Туманов Г. Театральные кооперативы на Кавказе // Голос минувшего, 1918. - № 7/9. – С. 77-78.
Театральные кооперативы на
Кавказе.
В конце 70-х годов стали
возникать у нас актерския товарищества. Толчок был дан антрепренерами, которые
переходили все грани эксплуатации чужих трудов. При счастливых сборах, львиную
часть их они брали себе, а при неудачах они отказывались удовлетворять артистов
даже нищенским содержанием, которым связывали их по контракту. В первое время и
товарищества артистов часто прогорали, так как туда входили разныя чрезмерно
раздутыя самолюбия, болезненно разстроенные нервы, цыганския замашки и пр.
Такия товарищества лопались как мыльные пузыри. Но бывали и приятныя исключения
из этого общаго явления.
К числу таких исключений не
могу не отнести товарищество, во главе котораго стоял известный петрашевец и
драматург А. И. Пальм, который в то время приехал в Тифлис с уже организованной
труппой и снял здесь казенный театр для драматических спектаклей.
Товарищество имело
головокружительный успех и успех довольно продолжительный. Некоторые объясняли
это только что заканчившеюся войной, наплывом новых денег и военнаго элемента.
Успех иногда в подобных случаях производит раскол и образование конкурирующих
между собой трупп. Но здесь этого не было. Прочностъ товариществу
придавал однородный состав его. Оно состояло почти только из одной семьи
Пальмов. Старик А. И. Пальм, сколько помню, имел только общее наблюдение и
выступал в своей комедии „Старый барин"! Жена его играла роли grange dame, старший сын—С. А.—первыя комическия роли
(впоследствии долго пользовался в Петербурге популярностью, как комик-буфф); он
же режиссировал. Брат его Г. А. (по сцене Арбенин) переводил пьесы и играл
любовников в комедиях и опперетках, его жена была оппереточной артисткой;
сестра г.Пальм—Слободина (псевд. по сцене) играла молодых дам и барышень. Ея
муж—Труффи—состоял капельмейстером. Старый друг Пальмов - Чернов—резонер
исполнял самыя разнообразные роли, выступая чуть не в каждой пьесе.
Это семейное начало не
вредило сценическому yспеху спектаклей. Общая
польза товарищества требовала также привлечение свежих сил со стороны. По
временам появлялись в труппе такие
выдающиеся провинциальные артисты, как
например Андреев-Бурлак.
То же кооперативное начало, примененное немного позже семьею Пальм к
изданию юмористическаго журнала „Гусли", уже не имело yспеха и
журнал скоро закрылся. Редактором состоял зять А. И. Пальма— тифлисский адвокат
И. Ф. Тхоржевский, поэт, переводчик В. Гюго и. Беранже. *) Правою рукою его
была жена, дочь А. М. Пальма, А. А. Тхоржевская, писавшая стихи вместе с мужем
и имевшая общий с ним
*) Сын его И. И Тхоржевский,
современный поэт, известен как xopoший переводчик Сюлли
Прюдома, Гюйо и др.
78
псевдоним Иван-да-Марья. Сам старик Пальм часто
помещал в журнале фельетоны и разсказы. Писали почти все местные литераторы. Но
времена тогда были плохия для прессы и журнал скоро был закрыт.
Но еще до этого применение
кооперативнаго начала к театральному делу обратило на себя внимание только что
возникавщих тогда туземных театров—грузинскаго и армянскаго, и удачный опыт
русской труппы вызвал подражание среди туземцев.
Я состоял в дирекции только
что возродившагося грузинскаго театра и обратился к А. И. Пальму с просьбой
помочь нам организовать труппу по марочной системе. Пальм живо откликнулся и не
только дал печатный экземпляр товарищескаго договора, но и стал подробно
объяснять нам, как у них ладится дело.
Когда я ему намекнул, что на
старости лет он видит свою мечту о фурьеризме как бы осуществленною, старый
петрашевец не согласился со мной. Он скромно объяснял успех товарищества
однородностью eго состава.
Но артельное начало дало
хорошие результаты и в только составившейся грузинской труппе. Дело с
постоянной труппою—у грузин было дело молодое. Антрепренеров сначала совсем не
находилось, а затем если кто брался за антрепризу, тот не имел для этого нужных
средств, и труппа оказывалась в безпомощном состоянии в разгаре сезона.
Драматическое общество тоже невсегда располагало свободными рессурсами, и таким
образом товарищеское начало поневоле брало вверх. Кроме того, здесь
также-семейныя связи, хотя не в такой степени, как у Палъмов, укрепляли
кооперацию. Первый комик В. А. Абашидзе женился на первой комической
артистке—М. М. Сапаровой, а затем дочь их—Тасо Абашидзе тоже посвятила себя
сценической деятельности и стала полезной сотрудницей своих родителей. Драматург
и артист Вагарели женился на талантливой актрисе и певице Н. М. Габуниа
(комическая старуха), и суфлер Г. Ф. Кипшидзе на артистке Корнители, и пр.
Кооперативное начало стало
применятъся и в молодом армянском театре, в особенности, когда труппа имела
надобность оставлять Тифлис и заседавшее здесь драматическое общество и на свой
риск выезжать в провинцию.
Словом, до известной степени
товарищеское начало обезпечивало вновь возникшим туземным сценам
постоянное существование и создало из них прочный институт.
Г. Туманов.