Малолетнему воспитаннику благородного при университете пансиона. Чтоб он
старался быть таков, как здесь изображено. [Памятка] / Сообщ. А.Ф. Кони // Русская
старина, 1888. – Т. 57. - № 3. – С. 796-798.
Малолетному воспитаннику
благороднаго при университете пансиона.
Чтоб он старался быть таков,
как здесь изображено.
I. Как
добродетельное дитя понимает и любит Бога?
Дитя добродетельное при
имени Бог чувствует в невинном сердце своем радость, любовь, страх и почтение.
«Кто сделал это—так думает он — что я живу на свете, что я здоров, что я весел,
когда веду себя хорошо? Кто маленьким моим товарищам и всем большим сделал
такое-же добро? Кто для всех нас создал так много прекрасных вещей? и мы всех
их лучше!—это Бог. Он всех больше, всех сильнее. Сколько он к нам милостив! Мы
его не видим, а он нас знает, все нам дает. Как-же не любить и не почитать его,
как не быть к нему благодарными? Он нам всем отец... отец!» восклицает оно—и
дитя такое счастливо.
II. Как
оно чувствует благоговение к государю и любовь
к отечеству? «Великий государь
наш имеет от Бога власть над нашими
батюшками и над
нами. Сколько людей в государстве, а он
о них печется и всем делает добро.
Я чувствую к нему
в сердце благоговение. О если-бы мне поскорее вырости и
научиться всему, чтобы
служить ему и отечеству так охотно, так усердно, как те,
которых он милостиво жалует, и которых
все любят и почитают!»
III. Сколько
оно чувствительно к
родителям? «Как нежно батюшка и
матушка меня любят! сколько они ласкают меня, тешат, всем довольствуют! как
рады, когда веду себя порядочно! Я
буду и все так поступать. Я их сердечно люблю и почитаю. Сколько я их обрадую, когда они
услышат, что я прилежен, не-
797
резов и
послушен!» Так говорит само себе наше прекрасное дитя и так поступает.
IV. Как
оно почитает наставников
своих? «Начальники, учители и надзиратели поступают со мною как родные
мои. Они хвалят и от всех отличают меня, когда я отменно хорошо учусь, и когда
бываю скромен; а ежели что худое сделаю, то как им быть довольным, они
выговаривают мне и отводят меня от
того, чтоб не был дурен.
О! они меня
любят, и хотят мне добра. Я буду
с своей стороны любить их,
почитать и во всем слушаться. Куда как весело их видеть и быть с ними: как они
ласково и приятно будут на меня смотреть! Приедет батюшка, они меня похвалят; а
это ему очень будет приятно». Вот чувствования добронравнаго дитяти!
V. Как
оно ведет себя
в классе? «Прежде всего я попрошу Бога, чтоб он помог мне все
вытверживать и помнить; в классе
буду сидеть смирно,
учтиво; без спросу и позволения не встану
никогда с места; буду слушать и примечать, что говорит
мой учитель, и ежели спросит меня, постараюсь отвечать исправно. Прекрасно!
скажет он, и все товарищи на меня посмотрят! Как тогда мне будет
весело! У меня все будет в порядке; перо очинено, чернильница чиста,
тетради сшиты и написаны как надобно. Учитель и за то меня похвалит, подпишет
мне хорошо и скажет веем: вот прилежной ученик! так-то и вы делайте!»
VI. Как
поступает при повторении уроков и во
время отдыха? «У меня есть уроки—говорит он ввечеру при повторении.— Я тотчас
примусь за них; прочту сперва одну
строчку; вспомню как
изъяснял учитель; повторю ее два, три
раза, и замечу наизусть, проговорю
без книжки; ежели ошибусь, еще посмотрю, пока выучу,
наконец, твердо; а после
таким-же образом поступлю и
далее; и скоро, скоро весь урок у меня поспеет. Тут сделаю и другое, что
задано, или перепишу,
что нужно, набело.
А там гулять! да какже? Вить не
резвиться, не кричать, не толкать друг дружки, не бегать безпрестанно! О! так
делают только избалованные мальчишки! Нет! я буду всегда подле надзирателя
своего, он мне скажет, где я зашалюсь слишком. С маленькими товарищами моими
буду дружен, учтив, услужлив; мы никогда не поссоримся, будем играть вместе, а
ежели захочется побегать или во что поиграть, то наперед спрошусь, да и
то играть стану тихонько»...
798
Вот миниатюрный портретец
прекраснаго, добраго и умнаго дитяти. Имейте его, любезный воспитанник, всегда
пред глазами, и ведите себя точно так, как будто с вас снят этот образец; тогда
вы будете и сами прекрасное, доброе и умное благородное дитя.
Примечание. Документ этот,
интересный для истории одного из видных никогда учебных заведений в
Москве—благородного при университете пансиона, взростившаго между прочими
своими питомцами нескольких славных государственных деятелей. Мы перепечатываем
с экземпляра начала XIX-го века, оттиснутаго на большом листе толстой серой
бумаги; на обороте листа нижеследующая учебная табель дней и уроков.
Учебная табель.
Имена учащих
в благородном университетском пансионе: князь Волконский, Прохоров, Калайдович.
Дни.
Понедельник, вторник, среда,
четверг, пятница и суббота.
Утренниe часы:
Чистаго письма, россйскаго
языка, риторики и логики, арифметики, геометрии, алгебры и тригонометрии,
гражданской архитектуры, фортификации и артиллерии, географии, всеобщей
истории, натуральной истории и физики, российскаго судопроизводства,
христианскаго закона и нравственности.
Послеобеденные часы:
Юриспруденции и политики,
латинскаго языка и мифологии, немецкаго языка, французскаго языка, английскаго
языка, рисования, музыки, фехтования, танцованья.
Благороднаго
университетскаго пансионера.....[имя и фамилия].
Сообщ. А.Ф. Кони.