Носов И. Воспоминания старого актера. Дмитревский и Троепольская // Музыкальный и Театральный Вестник, 1857. - № 12. – С. 198-201.

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОГО АКТЕРА

ДМИТРЕВСКИЙ и ТРОЕПОЛЬСКАЯ.

 

(Посвящается Его Высокопровосходительству Александру Михайловичу Гедеонову).

 

С 1813 года я часто бывал у старика Дмитревскаго, который учил, меня декламации. В то время он учил

 

199

 

только воспоминаниями  и каждый раз разсказывал мне много интереснаго о себе и о других артистах перваго периода русскаго театра. Память его сохранила всe подробности, которыя он пересказывал с большою живостью. Еще в 1804 году он написал историю русского театра и представил ее в Poccийскую Академию, где сам был членом, но там рукопись его затерялась, так что теперь невозможно найти ея и следа. Слушая занимательные разсказы   Дмитревскаго, я остановился   на счастливой   мысли записывать их для памяти.   Выбираю   теперь   из своих черновых тетрадей некоторые отрывки:

Однажды (в 1818 г.) я пришел к своему наставнику с ролью Татильона из трагедии: Заира. По его желанию я  начал декламировать

О, славный Нерестан о, pыцарь благородный!

Свершивший подвиг свой, Всевышнему угодный,

Cnaситель христиан, рушитель их цепей... и пр.

Я кончил монолог: Дмитревский сделал мне несколько замечаний и потом, спросил:

  А кто нынче играет Заиру?

  Екатерина Семеновна Семенова, отвечал я.

  Лучшая из моих учениц, заметил Дмитревский с восторгом и затем обратился тотчас к своим воспоминаниям, к тому времени, когда он сам торжествовал в этой трагедии, и увлекаясь   прошедшим,   быстро переходил от события к событию.

  В первое мое путешествие в 1765 г., между прочим говорил он, я приехал в Париж и поспешил представиться Ивану Ивановичу Шувалову, а он рекомендовал меня первым артистам парижских театров Лекену, Бризару, Моле и артисткам Дюшенуа, Дюмепиль   и Дюбуа. Мы скоро подружились с Лекенем и он взял меня жить к ceбе в дом; в театре близ оркестра было мне отведено место смотреть представления. Прожив в Париже восемь месяцев, Лекен повез меня в Лондон взглянуть на славнаго Гаррика.  Знаменитый артист  принял нас дружески. Желая угостить нас, он сыграл на Лондонском публичном театре Макбета, комедию; Kaк вам это нравится,   и наконец комедию своего сочинения: Табачный продавец.

В одно утро, после аппетитнаго завтрака, Гаррик собрался идти содвора и спросил меня и Лекеня, не пойдем ли и мы?

— Нет, отвечал я, сегодня нерасположен никуда идти.

Гаррик ушел, а я стал читать некоторыя роли на английском языке, которыя я намерен был играть на Лондонском театре; затем мне пришла охота прогуляться и посмотреть окрестности Лондона; замечая все достопамятное,  я обыкновенно записывал в свой дорожной календарь. Вышед на Темзенскую набережную, я вдруг увидел еще издалека Гаррика, который пробирался домой. Я тотчас переменил походку и физиономию. Поровнявшись со мною, Гаррик стал всматриваться пристально, но не решился остановить меня, боясь ошибаться. Посмеявшись про себя, я поспешил, воротиться домом и переоделся. Bcкоре явился слуга с приглашением к обеду. Пришед  в столовую, я нашел несколько гостей, приглашенных  Гарриком. Во время oбела, Гаррик, сидя между мною м Лекенем, спросил меня, не ходил ли я из двора? На мой отрицательный ответ он заметил: значит, я ошибся, а по костюму — точно ты шел по набережной и физиономия очень похожа на твою, только как будто помятая параличем.

Стали подавать третье блюдо. Я  уже протянул к нему руку, как вдруг побледнел, задрожал и в конвульсиях упал со-стула. Гаррик, Лекенъ и гости в испуге встают из-за стола и суетятся около меня. Но вдруг, к удивлению их, мнимый больной весело вскакивает, смеется и просит у хозяина и гостей извинения за сделаную им суматоху для шутки. Bсе от-души смеялись и опять сели за недокенченный обед. Гаррик, смотря на меня пристально, спросил: признайся, мой молодой друг, это ты попался мне на набережной назад тому час, прихрамывая на правую ногу? Тут я должен был признаться в другой своей  шутке.

"Браво, Дмитревский, браво, закричал Гаррик, я предвижу, господа, что он будет великий актер, и я непременно хочу видеть его на сцене в трагической роли. В твоем репертуаре значатся роль Беверлея; сделай одолжение, сыграй нам ее и покажи свой талант на лондонской сцене; я буду играть роль Ступелия.

Я согласился, и на другой же день, на Большом лондонском театре сделана репетиция, а через день было и представление. Во все время моей игры, Гаррик не спускал с меня глаз, замечая каждое мое движение, а в сцене, когда Беверлей выпивает яд и говорит затем монолог. Гаррик так, впился в меня, что сидя за кулисами у стола, на котором горела свеча, не слыхал как загорелась его манжетка.

Чрез неделю явился на сцене Лондонскаго театра и Лскень в роли Орозмана к трагедии Заира, а я играл Лузиньяна; через три дня потом я играл Гамлета, а известная английская актриса Сидонс играла Офелию

Спустя несколько времени у Гаррика был обеденный стол, к которому было приглашено много гостей. Разговор был общий, p театре; между прочим все выхваливали меня и предсказывали мне славу.

— Да, заметил Гаррик, Дмитревский и Лекень вывели меня из заблуждения: я думал, что я один только Гаррик во всем свете, но теперь вижу, что подобные мне родятся не только на берегах Темзы, но и на берегах Сены и даже Невы. Артисту никогда не должно иметь ни самолюбия, ни тщеславия, которыя ведут лишь к ошибкам и заблуждениям.

На другой день у герцога Дугласа был обед для званных гостей, в числе которых были приглашены многие иностранцы и между ними я с Лекенем. Между прочим речь зашла о театре. Гаррик повторил, что на парижских театрах много декламируют, а мало действуют; мысли автора, замечал он, никогда не произведут на зрителей такого впечатления, как мимика. Многие

 

200

 

были не согласны с этим мнением. Тогда Гаррик схватил подушку с кресел и держа ее на руках, как держат ребенка, выходит на балкон, убаюкивает свое дитя, любуется им, и вдруг подушка выпадает у него из рук на улицу. Вопль мнимаго отца, уронившаго свое дитя, раздается в зале; все вздрогнули от страха: черты и вся наружность Гаррика показывают страшное отчаяние. Он бежит к дверям, к окну, чтобы броситься за любимцем души своей, но остается недвижим, смотрит на улицу как будто на мертваго младенца; бледнеет, дыхание остановилось, чувства окаменели, только малейшее движение некоторых мускулов показывает знаки жизни. Каждый из присутствующих почувствовал в себе холодный трепет, никто ан вспомнил о притворстве. Гаррик оживает, но только для того чтобы душа  его из мертвой сочувственности перешла к отчаянию в горести: взоры, черты лица изображали отчаянную скорбь, слезы   катались из глаз его, поднятых к небу. Никто  не смел прервать этой сцены; забыли о Гаррике, a видели перед собою только осиротевшаго отца, который ничего не видит и не слышит и, кажется, не переживет смерти  своего сына.

«Но ради Бога, Гаррик, перестаньте терзать сердца и души наши; ведь это упала из рук ваших подушка а не ребенок, говорила рыдающая герцогиня Дуглас, обнимая артиста. Гаррик в одно мгновение принял на себя прежний вид и улыбаясь обратился к гостям с вопросом.

  Что, не правду ли я вам говорил?

В 1766 году, 25 июня, мы распрощались с Гарриком и с Лондоном и возвратились в Париж, где представлены была королю. Через несколько дней меня пригласили играть на театре у герцогини Веллеруа в трагедии Альзиpa; я играл роль Замора, Лекень-Гусмана, а Дюмепиль играла Альзиру. Через неделю, на том же театре, мы представили трагедию Заира, я — в роли Орахмана, Лекень — Шатильона, а Дюмепиль в роли Заиры. Ах, как была она хороша, даже неподражаема в этой роли.

  А какое сравнение сделаете вы, Иванъ Афанасьевич, спросил я, игры Дюмепиль с игрою нашей Троепольской?

   О, без всякаго сравнения, Троепольская должна была уступить Дюмепильше, особенно в четвертом акте, в сцене с Оразманом н Лузиньяном. Тут он прочитал наизусть всю сцену, состоящую более чем из ста стихов.

  Удивляюсь вам, Иван Афанасьевич, возразил я, что после стольких лет, как вы перевели Заиру, вы все еще можете говорить оригинал и перевод наизусть без малейшей ошибки.

  Твердая память, отвечал он; что хорошо один раз выучено, то остается незабвенно,  навсегда в памяти.

Тут Дмитревский стал говорить о Троепольской, о которой у меня записаны следующие факты:

Татьяна Михайлона Михайловна Троепольская была замужем за сенатским регистратором Александром Николаевичем Троепольским и училась театральному искусству у Федора Григорьевича Волкова.

Первый дебют ея был 15 Февраля 1757 года, па театре в новом Зимнем Дворце в роли Семиры в трагедии Сумарокова.

Игра молодой дебютантки понравилась Императрице Елисавете Петровне и приглашенным ею знатным гостям: ея величественный рост, важное греческое лицо, благородная осанка и поступь, звучный чистый голос, пантомима и телодвижения без кривлянья, говор без крика, все обратило на нee внимание зрителей; в природном таланте Троепольской убедились еще более, когда она вышла в роли Ильмены в трагедии Синав и Трувор. Нельзя описать, как она вела ту сцену, где входит вестник и разсказывает о смерти князя Трувора, жениха ея; отчаяние, плачь и рыдание пронзали до глубины сердца чувствительных зрителей, которые проливали слезы вместе с несчастною Ильменою. Императрица с того же дня, 16 апреля, приказала принять Троепольскую в действительную службу, первою трагическою актрисою, с жалованьем в 500 рублей.

Вскоре после того н муж Tpoeпольсокй вышел на сцепу в роли Орфея в мелодраме Орфей и Эвридика (соч. Метастазио, перевод Фед. Волкова) и был принят актером на жалованье 300 рублей.

Втечение всего своего театральнаго поприща Троепольская не имела соперниц на русской сцене; она была во многих ролях превосходна, а в некоторых неподражаема напр. в Ильмене, Гермионе (траг. Андромаха), в Эсфнрн: а в драме Сара, Сампсон, чудною своею игрою приводила зрителей в содрогание м ужас.

В 1759 году Императрица повелела директору русскаго придворного театра Сумарокову устроить и в  Москве русскую сцену, для чего отделить от петербургской труппы несколько актеров и актрис. Исполнить желание Императрицы поручено было Волкову, который немедленно отправился в Москву, взяв с собою между прочими   и Троепольских. Впрочем, на московской сцене, Татьяна Михайловна отличалась недолго,   В 1763   голу,   по   желанно Императрицы Екатерины, она возвратилась в Петербург вместе с мужем   и  здесь слишком   десять   лет   была   украшением сцены. Но она не могла  похвалиться   здоровьем,   которое с каждым годом разстроивалось все более и болеe.   В 1771  году,   на   другой   день   после представления   трагедии Сумарокова: Мстислав, в роли Псковской княжны Ольги, она почувствовала сильное ослабление и просила увольнения от театра с тем, чтобы получить возможность   лечиться   на русских минеральных водах.  Императрица,  соболезнуя о ней, приказала дать в ея пользу представление, для котораго   и была   назначена   трагедия   Фемист и  Иеронима. Автор ея, Майков, уже давно подарил ее Троепольской. Бенефис был объявлен на 23 мая.   Публика   наполняла театр, но уже не увидела более своей любимицы. Перед началом представления,   Троепольская неожиданно умерла в своей уборной.   Трагедия же Майкова и по сие время не играна ни на каком театре. Сумароков! горестными   стихами оплакал смерть славной актрисы, которая так увлекательно умела представлять героинь его трагедий.

 

201

 

II

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА. СУЛЬЕТЫ.

(Aлександра Дмитриевна Каратыгина и Лев Николаевич Невахович).

 

Троепольскую много нам напоминает, А.Д. Каратыгина (мать знаменитаго Василья Андреевича Каратыгина), как наружным сходством так и игрою, говорил Дмитревский. О Каратыгиной же мы и сами можем судить по воспоминанию. Во многих трагедиях и драмах она была неподражаема, особенно в исторической драме Л. Н. Неваховича: Сульеты или Спартанцы XVIII столетия, в роли Амасеки, предводительницы Сульетов. Драма эта была поставлена на сцену в 1809 году. В то время в Петербург приехал король Суллии просить у Императора Александра  защиты от нападения Албанцев на его владения. Он был приглашен на второе представление в императорскую ложу, где изволил присутствовать и сам Император. Свите короля был отведен весь второй ярус лож. Публика, узнав об этом заранее, ломилась в театр; многие, не получившие билетов,  предлагали   плату вдесятеро,   но   ненаходилось   ни одного, кто  бы  польстился на эти предложения. Многие из высшего   круга, оставшись без билетов и имея непреоборимое желание   непременно видеть спектакль, просили у директора театра А. Л. Нарышкина дозволения смотреть за кулисами, предлагая за то снести в кассу театра по 50 руб. с человека,   но и это не удалось: директор объявил просителям, что Дирекция не имеет таких постановлений, чтобы пускать за кулисы зрителей,  которые не могли достать себе билетов. На другой день Император приказал изъявить свое благоволение артистам, участвовавшим в представлении драмы, u выдать каждому из них годичный оклад, а сочинители» пиесы, Неваховичу, пожаловалъ золотую табакерку с своим вензелевым изображением, осыпапным бриллиантами. Сам же король Суллии так был восхищен игрою Каратыгиной, что просил позволения у Императора сделать ей подарок: — жезл с брилллантовыми украшениями, так как в драме она являлась с жезлом. На это воспоследовало согласие Императора  и славная артистка получила драгоценный подарок с надписью: «от короля Суллии и всего его народа Амассеке, предводительнице Сульетов, в знак благодарности». Автору же пиесы король прислал свой портрет.

Невахович, сочинив эту драму, избегал приемов французских драматургов, а также и русских их подражателей, которые между прочим считали за большое преступление, если в пиесе нет любовной интриги. В его драме развивается только чувство патриотизма. Вот образец, вот оселок будущим писателям драм, говорили истинные любителя и ценители театра. Долой с нашей сцены все эти переводныя трагедии, драмы в комедии; и так уже полки театральной библиотеки завалены коцебятиной».

В драме Сульеты блестят две роли, основанныя на любви к отечеству — Амасеки и Фоклита, ея сына, котораго играла Семенова старшая. При нападении Албанцев на Суллию, старый Сульит Паласки, преданный Али Паше албанскому, изменнечески выдал юнаго Фоклита неприятелю. Али Паша тотчас же заключил пленника в оковы и угрожалъ ему жестокою смертию, если он не уговорит  отца и мать сдаться добровольно, o6ещая в противном случае не  оставить в городе камня на камне и предать всех жителей огню в мечу. Но эти угрозы не поколебали твердаго духа юноши; он с презрением отверг предложение Али-Паши и предпочел, лучше умереть, чем изменить отчизне.

 Семенова была необыкновенно хороша в этой роли; костюм молодаго Сульета придавал ей особенную величавость и благородную гордость перед врагом отечества. Роль Паласки, старика Сульета, играл Рыкалов, который до сих пор отличался в пиесах Мольера в ролях Гарпагона (скупой), Скапареля и др. и своею неподражаемою комико-мимическою игрою удивлял всех. Роль Паласки но в другом роде: здесь старик является ехидным и лазутчиком. Рыкалов умел прекрасно понять этот характер и был неподражаем. Но сам он, не смотря на похвалы публики и журналов, не редко замечал: нет, нехорошо я играю эту роль; я принял совсем не тот тип, который представлен автором; но если б я стал играть так, как он вывел Паласки, то публика меня бы возненавидела...» После смерти его в 1813 г., роль его занял Бобров. Хотя он играл роль Паласки и хорошо, но далеко ниже Рыкалова.

В 1813 г. Каратыгина выслужила свои годы, но Дирекция, видя в ней еще бодрость таланта и считая ее необходимою для русской сцены, удержала ее на службе. В этот год она перешла с ролей молодых принцесс на роли благородных матерей. Через девять лет, чувствуя слабость здоровья, она совсем оставила театральное поприще и до сих пор живет в спокойном н счастливом уединении.

Л. Н. Невахович, скончался в 1832 году 22 Сентября. 49 лет, в чине надворнаго советника, имея ордена: Св. Станислава в Владимира, и похоронен на Волковском кладбище.

Последнее сочинение его: Мечь провидения или Надир Тахмас Кулихан, историческое представление в пяти актах, представленное в первый раз на Большом Театре 23 мая 1832 года, в пользу актрисы Марьи Павловны Семеновой.

И. НОСОВ.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$