Ожогин — ynpaвumeль, Ожогин — трактирщик, лесничий, даже могильщик
Ожогин и, этого уже достаточно было, чтоб соглашать нас видеть и слышать
драму, или трагедию, обыкновенно, в общем детстве нашем, наводившем на
нас дремоту!
Чудо чудное, диво дивное! А
между тем, люди старше нас, растроганные драмою, не отрывались слухом своим
ни от одного из ея слов: они плакали, резко очищали все худое в сердцах
своих, по крайней мере, на эту минуту и готовили их нa все доброе, на все хорошее! Старших
нас скорей проникал просвет солнечный своими благотворными лучами;
мы же дети на чисто-северной своей посадке, далекие еще от теплоты
животворящей, решительно, в дремоте нашей, пропускали мимо все слезное, все то,
что говорило чувствам достигающаго совершеннолетия человека, все это последнее,
заключу я, был безтолковый сон для нас, стоющий одного только забвения, и
потому-то мы всю эту скуку нашу старались искупать одною только гримасою, одним только словом
нашего безценнаго комика, для котораго единственно и посещали театр!...
Смесь странная! Подумают
ныньче. Но, право, так было и, притом еще с великою пользою для нас детей: ибо,
мы дети настоящие, а подле нас и дети—nростолюдие русское, в самое тоже время, из-за разливов
нашего детскаго смеха иногда, как будто бы взрослые люди, старались
отдохнуть от излишняго хохота нашего, а во время отдыха этого, иной из нас, волею,
или неволею осматривался уже и в достоинства драмы, комедии, трагедии, начинал
изучать их и по них же, формируя вкус свой, привыкать к ним. Таким образом, в
начале царствования Александра Благословеннаго, большая часть, нас детей, уже
почти слилась в своих мнениях со старшими: скоро мы полюбили и драму, и
трагедию, даже без Ожогина,
434
нас высадили уже из парников на грядки, и мы уже росли и цвели сами собою. Чудесное
садоводство, посмотрите, как оно шло у нас при Ожогине; то комизм, то важное, или нa оборот: то важное, то
комизм. Невольно вспомнишь Наполеона, с его словам: «От великого до
малого!...»
Тут-то мы начинали толпами
зацветать, и тут-то уже наш oбще детский балаган, остался
только утехою для народа-дитяти, неотставшаго еще, как и ныне, от свайки и
бабки. — Это детище не пересаживалось еще в парник, и даже не
цвело еще на грядке!
Однажды, в
доме Барона Александра Сергеевича Строгонова
(*) — незабвеннаго для меня, покровителя моего детства — я встретясь с
Августом Фон-Коцебу, директором, тогдашняго С. Петербургскаго театра,
весьма прилежно слушал его суждения, почти о том же, о чем я, при имени
комика Ожогина - так уже долго говорю, здесь. Коцебу, мешая
французской язык с своим родным и свой родной, частию с нашим русским,
громко вопиял на французскую настойчивость, непременно выпустить на
все театральная сцены Европы свои водевили, как он же Коцебу, присовокуплял:
«зрелище балаганное.» — Затем дальнейшия слова его были:
«конечно», говорил он, и водевиль, в школе нравов—лекция; но лекция,
наставляющая только на легкое, на нетрудное: это наука мастерству
думать без думы, судить без-суда. «Ваш русской театр», продолжат драматик, обращаясь
прямо к Барону,
теперь стоит только
на своей дельной точке, и посмотрите, как же быстро он поведет всех русских к ясному свету; только, Бога ради, не слушайте французов и не ставьте на вашу сцену чисто парижскаго
водевиля. У вас есть свои мальчик,
свои гостиные дворы и многое, многое тому подобное! Сколько я понял,
или сколько я понимаю ваше
русское, тут безценно
действуют на всю толпу народа вашего, в Петербурге, Воробьев, а в
Москве, как говорят, Ожогин! Сознаюсь,
я не хорошо знаком
с языком русским; но разсмотревши Воробьева, понял его, как
роднаго, он именно, что-то очень хорошее, в искусстве вытягивать
Русь в высь, в высь, а с
тем же вместе и не лишить ее роднаго
характера по образцам чужих. Всех
лучше понимала это
Великая Екатерина, написав,
для русскаго
(*) Барон А. С. жил тогда на Английской набережной. М.
435
театра, своих царевичей и богатырей. О
водевиле у ней никогда не было слова?... «Подумаем, после таких и подобных
суждений Коцебу, противникам истины, необходимо нужно было умертвить
его. — Для легкомыслия,» он
негодился ни начто; «и — вот его», как говорит народ наш, «взяли, да
умертвили!»
Чужая музыка, современная Ожогину,
была гораздо проще теперешней настоящей нашей смеси музыкальной, взболтанной
из старых и новых звуков, вместе. Мартини, господствовавший,
во время оно, на петербургской сцене был весьма сподручен нашим простым певцам
натуральным, труднее для них бывали Даллейрак и Паэзиелло. Впрочем
последний, хорошо опушенный нашими руссизмами, шел как нельзя лучше— Маркиз Тюлипано
Ожогин (в колбасниках Паэзиелло) также долго, долго жил на памяти
москвичей! О русских операх, при Ожогине, и говорить нечего, оне для
него, и не мастера петь, были, во всей силе слова: именнородныя, и потому-то
он в них разгуливал на-диво; если же, иногда, он же Ожогин, тут и
сбивался в чем: то, как раз, всякую его ошибку преживописно закрашивал его же,
даровитый комизм и — вот зрители утешенные тем, уже всем своим скопом
осыпали Ожогина оглушительными рукоплесканиями!
Никак я никогда, тоже, не
могу позабыть, упоминаемаго же мною старика комика, в роли Еремеевны, мамки
в Фон-Визина Недоросле в роле Свахи в Копьева Лебедянской ярмарке; и
та, и другая роль, кажется были сотворены решительно для Ожогина; а Ожогин
— для них! Теперь такия родныя наши мамки и няньки в столицах
исчезли, я дать о них понятие без Ожогина, едва ли кто может? Свахи, списанныя Копьевым
в Москве, станется, еще и водятся под сурдиной; но кто знает, спрашивают ли
оне своих франтов-женихов, так, как распрашивала Лебедянская сваха франта
Затейкина о том, что значат надетыя им вдруг пять жилетов, и
наконец: получают ли оне свахи на таковой вопрос свои ответы Затейкиных:
«это так-с, ничего-с-, это-с у нас по Питерски!» Как-бы, кстати были
и в настоящее время Копьева свахи с изложенным вопросом; но вопрос этот
несравненным шел только из уст Ожигина?...
Нечего не могу сказать за
подлинно о годе и месяце рождения этого комика. В 1795 году, ему было за сорок
лет, следовательно, он родился на глазах поэзии Ломоносова, Сумарокова,
Княжнина, Попова. Не знаю, тоже вернаго, к какому клас-
436
су людей принадлежал Ожогин до своего актерства;
но, знаю и видел, что в первых годах государствования Александрова, он еще
твердою ногою стоял на Московской Петровской сцене и был он, безо изменений, все еще утешитель детский:
наша уморушка смеховая, и мы не paз его осыпали не цветами, а червонцами.
Тогда еще было червонцебесие!
Написав когда нибудь целую биографию Ожогина, я
могу думать, что тем услужу истории нашего театра вполне.—Теперь мне хотелось сказать только, что
у нас в Москве был и такой актер, который собственно своим
сценическим мастерством сооружал было нам оригинальный комизм русской
и чрез него же, мастерски же, сближал, нас с важными, серьёзными зрелищами, а
тем творил охотников—зрителей роднаго нашего театра — в толпах народных.
Нельзя, нельзя позабыть Ожогина!...
Tем докончив мою статью, я готов
уже был скрепить ее моим именем и получить за то себе в возмездие, но крайней
мере такую же
отметку, которую некогда получил в Репертуаре при словах моих о Хераскове, собранных
не из фактовых дел книжных; но из разсказов В. Л. Пушкина, И. И.
Дмитриева, кн. П. II. Шаликова и проч. и проч. современников
творцу Россияды и Чесменского боя — заметка эта безъимянная; но... Вот и
еще приискал я воспоминание об Ожогине же: чудак этот любил,
иногда, вдруг, неожиданно выскочить из-под опущеннаго уже занавеса, и выскочив,
любил сделать прыжок, гримаску, погрозить на свою публику, она останавливалась
(даже, если расходилась) и тут же помирала со смеху. — Великое веселье, тоже
бывало, если на занавеcе, оставалась какая нибудь скважина, через нее Ожогин творил
свои фигли-мигли, пел кукареку, лаял собакой и проч. и проч. И все-то
это к нему шло, как говаривали, и все-то это, не знаю, споро ли бы еще
устало нравиться народу!—Народные комики Италии, Испанииi, даже
Франции, то-же делают еще и до-ныне.—Это еще живый, чистый дух Арлекина, отца
есякаго комизма!...
Отличительными операми для
игры Ожогина, были: «Аптекарь и доктор", в которой
обыкновенно копировался, какой нибудь из наших известнейших Московских
докторов, или аптекарей — Латинщиков или Немцев. Другая опера, слава же
Окогина, (уже помянутая мною) Баба Яга ; князя Горчакова), третья
— Бочар, водевиль французской до последней своей
437
нитки, перекроенный в русский лад, наконец: Прикащик,
или Тига , выдуманный клад, Два
Охотника, Двое Скупых, Дианино Дерево (где Ожогин
являлся Пастушком), Добрые солдаты (Херасков),
Крестьянин-Maркиз (Колбасники), Матрозския шутки, Мельник, Несчастие
от кареты, Коза-Papa, Сбитеньщик, Севилький Цирюльник, Князь Трубочист,
Училище Ревнивых (Пьеро) Федул с детьми... Но репертуар Ожогина был необычно
огромен! Всего не перечтешь: и весь-то, этот же репертуар был честен,
благороден!—Не знаю и теперь, нельзя ли бы, что набудь выдерживать из него для
невзрослых!...
МАКАРОВ.