Палицын М. [Наставления сыну 1811, 1815, 1817 гг.] / Сообщ. М. Лопатиной // Русская старин, 1894. – Т. 81. - № 3. – С. 206-214.  – Под загл.: Из бумаг старого помещика. – Сетевая версия – М. Вознесенский 2006.

 

 

ИЗ БУМАГ СТАРАГО ПОМЕЩИКА

 

I.

Наставление сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну.

 

Марта 11-го дня, 1811 года.

1)  Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться   поспешно;   потом  молиться   Богу, полагая крест правильно, читая вслух,  но не громко утренния молитвы,— потом с приличными поклонами, пожелав добраго утра предстоящим, в 7 часов пить чай с белым хлебом, что будет служить вместо завтрака.

2)  В 7 часов начинать учение и продолжать его, доколь выучишь урок, или как случится. Во   всем учении никакими посторонними упражнениями, даже и мыслями не занимать себя, но все внимание обратить на урок,   через что скорее выучишь и лучше поймешь.

3)  В 12 часов обедать и кушать простое кушанье,  как-то: щи с решатным хлебом, или что случится, жаркое и кашу; пить квас, а лучше,   буде привыкнешь,   хорошую воду.  Во время  стола  сидеть прямо, много не говорить, разве что необходимое, или на чей вопрос говорить должно.

4)   После обеда до  2-х часов можешь заняться утешительным упражнением, как: играть на скрипке, или фортопиано и петь, а в 2 часа начинать учиться и продолжать таким же образом, как об утреннем учении  сказано, до  6-ти часов, или как нужда в том настоять   будет.  Можешь  час места с г. Греном гулять, делая при том свои  замечания городу и прочему, что интересное  глазам твоим попадет. После учения и  погуляв,  можешь  опять заняться игрой и рисованием, что и отдается в твою волю. В 8 часов ужинать, тож, только на ночь не обременяй  желудка,  а в 9 часов с утренними правилами ложиться спать.

 

 

207

5)  К учителям ходить или ездить вместе с г. Греном, который во время учения твоего должен быть и  возвращаться домой с тобою.  Во  время преподавания учителями уроков  слушай со вниманием; буде чего не понимаешь, можешь просить о повторении, хотя бы то и несколько раз случилось. Учителям изъявляй должное уважение, а в наставлениях, до наук и добрых советов относящихся, делай безмолвное послушание.

6)  Белье переменяй в неделю 2 раза,  а потому белье, одежда и обувь должна быть на тебе опрятна, вычищена, а не кой-как надета, ибо опрятство придает человеку веселую бодрость, а неопрятство делает всем гнусное отвращение, даже и  самого себя   повергает  в презренную ничтожность.

7) В воскресные дни ходи к обедни, кою слушай со вниманием, а особенно Евангелие и Апостол, дабы ты знал подлинно знаменование их; потом, приветствующих тебя ласково, посещай, а Григорья Андреевича Петрова чаще, яко начальника твоего по училищу, который может разсудить иногда в учении твоем, делать тебе испытания и во всех домах, в кои ходить будешь, веди себя вежливо, смирно и учтиво.

8)  На слугу своего не сердись и не бранись, а бить его  и вовсе запрещается  но приказывай о должности повелительно,  вежливо, со всякой скромной тихостью, но однакоже отнюдь не  фамилиярно, чем приобретешь от него чистосердечную к тебе любовь и повиновение.

9)  Ежели случится говорить тебе с посторонними, то  разговор веди ясный  с учтивостью, не возвышая слишком голоса, да и не унижая его, о тех только материях, в коих ты совершенно сведущ, а о незнаемом совсем не говори, отзовись неведением. Сим единым средством не попадешь в болтливые дураки.

10)   Беседы умных людей (сиречь разговоры) со вниманием слушай, замечая в них  порядок здраваго разсуждения,   дабы и тебе современем быть им подобным.

11)   Напротив  того с  противоположными сему  в  качествах своих не только знакомства не заводи, но и разговоров их убегай, дабы и тебя не причли бы к их классу.

12)  О новых предметах, какие глазам твоим попадаться будут, спрашивай приставника,  не  оказывая  однако  сильнаго удивления,   а также не пропускай без внимания, ибо последнее будет означать тупость чувств твоих.

13)  С однолетними ceбе, не узнав свойств их, скоро не   дружись, не говори с ними о пустых, ничего не значащих материях, но обращайся только с почтением, разговаривая о науках и то тебе известных, о порядке их учения, о музыке и тому подобном.

 

 

208

14) Убегай лжи и пустословия, не разсказывай чего не видал и не слыхал, но говори сообразную понятию твоему единственную правду, или точно видимое, или   слышанное,  и то от  правдиваго  человека, коему во всем веру дать можно с лучшим объяснением безо всякой прибавки, ибо если тебя заметят один раз лжецом, то хотя после ты и правду разсказывать будешь, верить не будут, а жить без доверия между честными людьми совсем не можно, но должен уже ты в знакомство свое приискивать подобных себе лжецов, с коими в столь гнусном и презренном звании век свой влачить в срамоте и безчестии должен.

15)   Будучи в обществе, ни с кем не шепчи, чужих разсказов, о ком-либо в худую сторону говоренных, не одабривай, не только словами, но даже и мановением, или улыбкою лица, да и вовсе их не слушай, дабы не почли тебя в сем злоречии участвующим.

16)  В разговорах не делай смешных телодвижений; шуточных материй часто не разсказывай, а особливо  при не коротких людях, ибо через частое разсказывание шуток сделаться можешь шутом, а cиe название есть самое первое из подлейших. При том гордым и надменным не будь и не унижай себя ниже твоего звания, но держись середины, ибо в обоих случаях в презрение придешь.

17)  Ежели случится тебе видеть людей неблагообразных лицом, или худо или неопрятно одетых (что  конечно в жизни случиться может), то отнюдь не показывай к ним ни малейшаго презрения, или насмешливаго вида, поелику вид первой дан природой, а последний обременен видно бедностию,—следовательно, ты должен единственно в душе своей о них пожалеть и бедному, буде  состояние твое дозволит, помоги, и то cиe сделай тогда только, когда узнаешь, что он от посторонних помощь принимает, ибо весьма много есть бедных, но благородных и великих душевными качествами  людей, кои и в бедности   не требуют  ничьей помощи, но сносят терпеливо, а посему в последнем случае должно поступать весьма осторожно.

18)  Буде случится тебе по чьей-либо просьбе, или самопроизвольно, что кому обещать, то не обещай того, чего выполнить не можешь, а обещанное должен уже выполнить в назначенный срок непременно, и в сем-то случае должно   иметь великую  осторожность,   дабы не назвали тебя обманщиком  и неверным человеком в обещаниях. Старших себя летами, а особливо престарелых, уважай, в собраниях вперед их не ходи, садись всегда ниже их, говори с ними почтительно. Обязан ты кланяться им наперед,  не дожидаясь от них себе поклона, да и всякаго состояния  людям, почтившим тебя поклоном, должен ты ответствовать равномерным поклоном. Начинающаго с тобою говорить   ты должен выслушать материи его со

 

 

209

вниманием до конца, не перебивая его речей и тогда на предложение ответствуй с благопристойной участливостью и решимостью.

19) О пороках своих (ежели они за тобою сверх всякаго чаяния моего будут) никому это в похвалу свою (как и многие пороками хвалятся) не разсказывай, но скрывай от всех и старайся исправиться от них.

20)  Ни про кого дурно не говори, а ежели ты и будешь ведать о чьих-либо пороках, то ими исправляй себя, ибо нет лучше учителя к исправлению, как видеть порок в другом человеке. Я бы привел тебе много к сему примеров, но оставлю на будущия времена.

21)  Зависти, мне нетерпимой,  отнюдь не питай, ибо как всеми дарами, то-есть честию, богатством и прочим награждает по достоинствам каждаго Бог,  следовательно,   завидовать —есть негодовать на Бога, ибо когда и ты будешь того достоин, то и тебе все оное со временем дастся, а завидовать  можешь только в одном случае, а именно: когда видишь ты моложе себя, или равнолетних с равными твоему талантами и дарованием, учатся лучше тебя, то и в сем случае зависть свою можешь удовольствовать прилежным учением, чем и зависть твоя кончится.

22)  В среды и  в пятницы и во все посты  дома скоромнаго не ешь, а в людях кушай, что  поставят; по  словам св.   апостола: предлагаемое да ядим, или: не сквернит входящее в уста, но из уст.

23)  В собраниях не показывай унылаго лица, да и слишком радостнаго, дабы не привлечь много вопрошающих, что  с тобой сделалось? то-есть   отчего  ты печален, или слишком радостен. Вот тебе, сын мой, даю отцовское наставление мое,  приличное теперешним твоим летам, а с возвышением лет твоих и понятий (буде жив буду!) соображаясь со временем и обстоятельствами, еще дополнять буду с пространным уже всего объяснением, а теперь ты выполняй оное со всякой точностью, чем приобретешь мою к себе любовь и уважение, ибо ничто для отца утешительнее и приятнее быть не может, как видеть сына от честных людей по добрым его качествам  и  поведению уважаемаго и в  лучшем мнении у общества. Ежели из предложенных пунктов, какого ты не разумеешь, то проси учителей о растолковании тебе их, особливо Дм. Сем. Борзенкова.

М. Палицын.

 

 

210

 

II.

Наставление сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну.

 

17-го июля, 1815 года.

Я разсудил, судя по летам твоим и довольному росту, отправить тебя одного с слугою в Дерптский университет на почтовых, что и предписываю тебе исполнить.

1)  По приезде в Орел остановиться на квартире и, одевшись во фрак, идти к губернатору, коему подай  мое письмо, проси у него до Дерпта на две лошади подорожнюю. Буде он потребует еще какое о тебе доказательство, то ты подай земскаго суда свидетельство на проезд тебе до Дерпта, тебе данное. За подорожнюю должен ты заплатить в казну деньги, то плати не мелкими, а крупными ассигнациями, а мелкия  береги на прогоны.  Получа подорожнюю, пошли на почтовый двор за лошадьми и на них, не мало не мешкая, отправляйся в путь, а своих лошадей, чтоб выкормя, вели домой.

2)  Во время дороги веди себя смирно, с ямщиком и на станциях с приставами не бранись, но обходись вежливо, а притом и скоро очень ехать ямщика не принуждай, но только рысью. Из всех городов, через кои ты пойдешь, пиши ко мне, а ежели в котором не застанешь почту, или придешь в непочтовый  день, то оставляй письмо у почтмейстера и проси о пересылке.

3)  От самой Глушицы 1) и до Дерпта веди верный журнал  вояжа своего, помещая все достойное внимания,  и притом  описывай погоду, дорогу, урожай хлебам всех родовъ и цены оным, а особливо овсу, cенy и  съестным припасам  по всей дороге, разстояние станции от станции и города от города  и всему интересному, и с того журнала копию ко мне доставь.

4)  Приехав в Дерпт, остановись на квартире, узнай, как зовут директора университета и фамилию, что и надпиши на пакете, в тот же самый день, взяв с собою аттестат и свидетельство о дворянстве, явись к нему, подай ему письмо мое и проси об определении тебя в  Дерптский университет. Ежели он велит подать (о  том)

1) Глушица—имение Михаила Борисовича Палицына, Орловской губ. Елецкаго уезда, приходом в село Свишни, было продано Ник. Мих. Палицыным г. Кожухову и от Кожухова перешло к г. Турбину.

 

 

211

просьбу, то попроси кого из опытных написать ее и, ни мало не медля, подай. Потом приищи себе у немца, или у учителя, но честнаго человека квартиру с содержанием тебя столом, чаем и со слугою и прачкой, а договаривайся помесячно, ибо в течение месяца можешь обо всем узнать подробно и со мною снестись, или нарочно сходи к директору и проси в разсуждении квартиры наставления его, у кого он присоветует тебе жить, и буде назначит кого, то и договаривайся с ним помесячно же, а на каких кондициях кончите и помещением и будет ли какая наука при том, пиши ко мне.

6)  О науках, какия, как и для чего надобно учить, я ничего здесь тебе не напоминаю, потому что о них много наставлений  тебе дано, то и советую прочитывать их и следовать им.

7)  Веди себя опрятно,   платье и обувь, чтоб всегда было чисто, ибо опрятность придает бодрость, а худое делает великое отвращениe, а потому и нужно тебе оную наблюдать.

8)  Знакомства короткаго отнюдь ни с кем не заводи и пока не обживешься и не узнаешь людей в точность,  ни к кому не ходи и к ceбе никого не зови, но беседуй с книгами и хозяином, а в хорошее и свободное время: прогуливайся,  ибо в незнакомом городе знакомиться надобно весьма, осторожно для многих причин.

9)  Деньги, сколько у тебя  от дороги останется,   советую отдать под сохранение хозяину, у коего укоренишься жить, с роспиской, а у себя не держи; брав же у него на надобности, на той же росписке отмечай получение.

10)  Смотря по обстоятельствам: ежели я на что надобен буду тебе, пиши ко мне, я  немедля  к тебе приеду, только ты все случаи, для коих меня вызывать будешь, опиши яснее и подробно, чтобы никакому недоразумению не подвержены были.

11)  К директору и ко всем достойным уважения учителям и профессорам ходи по праздникам одним, с почтением и заслуживай от них учением и поведением своим лучшее для себя расположение.

12)  Узнай через учителей,  или хозяина своего,  есть ли там искусные, музыканты и каких более и, буде есть xopoшие, то по чему за урок или на месяц берет. О всем оном дать мнe знать, но без сношения со мною не нанимай их, но сам практикуйся.

13)  Во все праздничные и свободные дни ходи на богомолье и молись с умилением и с сокрушенным сердцем; а какая  из того польза есть, о том в ученых тобою книгах пространно и внятно писано, следовательно, нить  надобности повторять о пользе, от того происходящей, о коей ты сам давно знаешь.

14) На прогоны до места  и на содержание твое на первый случай

 

 

212

в Дерпте, дается тебе денег 500 рублей, а как ты там обживешься и по обстоятельствам узнаешь, какое число денег потребно тебе на годовое содержание, тогда пиши ко мне, а я присылать буду по третям, или как лучше.

15)  Расходы деньгам, как во время дороги, так и жизни в Дерпте, веди аккуратно,   напрасно денег не тратить,  но на самую только надобность и с тех расходов копии  ежемесячно присылай ко мне, а подлинные у себя храни впредь для щетов.

16)  Человеку, с тобою живущему, приказано  о поведении твоем писать ко мне, следовательно ты не возбраняй ему исполнять  поручения моего; в противном случае строго на тебе взыщу.

17)   В городе Острове, через который ты поедешь, заезжай к городничему Петру Филипповичу Ластовинову,  отдай ему письмо мое и кланяйся от меня, но не долго у него будь, ибо надобно тебе поспешать, чтобы к 1-му числу приехать к своему месту.

18)  Кибитку, если можно в сарае на квартире держать, то поставить, а буде сарая не будет, то продать ее, но дешевле ста руб. не отдавать, или в сем деле так поступать, как обстоятельства того требовать будут, ибо собою цены не установишь.

19)  Еще подтверждаю, не пропущай ни единой почты, пиши ко мне о всех обстоятельствах, а паче,  как ты учиться будешь, то-есть прилежно, или лениво.

Михаил Палицын.

 

Июля 18-го дня, 1815 г.

 

NВ. На всякий случай имей в дороге медныя деньги, руб. 5. Вo время дороги, да и везде будь осторожен, дабы не обокрали вас, а для того надобно всякую вещь прибирать и без прибору и без запору не покидай. Всякую вещь записывай в книгу; а куда она после девалась, против ней должно отметить. Денег всех никому не показывай, а имей их где в безопасном месте и прячь их; имей и то во время только дороги не более 20-ти руб.; ежели выйдут, ты опять добавь.

 

Маршрут с Орла.

На Брянск

138  верст.

»   Рославль

148      »

»   Смоленск

106      »

»   Поручи

74      »

»   Велиж

40      »

»   Усвят

38       »

»   Вел. Луки

79      »

»    Бежец

90      »

 

 

213

На Новоржев

55 верст

»   Остров

62      »

»   Валк

120      »

в Дерпт

81      »

 

 

 

 

III.

Приказ сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну.

 

27-го августа. 1817 года.

Испросил я у Франца Степановича позволение жить тебе у него. а с тем вместе содержать тебя и со слугою, столом и прочим к тому принадлежащим, а при том, чтобы как над упражнениями твоими в науках, так и над поведением имел (равный моему) отеческий и строгий надзор, а в случае ослушания взыскивал бы на тебе без малейшаго упущения, а потому повелеваю тебе отцовскою и непреложною моей властью во все продолжение жизни твоей у него повиноваться ему, как мне, все приказы и наставления его выполнять безмолвно, т. е. без отговорно, ибо честнейшее его свойство, мне давно из опытов известное, на таковую над тобой власть дает ему право, а потому, живши под надзором попечительности его, исполняй нижеследующее:

1 Должен ты вставать от сна ежедневно в 6 часов и в полчаса обуться, одеться в вычищенное платье и обув, помолясь Богу, заняться до половины восьмаго часа, то-есть целый час полезнейшими упражнениями, как-то: немецким и французским переводами, а в 8 часов быть в университете, ибо по близкому разстоянию на проход получаса довольно.

2)  Все слушанныя тобою лекции всякий день записывай на-черно в тетрадь, а дома приведи в ясность, впиши в белую чистым письмом; тетрадцы белыя иметь на всякую науку особыя. Вести ежедневный журнал всем встретившимся случаям и упражнениям, хотя бы и не важным, а буде не знаешь, как начать о предметах, то спроси У Гейтца, или Сандунова, то и веди по понятиям их непременно, ибо я в том строгаго отчета потребую.

3)  По окончании утренних и вечерних классов приходить домой в свое время, т, е. из утренних в половине перваго, а из вечерних в половине седьмаго, не заходя отнюдь никуда и потом 8-й и 9-й час заниматься музыкой.

4)  Как по неизъяснимой лености своей танцовальным классом и в субботу 3-й и 4-й часы ничем не занимаешься; но терять в празд-

 

 

214

ности такое большое время по летам твоим и по предмету будущаго состояния твоего есть предосудительно, то буде изволишь, попроси Франца Степановича приговорить французскаго и немецкаго учителей, у коих по урокам в означенное время учись упомянутым языкам систематически, с крайним прилежанием, а буде собственной охоты к сему учению не будет, то и не учись, ибо без прилежания и охоты учиться не можно, а все то время учись математике во всех ея отношениях; учителя же для сего он же Франц Степанович приищет, или пошли съискать того штаб-капитана А. М... он живет не далеко от Сухаревой башни, идя вниз по трубе на левой стороне в каменном доме на дворе, № 300. Сия наука для всякаго состояния необходима есть, то и coвет мой учиться ей, а впрочем как изволишь.

5)  В классы и из классов к сестре и буде уволен будешь гулять, то ходить тебе с слугою, а без слуги никуда не ходи, а в случае болезни его, проси слуги у Франца Степановича.

6)  Фрака без необходимой надобности не носить, ибо он сделан для самых редких случаев.

7)  Денег  собственно тебе я не вверил, не потому,  чтобы   мне было их жаль, но потому, чтобы ты, управляя ими, не развлекал себя разными идеями от учения, а более всего для сохранения носа твоего и хорошей прононсии,   а с деньгами обеи  вещи   потерять  можешь. Но что нужно, требуй от Франца Степановича на самое нужное и не прихотливое, ибо нужно учиться, а щеголять будешь после, когда выучишься и будешь человеком интересным.

8)  Над человеком,  к служению тебе определенным, не дается тебе ни малейшей власти, не только бить, но и бранить, а в случае неисправности по должности его, относить  к  Францу Степановичу: писем его, кои велено ему ко мне писать, отнюдь тебе не смотреть и не принуждать его показывать тебе.

9)  Я не распространяюсь далее в наставлениях моих,  до наук и  поведения  твоего  относящихся,   ибо об оных многое множество было тебе говорено, писано в письмах и в наставлениях, тебе данных, кои я уповаю, что твердо укоренились в памяти твоей,  то и советую следовать им, полагая, что они откроют тебе к будущей и настоящей жизни твоей настоящее счастие, увеселяющее умнаго человека—а впрочем воля твоя. Буде Тарасу Ильину потребен паспорт, то дай ему по прилагаемой у сего форме. Дается тебе бумага разнаго рода, панготы(?) пакеты и золотобрезной довольное число, кою и употребляй на письменныя упражнения.

 

Михаил Палицын.

 

 

Сообщила   М.  Лопатина.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$