Тверитинин Г. [Рассказ о
колоколах в письме к сестре в 1701 г.] / Сообщ. С.
Григоровым // Исторический вестник, 1880. – Т. 2. - № 8. – С. 796-797. – Сетевая
версия – М. Вознесенский 2006.
Непокорные
колокола.
Известно, что в несчастной
битве под Нарвою в 1700 г. русская армия потеряла почти всю артиллерию. Петр
Великий, что бы пополнить скорее эту потерю, решился на меру неслыханную; — в
1701 г. был издан указ, которым повелевалось „четвертую часть колоколов со
всего государства, с знатных городов, от церквей и монастырей отбирать и
отправлять в Москву на пушечный двор, на литье пушек и мортир".
Действительно, этот указ принес Петру существенную пользу; к концу 1701 г. в
Москву на литейный двор уже было доставлено 8,000 пудов меди; но вместе с тем,
указ вызвал почти общее неудовольствие и в иных местах даже противодействие.
Русские люди, видевшие в колололах украшение своих церквей, дорожили ими и, по
этому, изыскивали всевозможные способы, чтобы не отдать своих колоколов на
литье пушек; при этом, конечно, дело не обошлось и без чудес. Приводим здесь
разсказ Гаврилы Тверитинина об одном из таких чудес, списанный нами с рукописи
под № 432, находящейся в библиотеки Петербургской духовной академии.
797
«Я сестра моя
Ирина, пишет Гаврило Тверитинин, в 1701 г. были у Троицы-Сергиева монастыря,
тогда от великаго государя царя Петра Алексеевича был указ везде в городских
монастырях и в Москве и у всех приходскиx церквей брать колокола и от всего звону четвертую долю меди веса
на пушечный двор на литье пушек и в том Сериеве монастыре таквже; а в монастыре
колоколов 26 было. Архимандрит и братия его великаго государя указу противиться
не смели и колокола с
колокольни сымать повелели. Вечером
некоторые указали снять
один старинный колокол; весу,
что в нем того не знали, а гласом был глухъ и не ярок; но за поздностью онаго
не сняли. Монастырь ночью кругом запирался и всегда также и тою ночью был
заперт; на утро же архимандриту звонарь донес, что того колокола на колокольне нет и братия не видала как и где он
делся. Архимандрит же, услыхав об этом, повелел везде искать по келиям у братии
и в погребах, и когда нигде не могли обрести (занеже ему чудотворцу отдать сего
не нзволися), тогда архимандрит Ларион повелел другой снять, также весу в нем
не ведая и тот снять повелел и разбить и медь свести в Москву. Когда колкол
сняли, человек, чтоб разбить оный, ударил по колоколу молотом; но колокол от
того удара не разшибся, но начал глас от него трои сутки день и ночь
непрестанно". Вследствие этого „архимандрит и того колокола не велел вести
к Москве, а повелел сымать два другие колокола
нонешняго мастерства, но сих колоколов не могли снять никоими делами". В
то время, когда „архимандрит и братия, боясь указа государева, с ужасом
смотрели на cии колокола;
колокола же cии два братьеника
вдруг сами собой с колокольни соскочили, пали и стены обломили".
Безвестный колокол в это время также отыскался за монастырем в пруде. „Во время
тое на монастырь в погреб лед возили и уши от того колокола видели, а потом его
от воды того пруда взяли". Обо всем этом донесли Петру, который, по
уверению Гаврилы Тверитинина, хотя „в монастырь приходил, плакал и прощения просил
у чудотворца Сергия о своем соизволении; однако колокола два братьеника повелел
вести в Москву, где оне в литье пушечнаго дела не пошли и не непорчены, потому
что медь была жестка в дело
негожа и доныне те колокола стоят, на пушечном дворе целы как и были".
Сообщено С.
Григоровым.