Палицын М. [Наставления сыну 1811, 1815, 1817 гг.] / Сообщ. М. Лопатиной // Русская старин, 1894. – Т. 81. - № 3. – С. 206-214. – Под загл.: Из бумаг старого помещика. – Сетевая версия – М. Вознесенский 2006.
I.
Наставление сыну моему
Николаю Михайловичу Палицыну.
Марта 11-го дня, 1811 года.
1) Вставать
всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться поспешно;
потом молиться Богу, полагая крест правильно, читая
вслух, но не громко утренния молитвы,—
потом с приличными поклонами, пожелав добраго утра предстоящим, в 7 часов пить
чай с белым хлебом, что будет служить вместо завтрака.
2) В 7 часов начинать учение и продолжать его, доколь выучишь урок,
или как случится. Во всем учении
никакими посторонними упражнениями, даже и мыслями не занимать себя, но все
внимание обратить на урок, через что
скорее выучишь и лучше поймешь.
3) В 12 часов обедать и кушать простое кушанье, как-то: щи с решатным хлебом, или что
случится, жаркое и кашу; пить квас, а лучше,
буде привыкнешь, хорошую
воду. Во время стола
сидеть прямо, много не говорить, разве что необходимое, или на чей
вопрос говорить должно.
4) После обеда до 2-х часов
можешь заняться утешительным упражнением, как: играть на скрипке, или
фортопиано и петь, а в 2 часа начинать учиться и продолжать таким же образом,
как об утреннем учении сказано, до 6-ти часов, или как нужда в том
настоять будет. Можешь
час места с г. Греном гулять, делая при том свои замечания городу и прочему, что
интересное глазам твоим попадет. После учения
и погуляв, можешь опять заняться
игрой и рисованием, что и отдается в твою волю. В 8 часов ужинать, тож, только
на ночь не обременяй желудка, а в 9 часов с утренними правилами ложиться
спать.
207
5) К учителям ходить или ездить вместе с г. Греном, который во время
учения твоего должен быть и
возвращаться домой с тобою. Во время преподавания учителями уроков слушай со вниманием; буде чего не понимаешь,
можешь просить о повторении, хотя бы то и несколько раз случилось. Учителям
изъявляй должное уважение, а в наставлениях, до наук и добрых советов
относящихся, делай безмолвное послушание.
6) Белье переменяй в неделю 2 раза,
а потому белье, одежда и обувь должна быть на тебе опрятна, вычищена, а
не кой-как надета, ибо опрятство придает человеку веселую бодрость, а
неопрятство делает всем гнусное отвращение, даже и самого себя
повергает в презренную
ничтожность.
7) В воскресные дни ходи к
обедни, кою слушай со вниманием, а особенно Евангелие и Апостол, дабы ты знал
подлинно знаменование их; потом, приветствующих тебя ласково, посещай, а
Григорья Андреевича Петрова чаще, яко начальника твоего по училищу, который
может разсудить иногда в учении твоем, делать тебе испытания и во всех домах, в
кои ходить будешь, веди себя вежливо, смирно и учтиво.
8) На слугу своего не сердись и не бранись, а бить его и вовсе запрещается но приказывай о должности повелительно, вежливо, со всякой скромной тихостью, но
однакоже отнюдь не фамилиярно, чем
приобретешь от него чистосердечную к тебе любовь и повиновение.
9) Ежели случится говорить тебе с посторонними, то разговор веди ясный с учтивостью, не возвышая слишком голоса, да и не унижая его, о тех
только материях, в коих ты совершенно сведущ, а о незнаемом совсем не говори, отзовись неведением. Сим
единым средством не попадешь в болтливые дураки.
10) Беседы умных людей (сиречь разговоры) со
вниманием слушай, замечая в них порядок
здраваго разсуждения, дабы и тебе современем
быть им подобным.
11) Напротив
того с противоположными
сему в
качествах своих не только знакомства не заводи, но и разговоров их
убегай, дабы и тебя не причли бы к их классу.
12) О новых предметах, какие глазам твоим
попадаться будут, спрашивай приставника,
не оказывая однако
сильнаго удивления, а также не
пропускай без внимания, ибо последнее будет означать тупость чувств твоих.
13) С однолетними ceбе, не узнав свойств их,
скоро не дружись, не говори с ними о
пустых, ничего не значащих материях, но обращайся только с почтением,
разговаривая о науках и то тебе известных, о порядке их учения, о музыке и тому
подобном.
208
14) Убегай лжи и
пустословия, не разсказывай чего не видал и не слыхал, но говори сообразную
понятию твоему единственную правду, или точно видимое, или слышанное,
и то от правдиваго человека, коему во всем веру дать можно с
лучшим объяснением безо всякой прибавки, ибо если тебя заметят один раз лжецом,
то хотя после ты и правду разсказывать будешь, верить не будут, а жить без
доверия между честными людьми совсем не можно, но должен уже ты в знакомство
свое приискивать подобных себе лжецов, с коими в столь гнусном и презренном
звании век свой влачить в срамоте и безчестии должен.
15) Будучи в обществе, ни с кем не шепчи, чужих
разсказов, о ком-либо в худую сторону говоренных, не одабривай, не только
словами, но даже и мановением, или улыбкою лица, да и вовсе их не слушай, дабы
не почли тебя в сем злоречии участвующим.
16) В разговорах не делай смешных телодвижений;
шуточных материй часто не разсказывай, а особливо при не коротких людях, ибо через частое разсказывание шуток
сделаться можешь шутом, а cиe название есть самое первое
из подлейших. При том гордым и надменным не будь и не унижай себя ниже твоего
звания, но держись середины, ибо в обоих случаях в презрение придешь.
17) Ежели случится тебе видеть людей
неблагообразных лицом, или худо или неопрятно одетых (что конечно в жизни случиться может), то отнюдь
не показывай к ним ни малейшаго презрения, или насмешливаго вида, поелику вид
первой дан природой, а последний обременен видно бедностию,—следовательно, ты
должен единственно в душе своей о них пожалеть и бедному, буде состояние твое дозволит, помоги, и то cиe сделай
тогда только, когда узнаешь, что он от посторонних помощь принимает, ибо весьма
много есть бедных, но благородных и великих душевными качествами людей, кои и в бедности не требуют
ничьей помощи, но сносят терпеливо, а посему в последнем случае должно
поступать весьма осторожно.
18) Буде случится тебе по чьей-либо просьбе, или
самопроизвольно, что кому обещать, то не обещай того, чего выполнить не можешь,
а обещанное должен уже выполнить в назначенный срок непременно, и в сем-то
случае должно иметь великую осторожность, дабы не назвали тебя обманщиком
и неверным человеком в обещаниях. Старших себя летами, а особливо
престарелых, уважай, в собраниях вперед их не ходи, садись всегда ниже их,
говори с ними почтительно. Обязан ты кланяться им наперед, не дожидаясь от них себе поклона, да и
всякаго состояния людям, почтившим тебя
поклоном, должен ты ответствовать равномерным поклоном. Начинающаго с тобою
говорить ты должен выслушать материи
его со
209
вниманием до конца, не перебивая его речей и тогда
на предложение ответствуй с благопристойной участливостью и решимостью.
19) О пороках своих (ежели
они за тобою сверх всякаго чаяния моего будут) никому это в похвалу свою (как и
многие пороками хвалятся) не разсказывай, но скрывай от всех и старайся
исправиться от них.
20) Ни про кого дурно не говори, а ежели ты и
будешь ведать о чьих-либо пороках, то ими исправляй себя, ибо нет лучше учителя
к исправлению, как видеть порок в другом человеке. Я бы привел тебе много к
сему примеров, но оставлю на будущия времена.
21) Зависти, мне нетерпимой, отнюдь не питай, ибо как всеми дарами,
то-есть честию, богатством и прочим награждает по достоинствам каждаго
Бог, следовательно, завидовать —есть негодовать на Бога, ибо
когда и ты будешь того достоин, то и тебе все оное со временем дастся, а завидовать можешь только в одном случае, а именно:
когда видишь ты моложе себя, или равнолетних с равными твоему талантами и
дарованием, учатся лучше тебя, то и в сем случае зависть свою можешь
удовольствовать прилежным учением, чем и зависть твоя кончится.
22) В среды и
в пятницы и во все посты дома
скоромнаго не ешь, а в людях
кушай, что поставят; по словам св.
апостола: предлагаемое да ядим, или: не сквернит входящее в уста, но из уст.
23) В собраниях не показывай унылаго лица, да и
слишком радостнаго, дабы не привлечь много вопрошающих, что с тобой сделалось? то-есть отчего
ты печален, или слишком радостен. Вот тебе, сын мой, даю отцовское
наставление мое, приличное теперешним
твоим летам, а с возвышением лет твоих и понятий (буде жив буду!) соображаясь
со временем и обстоятельствами, еще дополнять буду с пространным уже всего
объяснением, а теперь ты выполняй оное со всякой точностью, чем приобретешь мою
к себе любовь и уважение, ибо ничто для отца утешительнее и приятнее быть не
может, как видеть сына от честных людей по добрым его качествам и
поведению уважаемаго и в лучшем
мнении у общества. Ежели из предложенных пунктов, какого ты не разумеешь, то
проси учителей о растолковании тебе их, особливо Дм. Сем. Борзенкова.
М. Палицын.
210
II.
Наставление сыну моему
Николаю Михайловичу Палицыну.
17-го июля,
1815 года.
Я разсудил, судя по летам
твоим и довольному росту, отправить тебя одного с слугою в Дерптский
университет на почтовых, что и предписываю тебе исполнить.
1) По приезде в Орел остановиться на квартире и, одевшись во фрак,
идти к губернатору, коему подай мое
письмо, проси у него до Дерпта на две лошади подорожнюю. Буде он потребует еще
какое о тебе доказательство, то ты подай земскаго суда свидетельство на проезд
тебе до Дерпта, тебе данное. За подорожнюю должен ты заплатить в казну деньги,
то плати не мелкими, а крупными ассигнациями, а мелкия береги на прогоны. Получа подорожнюю, пошли на почтовый двор за лошадьми и на них,
не мало не мешкая, отправляйся в путь, а своих лошадей, чтоб выкормя, вели
домой.
2) Во время дороги веди себя смирно, с ямщиком и на станциях с
приставами не бранись, но обходись вежливо, а притом и скоро очень ехать ямщика
не принуждай, но только рысью. Из всех городов, через кои ты пойдешь, пиши ко
мне, а ежели в котором не застанешь почту, или придешь в непочтовый день, то оставляй письмо у почтмейстера и
проси о пересылке.
3) От самой Глушицы 1) и до Дерпта веди верный
журнал вояжа своего, помещая все
достойное внимания, и притом описывай погоду, дорогу, урожай хлебам всех
родовъ и цены оным, а особливо овсу, cенy и съестным припасам по всей
дороге, разстояние станции от станции и города от города и всему интересному, и с того журнала копию
ко мне доставь.
4) Приехав в Дерпт, остановись на квартире, узнай, как зовут
директора университета и фамилию, что и надпиши на пакете, в тот же самый день,
взяв с собою аттестат и свидетельство о дворянстве, явись к нему, подай ему
письмо мое и проси об определении тебя в
Дерптский университет. Ежели он велит подать (о том)
1) Глушица—имение Михаила Борисовича Палицына, Орловской губ. Елецкаго
уезда, приходом в село Свишни, было продано Ник. Мих. Палицыным г. Кожухову и
от Кожухова перешло к г. Турбину.
211
просьбу, то попроси кого из опытных написать ее и, ни
мало не медля, подай. Потом приищи себе у немца, или у учителя, но честнаго
человека квартиру с содержанием тебя столом, чаем и со слугою и прачкой, а
договаривайся помесячно, ибо в течение месяца можешь обо всем узнать подробно и
со мною снестись, или нарочно сходи к директору и проси в разсуждении квартиры
наставления его, у кого он присоветует тебе жить, и буде назначит кого, то и
договаривайся с ним помесячно же, а на каких кондициях кончите и помещением и
будет ли какая наука при том, пиши ко мне.
6) О науках, какия, как и для чего надобно учить, я ничего здесь
тебе не напоминаю, потому что о них много наставлений тебе дано, то и советую прочитывать их и следовать им.
7) Веди себя опрятно,
платье и обувь, чтоб всегда было чисто, ибо опрятность придает бодрость,
а худое делает великое отвращениe, а потому и нужно тебе оную
наблюдать.
8) Знакомства короткаго отнюдь ни с кем не заводи и пока не
обживешься и не узнаешь людей в точность,
ни к кому не ходи и к ceбе никого не зови, но
беседуй с книгами и хозяином, а в хорошее и свободное время: прогуливайся, ибо в незнакомом городе знакомиться надобно
весьма, осторожно для многих причин.
9) Деньги, сколько у тебя от
дороги останется, советую отдать под
сохранение хозяину, у коего укоренишься жить, с роспиской, а у себя не держи;
брав же у него на надобности, на той же росписке отмечай получение.
10) Смотря по обстоятельствам: ежели я на что
надобен буду тебе, пиши ко мне, я
немедля к тебе приеду, только ты
все случаи, для коих меня вызывать будешь, опиши яснее и подробно, чтобы
никакому недоразумению не подвержены были.
11) К директору и ко всем достойным уважения
учителям и профессорам ходи по праздникам одним, с почтением и заслуживай от
них учением и поведением своим лучшее для себя расположение.
12) Узнай через учителей, или хозяина своего, есть ли там искусные, музыканты и каких
более и, буде есть xopoшие, то по чему за урок или на месяц берет. О всем
оном дать мнe знать, но без сношения со мною не нанимай их, но сам практикуйся.
13) Во все праздничные и свободные дни ходи на
богомолье и молись с умилением и с сокрушенным сердцем; а какая из того польза есть, о том в ученых тобою
книгах пространно и внятно писано, следовательно, нить надобности повторять о пользе, от того
происходящей, о коей ты сам давно знаешь.
14) На прогоны до места и на содержание твое на первый случай
212
в Дерпте, дается тебе денег 500 рублей, а как ты там
обживешься и по обстоятельствам узнаешь, какое число денег потребно тебе на
годовое содержание, тогда пиши ко мне, а я присылать буду по третям, или как
лучше.
15) Расходы деньгам, как во время дороги, так и
жизни в Дерпте, веди аккуратно,
напрасно денег не тратить, но на
самую только надобность и с тех расходов копии
ежемесячно присылай ко мне, а подлинные у себя храни впредь для щетов.
16) Человеку, с тобою живущему, приказано о поведении твоем писать ко мне,
следовательно ты не возбраняй ему исполнять
поручения моего; в противном случае строго на тебе взыщу.
17) В городе Острове, через который ты поедешь,
заезжай к городничему Петру Филипповичу Ластовинову, отдай ему письмо мое и кланяйся от меня, но не долго у него будь,
ибо надобно тебе поспешать, чтобы к 1-му числу приехать к своему месту.
18) Кибитку, если можно в сарае на квартире
держать, то поставить, а буде сарая не будет, то продать ее, но дешевле ста
руб. не отдавать, или в сем деле так поступать, как обстоятельства того
требовать будут, ибо собою цены не установишь.
19) Еще подтверждаю, не пропущай ни единой
почты, пиши ко мне о всех обстоятельствах, а паче, как ты учиться будешь, то-есть прилежно, или лениво.
Михаил Палицын.
Июля 18-го дня, 1815 г.
NВ. На всякий случай имей в
дороге медныя деньги, руб. 5. Вo время дороги, да и везде
будь осторожен, дабы не обокрали вас, а для того надобно всякую вещь прибирать
и без прибору и без запору не покидай. Всякую вещь записывай в книгу; а куда
она после девалась, против ней должно отметить. Денег всех никому не показывай,
а имей их где в безопасном месте и прячь их; имей и то во время только дороги
не более 20-ти руб.; ежели выйдут, ты опять добавь.
Маршрут с Орла.
На Брянск |
138 верст. |
» Рославль |
148 » |
» Смоленск |
106 » |
» Поручи |
74 » |
» Велиж |
40 » |
» Усвят |
38 » |
» Вел.
Луки |
79 » |
» Бежец |
90 » |
213
На Новоржев |
55 верст |
» Остров |
62 » |
» Валк |
120 » |
в Дерпт |
81 » |
|
|
III.
Приказ сыну моему Николаю
Михайловичу Палицыну.
27-го
августа. 1817 года.
Испросил я у Франца
Степановича позволение жить тебе у него. а с тем вместе содержать тебя и
со слугою, столом и прочим к тому принадлежащим, а при том, чтобы как над
упражнениями твоими в науках, так и над поведением имел (равный моему)
отеческий и строгий надзор, а в случае ослушания взыскивал бы на тебе без
малейшаго упущения, а потому повелеваю тебе отцовскою и непреложною моей
властью во все продолжение жизни твоей у него повиноваться ему, как мне, все
приказы и наставления его выполнять безмолвно, т. е. без отговорно, ибо
честнейшее его свойство, мне давно из опытов известное, на таковую над тобой
власть дает ему право, а потому, живши под надзором попечительности его,
исполняй нижеследующее:
1 Должен ты вставать от сна
ежедневно в 6 часов и в полчаса обуться, одеться в вычищенное платье и обув,
помолясь Богу, заняться до половины восьмаго часа, то-есть целый час
полезнейшими упражнениями, как-то: немецким и французским переводами, а в 8
часов быть в университете, ибо по близкому разстоянию на проход получаса
довольно.
2) Все слушанныя тобою лекции всякий день записывай на-черно в
тетрадь, а дома приведи в ясность, впиши в белую чистым письмом; тетрадцы белыя
иметь на всякую науку особыя. Вести ежедневный журнал всем встретившимся
случаям и упражнениям, хотя бы и не важным, а буде не знаешь, как начать о
предметах, то спроси У Гейтца, или Сандунова, то и веди по понятиям их
непременно, ибо я в том строгаго отчета потребую.
3) По окончании утренних и вечерних классов приходить домой в свое
время, т, е. из утренних в половине перваго, а из вечерних в половине седьмаго,
не заходя отнюдь никуда и потом 8-й и 9-й час заниматься музыкой.
4) Как по неизъяснимой лености своей танцовальным классом и в
субботу 3-й и 4-й часы ничем не занимаешься; но терять в празд-
214
ности такое большое время по летам твоим и по
предмету будущаго состояния твоего есть предосудительно, то буде изволишь,
попроси Франца Степановича приговорить французскаго и немецкаго учителей, у
коих по урокам в означенное время учись упомянутым языкам систематически, с
крайним прилежанием, а буде собственной охоты к сему учению не будет, то и не
учись, ибо без прилежания и охоты учиться не можно, а все то время учись
математике во всех ея отношениях; учителя же для сего он же Франц Степанович
приищет, или пошли съискать того штаб-капитана А. М... он живет не далеко от
Сухаревой башни, идя вниз по трубе на левой стороне в каменном доме на дворе, №
300. Сия наука для всякаго состояния необходима есть, то и coвет мой
учиться ей, а впрочем как изволишь.
5) В классы и из классов к сестре и буде уволен будешь гулять, то
ходить тебе с слугою, а без слуги никуда не ходи, а в случае болезни его, проси
слуги у Франца Степановича.
6) Фрака без необходимой надобности не носить, ибо он сделан для
самых редких случаев.
7) Денег собственно тебе я
не вверил, не потому, чтобы мне было их жаль, но потому, чтобы ты,
управляя ими, не развлекал себя разными идеями от учения, а более всего для
сохранения носа твоего и хорошей прононсии,
а с деньгами обеи вещи потерять
можешь. Но что нужно, требуй от Франца Степановича на самое нужное и не
прихотливое, ибо нужно учиться, а щеголять будешь после, когда выучишься и
будешь человеком интересным.
8) Над человеком, к служению
тебе определенным, не дается тебе ни малейшей власти, не только бить, но и
бранить, а в случае неисправности по должности его, относить к
Францу Степановичу: писем его, кои велено ему ко мне писать, отнюдь тебе
не смотреть и не принуждать его показывать тебе.
9) Я не распространяюсь далее в наставлениях моих, до наук и
поведения твоего относящихся, ибо об оных многое множество было тебе говорено, писано в
письмах и в наставлениях, тебе данных, кои я уповаю, что твердо укоренились в
памяти твоей, то и советую следовать
им, полагая, что они откроют тебе к будущей и настоящей жизни твоей настоящее
счастие, увеселяющее умнаго человека—а впрочем воля твоя. Буде Тарасу Ильину
потребен паспорт, то дай ему по прилагаемой у сего форме. Дается тебе бумага
разнаго рода, панготы(?) пакеты и золотобрезной довольное число, кою и
употребляй на письменныя упражнения.
Михаил Палицын.
Сообщила М.
Лопатина.