Сильвестров А. Рождение, воспитание, жизнь и некоторые приключения бывшего села Вашки священника Афанасия Сильвестрова, а ныне во иночестве иеромонаха Захарии [Списано с его собственноручного подлинника] / Примеч., предисл и послесл. А.В. Смирнова // Русская старина, 1889. – Т. 61. - № 2. – С. 369-375. – Под загл.: Жизнь Афанасия Сильвестрова.

 

 

 

ЖИЗНЬ   АФАНАСИЯ     СИЛЬВЕСТРОВА,

сельскаго священника, в иночестве Захария.

Его   автобиография (конца прошлаго и начала нынешняго столетия).

 

Предлагаемая вниманию читателей «Русской Старина» автобиография, как видно из помещеннаго ниже «заголовка», кем-то была списана с «собственноручнаго подлинника», писана полууставом, буквами церковной печати, со всеми особенностями славянских книг: с титлами, ударениями и т. п. Мы здесь не сочли за нужное употребить славянский шрифт,—от этого может только выиграть в чтении эта не безъинтересная автобиография.

Автор, нигде не учившийся дьяческий сын, по воле преосвященнаго Ксенофонта, посвященный в священники, видимо, оправдал возлагавшияся на него надежды; он с честью прошел земной путь, по окончании котораго и вздумал поведать (притом довольно толково и весьма чистосердечно) про свое житье бытье. Необходимо только отметить, что конец «автобиографии», кажется, принадлежат другому лицу, именно—списавшему «жизнь» с «собственноручнаго подлинника»; здесь чувствуется другой уж тон в повествовании, нет того восторженнаго настроения, в котором сложилась у автора его «автобиография».

А. В. С.

 

 

370

 

Рождение, воспитание, жизнь и некоторыя приключения бывшаго села Вашки священника Афанасиа Силвестрова, а ныне во иночестве иеромонаха Захары.

[Списано с его собственноручнаго подлинника].

 

При державе блаженныя памяти императрицы Екатерины Вторыя, Владимирской губернии, Переславской округи в селе Вашках, при церкви святителя и чудотворца Николая жил дьячек Силвестр Иванов с женою Федосьей Ивановой. Имели они у себя двух дочерей и третьяго сына Афанасиа, то есть меня, и радовались о сыне  своем, потому только, что он у них был  один.   Сей  их  сын Афанасий часто ходил в церковь к службе Божией.   Церковь   тогда была еще деревянная. В ней был местной образ святителя и чудотворца Николая в ризе серебряной; и он, Афанасий, столько любил сей образ, что, во младых летах, молился перед ним без усталости, впрочем, не по внутреннему чувствованию благоговения или сокрушения, но только потому, что он в ризе серебряной   ему очень понравился. Прихожане начали заводить каменную церковь. Афанасий тогда возъимел великую охоту для каменьщиков носить кирпичи, и подрядчик с трехсотенной клетки платил  ему  по  два гроша. Это для него было очень приятно и весело, то он  в  сем  деле и потрудился довольно. От роду минуло ему четырнадцать   лет,   ростом  стал   высок, а петь и читать   умел  весьма худо. Молва   прошла,  что с праздноживущих духовного звания скоро последует набор в военную службу. Ах! как горько отец и мать сего испужалися. Иметь одного сына под старость, да и того лишиться! поплакали довольно, и говорят: «заутра поедем к apxиepeю  просить  в  пономари в Вепреву пустыню, находящуюся недалеко от Вашки». Отец сумневался, как показать apxиepeю сына, не знающаго ни петь,   ни читать?   Вставши   по   утру рано, начали сряжаться в Переславль ко владыке с намерением, просить об определении на помянутое  место  сына их. Вдруг появилась к ним соседка дьяконица, и говорит: что вы знаете?  ныне в ночи у нас вот что наделалось: дьячек Николай и пономарь Иван убили в кабаке Романовскаго попа, и крестьяне  уже их перевязали. Вот два места праздныя открываются дома.   Сосед дьякон уже ускорял с своим сыном занять пономарское, и взял заручную от помещика и крестьян. Ах как жаль! осталось   дьяческое   место. Отец   с  матерью думают,   как   просить во дьячка? и в пономари то он не годится.   Однако, по просьбе их, помещик и прочие  прихожане заручную во дьячка  дали  для  утешения только их, а, впрочем, никто не надеялся ему при церкви быть. Итак, они, прихавши в Переславль,   прежде  подачи  просьбы,   отдали сына кафедральнаго собора псаломщику учиться чтению и пению нотному. Учился он у псалом-

 

 

371

щика того два месяца, а затверживал только то, что владыка обыкновенно любил слушать. Сосед дьякон подал ко владыке о сыне просьбу в пономаря, но резолюция последовала ему: «отказать и впредь не просить». Случилось нам (им) со псаломщиком мести домовую у владыки церковь: потому что как он, Афанасий, у псаломщика того жил и учился, то и делал воспоможение ему, что потребно было, без ослушания. Мели (церковь), и вдруг в архиерейских покоях захлопали двери. Что такое? Строгой и горячий владыка Феофилакт бежит к ним в церковь, кричит, бранится, сердится: они, испужавшись оба, спрятались за печку: псаломщик Афанасию сказал: «поди за своей просьбой: теперь он насердившись и накричавшись после этого милостив бывает». Афанасий того-ж часа сходил за нею и владыке подал, был слушан в чтении и пении, и за сим резолюция последовала: «во дьячках быть не способен, а быть пономарем, во дьячках же быть Переславской Сергиевской церкви диакону за пьянство». Афанасий был обрадован милостью Божиею столько, что, по его признанию, ни словом изъяснить, ни умом своим постигнуть не мог. Отец и мать, уведавши, приехали; (я) Афанасий встретил; они от радости оба плакали, и даже не верили, что столь дивную сыну их, возлюбленному Афанасию, низпослал Господь милость, сотворив безграмотнаго пономарем, при отце дьячке, в своем селе. Несказанна радость, и нельзя не радоваться: в одном доме отец дьячек и сын пономарь, два дохода, и стали по маленьку разживаться. Потом Афанасий женился, взял в жену ростовской округи в селе Сканятинове у священника дочь Евдокию Даниловну: в приданое взял медною монетою десять рублей. И вот неприятность; в дороге к дому, на мешке, в коем везены были те придания деньги, сделалась дыра, и потерялось из них два рубля шесть гривен. Пономарскую должность исправлял седмь, и после восемь лет дьяческую безпорочно: читал по книге проповеди, прихожанам его было приятно. В оном селе Вашках был священником дядя родной Елисей. У него были два сына, Порфирий и Диомид, Афанасий двоюродные братья и крестники. Порфирий, окончив учебный курс, определился в городе Гороховец во диакона в собор с тем намерением, чтоб Вашкой (Вашкинской) дьякон не отбил у него отцовское священническое место на его родине в Вашках. Вскоре Афанасиев дядя священник Елисей, волею Божиею, заболел и сделался без языка. Тот сын его Порфирий соборной диакон приехал в Вашку с намерением, на отцовское место просить. Прихожане все подписали с охотою, также подписали и Афанасию с охотою, на Божию волю, кого Он изберет, и владыка Ксенофонт благословит. Афанасию ехать с просьбою не хотелось, не надеясь переспорить ученаго соборнаго дьякона, и притом сына. Оной дьякон Порфирий сказал Афанасию: «батюшка крестной, поедем оба вместе во Владимир: ты меня отвезешь туда, а сам накупишь там

 

 

372

пшена и гречневой крупы». Афанасий согласился, поехали. Прихавши во Владимир, Афанасий ушел прямо в собор, и пал перед образом Божия Матери Владимирской, и, по его словам, даже не помнил, как молился дотоле, как уже пришел сторож и сказал ему: «нутко! размолился долго: мы запрем». Пришел на квартиру, крестник лошадь выпряг, ночевали. Поутру говорит Афанасьев крестник: «крестный, пойдем к apxиepeю, и подадим просьбы вместе». Афанасий сказал ему: хорошо, и подали. Владыка Афанасия слушал, читать давал разныя книги, а дьякону сказал: выучил-ли ты титул царской? ибо диакон несколько его не выговаривал. Потом владыка сказал: подите, я разберу. Ушли они на квартиру, ждут разбору. В cиe время стали подавать просьбы семинаристы, окончавшие свое учение, и готовые священники: потому что место завидное, и село торговое. Афанасий каждый день ходил в собор молиться Божией Матери: дожидался разбору неделю с великим сумнением, что будет? Афанасий сказал потом крестнику своему, диакону: Порша, зайди ко владыке: то-ли, cиe-ли, я уеду домой. Что мне дожидаться! просителей сколько, где мне, дьячку, такое место? Он и зашел ко владыке, которой сказал ему: поди, тут назначен дьячек. Крестник приходит, поздравляет и говорит: ты, батюшка крестной, назначен во священника, с выдачею по сороку рублей в год. О, как Aфanacий обрадовался и дивился, что Царица Небесная сотворила с ним! Посем и посвятился во священника, давал выдачу шесть лет каждый год по сороку рублей верно. Жил священник без.... (упречно); имел детей: шесть дочерей и одного сына. Старики померли, похоронил их по христианской должности. Дочерей пристроил: трех отдал на сторону за священников, четвертая за секретарем в городе Юрьеве, пятая была сговорена за ученаго в Ярославль, но лишь только уехал жених, и невеста занемогла, и болела более году: жениху отказали, сказав, что она уже замужество оставляет, а обещание положила посвятить себя в монастырь, ежели Бог подымет. И как скоро освободилась от болезни, то и определилась в Переславский Феодоровской девичь монастырь, там Афанасий построил ей хорошую келию, купил ей девочку, и благополучно живет просфорницей. Шестой дочери сдал свое место и заведение, приняв зятя. Слава Богу! всех детей пристроил хорошими порядками и христианскою должностию. Самому ему скучно стало без службы: но к счастию определили его в село Романово служить за запрещеннаго священника. Потом звали его и в другия места, а именно: в Петербург, в Москву к церкви Адриана и Наталии, еще в Переславль к церкви чудотворца Сергия, везде на ранния обедни. Думал он: что делать, куда решиться? Вздумал он и о превеличайших грехах своих, и еще: как бы треокаянную жизнь свою к одному месту определить. Пошол на праздник Тихвинския Божия Матери в село Романово служить, и сделал

 

 

373

четыре жеребья, а) в Петербург, в) в Москву, г) в Переславль, д) дома жить. Смешав их, помолился Божией Матери и вынул один, досталось идти в Переславль. Пришел к Преподобному Сергию, отслужил обедню, и прочитал проповедь. Прихожане полюбили и с радостию желали, но благочинной сказал мне: тут на ранние не положено штату, а без штату служить мне показалось не хорошо, стал говорить прихожанам, они и штат мне положили сто двадцать рублей, кроме дохода, довольно было для меня, говорил он: но тут жить ему не разсудилось, а в такое размышление пришел, помня свои грехи величайшиие и смертные, чтоб оставить суету мирскую со всеми соблазнами и прелестями, жену, детей и любезное село Вашку, свою милую родину, где служил храму Господню, созидал и старался о нем: ибо церковь была деревянная, а при его бытности сделана каменная преукрашенная: колоколо было двадцати пудовое, а теперь звон сделался семьсот пудов, Божиею помощию. Кажется, что нигде нет такого украшения и величайшаго храма. Как можно было все cиe оставить?

Но оставив, пошел во Владимир проситься в монастырь к Тихфинской Божией Матери и Даниилу Преподобному. Владыка благословил, и определил указом. Пришло время разставаться со своею родиною, с женою и детьми, и с домом своим. Вообразите! столько лет живши с любезною супругою, оставить ее и совсем вовся не знать до конца жизни! Может-ли что быть горестнее сего? Пал ей в ноги: прости меня грешнаго треокаянника, милая моя супруга, чем я тебя оскорбил! От жалости не помню, что я тут ей еще говорил. Потом прощался с любезною дочерью. Она пала, обняла ноги, только и повторяла: батюшка! батюшка! на кого ты меня покидаешь? с кем мне жить будет? Боже мой! как прискорбно, как жалко. Таково было разставание с родиной и родными своими священника Афанасия! И что еще? пришел ко храму, пал пред ним, и без памяти его подняли. Боже мой, Боже мой! Простился, пошел, оглянулся назад, лежат все мои любезные на земле жена и дети. Ах, как жалко! Боже мой! И еще в последний раз сказал: прощайте! прощайте, мои милые все! Приехал в монастырь, отпустил подводу, остался один в келье своей, пал пред образом Божия Матери на землю. Где взялись слезы и рыдание? Боже мой! Тогда мой вопль услышал сосед в другой келье, пришел ко мне, говоря: что ты, что ты, отец Афанасий? и поднял меня с полу, стал со мною говорить, и я, слава Богу, пришол в себя, стал ходить в церковь, а несказанная тоска меня ни на минуту не оставляла. Это в точности написано все в его подлиннике. Стал жить в монастыре. Верно по его, а может быть и по своему дикому нраву и угрюмости (переправлено в: кроткому нраву и смирному), братья его не полюбили. Один наплевал в глаза, другой при братии ругал за трапезою, третий запер в ретираде; так, Богу изволившу, терпел первыя искушения. В крайностях

 

 

374

прибегал к жившему на покое преосвященному архиепископу Лаврентию. В тоске впервые пришед к нему, пал в ноги, все приключения ему разсказал....(вырвано).... и о тоске своей. Преосвященный обласкал и ... (вырвано).... накормил его духовною пищею, и в подобных случаях приказал к себе ходить. Итак, священнику Афанасию стало повеселее, а, впрочем, думал куда либо убежать: ибо, по словам его, алаберная (это слово зачеркнуто другими чернилами) монастырская школа ему не понравилась, яко —ая. Также и господин инспектор духовнаго училища Иван Петрович Чуриловский премного в крайностях ему помогал разумными советами, врачуя его безумие духовною пищею. Пожив четыре года белцом, постригся в один день со своею супругою и дочерью. Любезная супруга моя (его) до пострижения довольное время жила в Феодоровском девичьем монастыре, при дочери. Священнику Афанасию наречено имя Захария, супруге Елисавет, дочери—Олимпиада. Спаси вас, Господи! Здесь не излишним кажется воскликнут: Велий еси, Господи, и чудна дела твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес твоих.

 

Правда, эта «автобиография» священника может служить только частицей «материала» для обрисовки быта духовенства за время «сто лет тому назад»; автор кратко отмечает такие факты, наличность которых в наше время немыслима, даже поверить было бы трудно за возможность их и в прошлом, если бы не эта «автобиография» лица, подлинность котораго несомненна.

Нам остается в дополнение приблизительно определить время и осветить упоминаемыя места и лица.

Aфanacий родился в начале 1770-х годов прошлаго столетия; село Вашка и теперь красуется на крутом берегу речки Вашки, в полуверсте от Ярославскаго шоссе, в 23-х верстах от города Переславля-3алесскаго. Храм, действительно, как сельский храм, достоин внимания по громадности и внутреннему богатому украшению. Образ св. Николая Чудотворца и теперь стоит в числе «местных» образов, в серебряной ризе. Конечно, не о. Афанасий украшал храм, а усердие прихожан да бывшие помещики, особенно Родышевские; на дочери одного Родышевскаго, Анне Сергеевне, был женат Александр Матвеевич Бухарев (в монашестве архим. Феодор), который, живя у тестя, нередко посещал и Вашкинскую церковь. (Умер в апреле 1871 г.).

Афанасий определен был причетником при Феофилакте (Горском), который, воспитанник москов. дух. академии, быв пострижен в монашество в 1758 г., с 1759—учитель в родной академии, в 1768—70— префект там же, с 1770—ректор, с 1774—архимандрит Донскаго монастыря, с сентября 1776 г. был епископом Переяславским (теперь во

 

 

375

Владимир. губ.), в мае 1788 г. был переведен в коломенскую епархию, потому что переяславская, суздальская и владимирская епархии были соединены в этом году в одну суздальскую епархию. Феофилакт, автор Ortodoxae orientalis Ecclesiae dogmata (напеч. в 1784 г.), умер 12 октября 1788 г.

Упоминаемыя села: Вепрева пустынь и Романово находятся в пяти верстах от села Вашки, но пустынь теперь уже Ростовскаго уезда (Ярославской губ.), а Романово—переславскаго, стоит на берегу Вашутинскаго озера.

Афанасий говорит, что 15 лет исправлял он дьяческую должность, стало быть, он был посвящен во священника в самых первых годах текущаго столетия: если Феофилакт определил его в пономари в 1788 г., то еп. Ксенофонт, занявший владимирскую кафедру в 1800 году, посвятил его во священника не позже 1803 года. В 30-х годах этого столетия о. Афанасий уже был за штатом, сдав место зятю (о. Николаю Разумовскому, ум. в конце 1870-х годов), потому что он упоминает об архиепископе Лаврентии, который с 1831 г. жил на покое в Переславле, в Даниловом монастыре. Лаврентий (Лука Бакшевский), автор некоторых духовных сочинений и записок о 1812-м годе, род. во Владим. губ. в 1776 г., учился в переславской и потом троицкой семинариях, потом архимандрит многих монастырей, с 1819—еп. дмитровский, а с 1820— еп. и потом apxиeп. черниговский до 1831 г. (Умер 17 дек. 1837 г.).

Долго ли жил о. Афанасий (в монашестве Захария) в Даниловом монастыре—не знаем, потому что упоминаемый И. П. Чуриловский (род. в 1803, ум. 2 ян. 1883 г.) был инспектором переславскаго духовнаго училища с 1831 по 1851 г. Одно для нас несомненно, что к началу 1860-х годов в живых из рода о. Афанасия никого не было кроме его зятя, священника в селе Вашке.

 

Сообщ. А. В. Смирнов.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$