Петерсон А. К рассказам и анекдотам г-жи Толычевой. О В.И. Киреевском // Русский архив, 1877. – Кн. 2. – Вып. 8. – С. 479-482.

 

Черты стариннаго дворянскаго быта.

 

К разсказам и анекдотам г-жи Толычевой.

 

О   В. И   Киреевском 1).

 

В усадьбе Киреевскаго, в селе Долбине, при сахарном заводе, жил сахаровар Зюсьбир, из Любека; полевым хозяйством управлял Англичанин мистер Мастер, который, также как и жена его, говорил очень плохо порусски. Шутов и шутих, дураков и дур, сказочников и сказочниц при молодом барине не было. Видно, они перевелись еще при старом; ибо Василий Иванович, из сожаления к ним и уважения к отцу, не прогнал бы их. Но у соседних старых помещиков вся эта увеселительная прислуга бар, упоминаемая в «Причуднице» Дмитриева, еще существовала. Так, у Марьи Григорьевны Буниной, в соседнем селе Мишенском 2), жил еще тогда дурак Варлам Акимыч или Варлашка—не остряк, не шут, а просто дурак совершенный, который в наше время возбуждал бы сожаление и отвращение; а тогда и священник села забавлялся исповедывать его и выслушивать грехи его: лиловые, голубые, желтые и т. п. Одет Варлашка был в кофту или камзол, оканчивающийся юбкою, на-глухо сшитою, и весь испещрен петухами и разными фигурами. Но между дворовыми в Долбине оставались еще Арапка и гуслист. Гуслист настраивал фортепьяны и игрывал по святочным вечерам, на которые в барскую залу

1)  См. выше, стр. 361.   За сообщение   этих   дополнительных  разсказов   мы   обязаны одному лицу, доныне здравствующему и находившемуся  в близких отношениях к семейству Киреевсвих. П. Б.

2)  На родине Жуковскаго, который впоследствии, живя во дворце, любил вспоминать и разсказывать про Варлашку. П. Б.

 

 

480

собирались наряженые из дворовых (кто петухом простым или индейским, журавлем, медведем с поводырем балагурным, всадником на коне, бабой-ягой в ступе с пестом и помелом и пр.). Нарядиться журавлем было проще всего: выворачивался тулуп, в рукав продевалась длинная палка, к концу ея и рукава навертывалась из платка голова и привязывалась другая палка представлявшая клюв; наряженый надевал тулуп себе на голову и спину и ходил сгорбившись, держа свою шею в руках, то поклевывая по полу, то поднимая ее вверх, треща по журавлиному, с прибаутками. Являлись и в замысловатых иногда личинах. Однажды камердинер Киреевскаго явился Езопом и разсказывал наизустъ басни Хемницера с своими прибаутками. Другой комнатный предстал въ облачении архиерея и, поставив перед собою аналой, начал говорить проповедь, с шутливым, хотя приличным тоном и содержанием; но Василий Иванович его остановил и удалил из залы (он был очень набожен). Из 15 человек мужской комнатной прислуги 6 были грамотны и охотники до чтения (это за 70 слишком лет до теперешняго времени); книг и времени было у них достаточно, слушателей много. Во время домовых богослужений, которыя бывали очень часто (молебны, вечерни, всенощныя, мефимоны и службы страстной недели), они заменяли дьячковъ, читали и пели стройно старым напевом: новаго Василий Иванович у себя не терпел, ни даже в церкви. В летнее время двор барский оглашался хоровыми песнями, под которыя многочисленная дворня девок, сенных девушек, кружевниц и швей водили хороводы и разныя игры: в коршуны, в горелки, «заплетися плетень заплетися, ты завейся труба золотая», или «а мы просо сеяли», «я поеду во Китай-город гуляти, привезу ли молодой жене покупку» и др.; а нянюшки, мамушки, сидя на крыльце, любовались и внушали чинность и приличие. В известные праздники все бабы и дворовые собирались на игрища то на лугу, то в роще крестить кукушек, завивать венки, пускать их на воду и пр. Вообще народу жилось весело, телесных наказаний никаких не было, ни батогов, ни розог. Главныя наказания в Долбине были земные поклоны перед образом до 40 и более, смотря по вине, да стул. Стул это была тяжелая, дубовая колода, обрубок в два и более пуда, на котором можно было сидеть и носить его с собою; к нему приковывали виновнаго на длинную цепь одною рукою, за кисть. Крестьяне были достаточны, многие зажиточны. Доказательством тому служит следующее обстоятельство. Продавалась деревня Ретюнь, смежная с Долбиным. Выборные из Ретюни пришли к Василию Ивановичу: «Батюшка, купи нас, хотим быть твоими, а не иных чьих каких». «Братцы, сказал им Киреевский, увеличивать свои поместья я не желаю; а сделать это, в удовольствие вам, не могу: у меня нет столько наличных денег». Чрез несколько дней Ретюнские выборные пришли опять: «Добрый барин, возьми нас в свои, а денег у тебя не достает, мы внесем тебе своих. Хотим быть твоими». Василий Иванович купил Ретюнь. По вводе во владение, крестьяне пригласили его к себе с молодою барынею на угощение и сделали великолепное, на котором было даже мороженое; повар с посудою был нанят по близости из г. Белева. Вожаком крестьян был крестьянин Дрыкин, который торговал пенькой. К весельям деревенской жизни надо прибавить, что церковь села Дол-

 

 

481

бина, при которой было два священника (оба неученые; замечательно, что в те времена неученые предпочитались ученым; неученые были проще, обходительнее, внимательнее к крестьянам и даже поучительнее, понятнее и воздержнее, нежели тогдашние ученые, заносчивые), славилась чудотворною иконою Успения Божией Матери. К Успеньеву дню стекалось множество народу из окрестных сел и городов *), и при церкви собиралась ярмарка, богатая для деревни. Купцы раскидывали множество палаток с красным и всяким товаром, длинные, густые ряды с фруктами и ягодами; не были забыты и горячие аладьи и сбитень. Но водочной продажи Василий Иванович не допускал у себя. Даже на этот ярмарочный день откупщик не мог сладить с ним и отстоять свое право по цареву кабаку. Никакая полиция не присутствовала, но все шло порядком и благополучно. Накануне праздника смоляныя бочки горели по дороге, ведшей к Долбину и освещали путь, а в самый день Успения длинныя, широкия, высокия, тенистыя аллеи при церкви были освещены плошками, фонариками, и в конце этого сада сжигались потешные огни, солнца, колеса, фонтаны, жаворонки, ракеты по одиночке и снопами, наконец бурак. Все это приготовлял и всем распоряжался Зюсьбир. Не смотря на все эти великолепия, постромки у карет, возжи у кучера и поводья у форейтора были веревочныя.

 

*

 

В наш теперешний быт, более подчиненный строгости форм и порядка, странным покажется, как губернская больница в Орле подчинялась так безпрекословно распоряжениям частнаго лица. Может быть, что сила духа и правды брала тогда верх над буквою и формою; что полагали Киреевскаго снабженным тайно поручением высшей власти и рады были, что кто нибудь дает средства в глухом, безпомощном положении. А что В. И. Киреевский, человек религиозный и очень нравственный, имел много воли и решительности, тому служит подтверждением следующее обстоятельство. Вскоре после женитьбы его на 16-ти-летней девице А. П. Юшковой, приехал к нему в Долбино губернатор Яковлев, объезжавший губернию. Карета с несколькими бричками, многочисленной прислугой подкатила прямо к крыльцу дома. В свите губернатора была его возлюбленная. Василий Иванович не впустил ее в дом свой ни оправиться, ни поправиться, и экипаж с красавицей удалился от крыльца дальше к сараям. Губернатор, думавший ночевать в Долбине, уехал далее, и верх взял Василий Иванович не криком, буйством или нахальством, а тихою речью и здравым разсуждением. Ни на какое мщение губернатор не отважился.

Василий Иванович был одно время судьею в уезде, тогда как все богатые и знатные помещики отказывались от службы по выбору, предоставляя их мелкопоместным. Но, кажется, он служил недолго, чуть-ли не одну только зиму. Он не переехал на это время в Лихвин, а ездил туда из Долбина два раза в неделю, в кибитке, завертываясь в свой красный плащ, который по его цвету считал он предохранительным от озноба

*) У Жуковскаго:

Благодатнаго Успенья

Светлый праздник наступил;

Bcе окрестныя селенья

Звон призывный огласил.

II. 31.

 

 

482

и простуды, и возвращался домой, в Долбино, к ночи. Все подчиненные в суде его боялись и уважали, хотя считали чудаком вероятно. Он был отменно справедлив, очень взыскателен и строг. Земные поклоны доставались от него и чиновникам: «нерадение в должности—вина перед Богом»,   говорил им при этом Василий Иванович.

 

А. Петерсон.

 

*

Hosted by uCoz
$DCODE_1$