Петр I. Рассказ Петра о начале кораблестроения в
России. Предисловие к Морскому регламенту // Устрялов Н. История царстования
Петра Великого. – Т. 2. – Потешные и Азовские походы. – Спб., 1858. – С.
397-401.
РАЗСКАЗ ПЕТРА О НАЧАЛЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ К МОРСКОМУ РЕГЛАМЕНТУ. 1
Статья 1.
Хотя всем есть известно о монархии Poccийской и ея початии, и что далее деда князя Владимира 2 правдивой
истории не имеем; но оставя cиe историкам, возвратимся к состоянию. Оный вышереченный
Владимир как владычествовал и храбростию своею зело славен был, но
паче прославился приведением своего отечества от тьмы идолопоклонства к свету
Христовой веры. Но основав оную, вместо назидания и укрепления, яму к падению
учинил, егда сынам своим на 12 частей сию монархию разделил, от чего и плод сего насажденнаго зла еще при животе своем видел,
когда Святополк двух своих братьев, а его детей, убил. Потом варвары, видя cию махину разсыпанную, тако начали
обезпокоивать, что едва не всю под свою область привели. И ежелиб милосердый
Господь не воздвиг великаго князя Ивана Васильевича, то паки бы в идолатство
пришли, или бусурманство; который Владимирово вредное дело исправил и расточенную махину паки в гору собрал и, яко новым крещением, силою
воинскою христианство от вышереченных варваров свободил, и утвердил, и оных от
ближняго соседства отогнал, котораго сын короною утвердил и, храбро
владычествовав, от оных варваров весьма безопасно сочинил. Но потом, когда сия линия пресеклась злодейством Годунова, тогда через смя-
1. Из кабинетных дел. Отделение 1, кн. 38. Все писано рукою Петра. В Морском уставе, изд. 1720 года, оно значительно изменено Феофаном Прокоповичем, который многое исключил, а многое прибавил, заменив простоту Царскаго разсказа витиеватым изложением.
2. Т.е. прежде Игоря.
398
тение
едва паки к падению не пришла, которую дед наш подобными первых дел трудами
очистил и успокоил, отмщениеж и распространение сыну своему
оставил, который какое тщание к тому прилагал, а особливо в воинских делах, о том всем есть известно, и не точию на
земле, но и на море покушался (которое дело так у нас странно было, что едва
слыхали о нем), как-то из осады города Риги и из строения двух кораблей в Дединове на Каспийское море видеть возможно. Но чего
ради тогда тому не исполниться и на нас
сие бремя воля Вышняго Правители возложить изволила, то оставляем непостижимым судьбам Его. Но хотя тогда и не
воспоследовало, однакож странным образом от
вышеупомянутаго начинания, яко от семени, нынешнее морское дело произошло,
таким образом:
когда намерено делать кораблеплавание
на Каспийском море, тогда вывезен был из Голландии капитан Давыд
Бутлер с компаниею мастеровых и матрозов,
которые сделав корабль именем Орел, и яхту или галиот 3
и сплыли в Астрахань; но в то время забунтовал Разин и, яко противник всякаго добра, оные
разорил, капитана убил, а прочие ушли в Переиду, и оттоль в Индейскую компанию. А двое
из них, лекарь Иван Тормонт и корабельный
плотник и констапель Кастерс Брант, по усмирении бунта, возвратились к Москве, и лекарь пристал к доктору Симону Зомеру, а
Карштен Брант кормился столярною работою, даже до нашего времени.
Статья 2.
Пред посылкою князя Якова Долгорукова во Францию,
между другими разговоры, сказывал вышепомянутый к. Я. что у него был
такой инструмент, которым мочно было брать, дистанции или разстонния, не доходя
до того места. Я зело желал его видеть; но он мне сказал, что
его у него укpaли. И когда поехал он во
Францию, тогда наказал я ему купить между другими вещами и ceй инструмент, и когда возвратился он
из Франции и привез, то я, получа оный, не умел
его употреблять. (А инструменты были астролябия, да кокорь, 4 или
готовальня с циркулями и прочим). Но потом объявил его дохтуру Захару
фон-дер-Гулстлу, что не знает ли он? который сказал, что он не знает; но сыщет
та-
3. В редакции Феофана изд. 1720, стр. 28, прибавлено на Волге реке в Дединове. Дединово находится на Оке, в 25 верстах от Коломны.
4. Голландск. koker готовальня.
399
кого, кто знает; о чем я с великою охотою велел его сыскать, и оный дохтор в скором времени сыскал Голландца, именем Франца, прозванием Тиммермана, которому я вышеписанные инструменты показал, который, увидев их, сказал теж слова, что князь Яков говорил о них, и что он употреблять их умеет; к чему я гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортофикации. И тако сей Франц, чрез сей случай, стал при дворе быть безпрестанно и в компаних с нами.
И несколько времени спустя, случилось нам быть в
Измайлове на льняном дворе, и гуляя по
амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова,
между которыми увидел я судно иностранное, спросил вышереченнаго Франца, что то
за судно? Он сказал, что то бот
Английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет
пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против
ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом
я его паки спросил: естьли такой человек, который бы его починил и сей ход показал? Он сказал, что есть.
То я с великою радостью cиe услыша, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал
Голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей, для делания морских судов на Каспийское море; который оный бот починил и сделал машт и парусы, и на Яузе при мне, лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало.
Потом, когда я часто то употреблял с ним, и бот не всегда хорошо ворочался, но 6oлее упирался в берега, я спросил: для чего так? Он сказал,
что узка вода. Тогда я перевез его на Просяной
пруд, но и там немного авантажу
сыскал, а охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где 6oлее воды; то мне объявили Переславское
озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания
в Троицкий монастырь, у матери
выпросился; а потом уже стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать. И тако вышереченный Брант сделал
два малые фрегата и три яхты, и там несколько лет охоту свою исполнял. Но потом
и то показалось мало; то ездил на Кубенское озеро; но оное ради мелкости
не показалось. Того ради уже положил свое намерение прямо видеть море: о чем стал про-
400
сить
матери своей, дабы мне позволила; которая хотя обычаем любви матерней в сей
опасный путь многократно возбраняла, но потом, видя великое мое желание и неотменную
охоту, и не хотя позволила. И тако в году был у Города и от Города ходили на море до Поноя с
Английскими и Голландскими купеческими кораблями и одним Голландским конвоем,
которым командовал капитан Голголсен; а мы были на своей яхте, именуемой Св.
Петра. 5
«Таковым довольным плаванием обрадован бых, да не
удовлен Государь наш. Тою ради всю мысль свою уклонил для строения флота, и когда за обиды Татарския
учинилась осада Азова и потом оный счастливо взят, тогда, по неизменному своему желанию, не стерпел долго думать
о том: скоро к делу принялся. Усмотрено место, к корабельному строению угодное
на pеке Воронеж, под городом тогоже имени,
призваны из Англии и Голландии искусные мастера, и в 1696 началось новое в
России дело: строение великим иждивением кораблей, галер и прочих судов. И дабы
то вечно утвердилось в России, умыслил искусство
дела того ввесть в народ свой, и того ради многое число людей благородных
послал в Голландию и иныя государства учиться архитектуры
и управления корабельнаго,
И что дивнейше, аки бы устыдился Монарх остаться от
подданных своих в оном искусстве, и сам восприял марш в Голландию, и в
Амстердам, на Остъиндской вepфu, вдав себя с прочими волонтерами своими в научение корабельной архитектуры, в краткое время в оном совершился что подобало доброму плотнику
знать, и
своими трудами и мастерством новый корабль построил и на воду спустил.»
Потом6 просил той верфи баса Яна Пола, дабы
учил его препорции корабельной, который ему чрез четыре дни показал; но понеже
в Голландии нет на cиe мастерство совершенства геометрическим образом, но точию некоторыя принципии, прочее же с долговрененной
практики, о чем и вышереченный бас сказал, и что всего на чертеже показать не
умеет, тогда зело ему стало противно, что такой дальний путь для сего восприял,
а желаемаго конца не достиг. ИI по
нескольких днях прилучилось быть Е. В. на загородном дворе купца Яна Тесинга
5. Следующия за сим строки, отмеченныя нами знаком « » не руки Петра и сочинены, кажется, Феофаном Прокоповичем, с собственноручными дополнениями Государя, которыя напечатана здесь курсивом.
6. Вся эта статья до конца писана рукою Петра.
401
в
компании, где сидел гораздо не весел, ради вышеписанной причины; но когда между
расговоров спрошен был, для чего так печален? тогда оную причину объявил. В той
компании был один Англичанин, который, слыша сие, сказал, что у них в Англии сия архитектура так в совершенстве, как и другия, и что кратким
временем научится можно. Cиe слово E. B. зело обрадовало, по которому немедленно в Англию поехал и там чрез 4 месяца оную науку окончал, и при возвращении своем вывез с собою двух
корабельных мастеров Яна Деня, да Осипа Ная.