Письмо иеромонаха к отцу своему священнику Иакову Смирницкому, из Киева в Поддубновку / Сообщ. А.А. Титов // Русский архив, 1892. – Кн. 3. – Вып. 12. – С. 465-468. – Под загл.: Александр Павлович в Киеве. 1816.
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ В КИЕВЕ.
1816.
Письмо иеромонаха к
отцу своему священнику Иакову
Смирницкому, из Киева в
Поддубновку.
Государя Императора теперь
видели очи мои, благочестивейшаго, благословеннаго, боголюбезнаго, истиннаго
царя Израилева, Александра I-го.
7-го числа сего месяца, в
половине 7-го часа пополудни, при
звоне колоколов во всем городе и
при многочисленном стечении народа, Его Величество изволил прибыть прямо в
Лавру, где у святых ворот
встречен митрополитом с братиею и сопровожден в церковь, а приложась к иконе и
мощам, отбыл в квартиру назначенную в доме
Оболонскаго близ дворца.
8-го числа, в 11-ть часов,
благоволил Государь удостоить посещением Софийский Собор. Встреча была у
колокольни со всем духовенством белым. По приходе в церковь началась литургия,
и по литургии Государь, войдя в алтарь, разсматривал мозаику, гроб Ярослава,
потом архиерейскую ризницу, отсюду пошел прямо в покои митрополичие и самым
милостивейшим образом, сидя на одной с митрополитом coфе, разговаривал с оным.
Вы уже все подобное сему
видели, и для вас оно
обыкновенное, а для нас как предыдущее, так и последующее очень занимательно и,
кажется, следует обо всем разсказать вам; прибавлю только, что истину глаголю,
не лгу.
Сего же дня, в 3-м по
полудни часу, дано знать иеросхимонаху Baccиaнy (бывшему в Академии Вавиле),
что князь Волконский будет у него вечером, часу в осьмом. Пробило восемь часов,
и ожидаемый князь Волконский так тихо вошел в келию старца сле-
466
пого, что даже послушник не заметил, а узнал уже
тогда, когда гость, взявши его за плечо, выслал вон, а сам, поспешнейше входя в
чулан Baccиaнa, приветствовал:
«Здравствуйте, батюшка!» Ответ обыкновенный, а потом, уверен будучи прежде о
посещении Волконскаго: «Прошу сесть, ваше сиятельство». И хозяин сажает на
первейшее место гостя, предоставляя ему свои права, а гость садится ниже,
отдавая первенство хозяину.
— Вассиан. Женаты ваше сиятельство?
— Гость (скоро): Женат.
— Давно ли женаты?
— Слишком двадцать лет.
— Имеете детей?
— Имею.
— Давно ли служите Государю?
— Давно.
— Благодарение Господу Богу,
что Государь Император удостоил
и Киев, и Лавру своим посещением. Да, вчера Государь был в Лавре
и всех обрадовал своим
благочестием и своею кротостию.
— Гость. Да он здесь.
— Вассиан. В Киеве.
— Гость.
Он у вас.
Вассиан [как мне сам лично
разсказывал], думая, что Государь посетил и паки Лавру, спрашивает мнимаго
Волконскаго: Где Государь, ваше сиятельство? В Лавре, или еще будет? И пределом
неизвестности было слово, сказанное Baccиaнy к уху: Я— Александр.
Благословите меня; еще в Петербурге наслышался я о вас и пришел поговорить с
вами. Благословите меня.
Я, разсказывает Вассиан,
хотел поклониться; но Государь, не допуская, целует только руку, говоря:
Поклонение принадлежит одному Богу. Я
человек, как и прочие, и христианин.
Исповедуйте меня, и—так, как всех вообще духовных сынов ваших.
С сим словом началось
совершение исповеди *). В 11 часов, после долгих разговоров, между которыми
Император сказал: «При первом вступлении моем в Лаврскую церковь, такое
благоговение наполнило мою душу, и такия чувствования проникли, что могу
*) Вопреки
церковному обычаю (но не правилам), Государь только
исповедывался, а не приобщался за тем Св. Таин. П. Б.
467
с Павлом сказать: «бых аще в теле, или аще кроме
тела, не вем, Бог весть», он спросил: кто в Лавре более других заслуживает
внимания? И как Вассиан отвечал, что, по митрополите наместник первейший, то
Государь, спрося об имени наместника, велел сказать послушнику позвать наместника
к Волконскому, ожидавшему его у Baccиaнa. Когда же явился наместник
и, узнавши Государя, хотел отдать ему достодолжное поклонение, то и его
Государь не допустил, говоря: «Благословите, как священник, и обходитесь со
мною, как с простым поклонником, пришедшим в cию обитель искать путей ко
спасению; ибо все дела моя и вся слава принадлежат не нам, а имени Божию, научившему меня
познавать истинное
величие».
В 12-ть часов Государь
изволил выйти от Baccиaнa и из Лавры, запретив
наместнику сопровождать его до ворот и сказав, что завтра рано будет в пещерах.
9-го, в 8-м часов, он ходил
с Волконским в пещерах, а 10-го слушал обедню в Лавре, отпеваемую одними
монахами, без певчих,
по лаврскому напеву, И митрополит служил. Государь был на покоях и пригласил
владыку к обеденному столу. Того же дня вечером он велел к себе явиться
наместнику и собственными руками возложил на него
бриллиантовый крест, а таковой же точно другой повелел наместнику
возложить на Baccиaнa.
11-го числа по утру присланы
митрополиту бриллиантовые знаки Святаго Апостола Андрея, а в вечеру поздно
прислана в Лавру бриллиантовая высокой цены и работы панагия.
Того же дня в 5-м часу по
полудни Государь Император изволил удостоить своим посещением Академию, сначала
был в зале, потом во всех нижних классах, в церкви, что в трапезе, и в
библиотеке; был бы непременно и в бурсе, но проливной дождь, нечаянно шедший,
помешал.
12-го Император слушал
божественную литургию в пещере, близ гроба преподобнаго Антония, которую
отправлял наместник с протодиаконом и придворными певчими; обедня началась в
8-м часу. После обедни изволил Государь удостоить посещением начальника пещер
Филарета и тут сказал, что так красиваго и приятнаго местоположения, каково
Киевское, еще нигде не видал, и что
468
в Маие месяце посетит и паки Киев и пробудет в нем
целый месяц, или и болеe *).
Из пещер Государь
обыкновенною дорогою пешком шел в
Лавру, тут прикладывался к иконе, и поднесена среди церкви Государю икона
преподобных Антония и Феодосия, а при выходе
пять больших просфир. Вышедши же за святые ворота, сел в коляску и отправился в путь по
дороге к Белой Церкви.
Вот самое малейшее, но
достоверное описание присутствия Его Величества в городе Kиеве. Я
писал только одно то, что Августейшаго Монарха нашего отличает от прочих владык
земли, в отношении пламенной любви его к Богу, посещения угодивших Богу
преподобных Печерских и неподражаемаго примера благочестия, а о прочем узнаете
из газет.
Киев. Сентября 13 дня
1816-го года
Cиe переписал
для себя 1817-го года Апреля 13-го числа, местечка Варны,
Рождество-богородичной церкви, священник Максим Бодянский **).
(Сообщил А. А. Титов).
В 1816 году император
Александр Павлович, посетив перед тем сгоревшую
в 1812 году Москву, в первый раз в жизни побывал в Киеве, и тамошняя святыня
охватила его многострадательную душу. Вспоминал ли он про свое детство, про
Декабрь 1786 года, когда все было устроено для его поездки в Киев и для
продолжительнаго в нем пребывания с бабушкою? Два месяца в Киеве, на десятом
году жизни, конечно возымели бы значение воспитательное, и необыкновенныя
дарования Александра Павловича могли бы развиться в несколько ином направлении.
Таково было намерение Екатерины, которому воспрепятствовала ея невестка. П. Б.
*) Намерение неисполненное. П.Б.
**) Отец профессора О.М. Бодянскаго. А. А.