Взятие
Азова донцами в царствование Михаила Федоровича // Чтения в Императорском
Обществе истории и древностей российских, 1864. – Кн. 3/4. – Отд. 5. – С. 12-17.
ВЗЯТИЕ АЗОВА ДОНЦАМИ В ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА
ФЕДОРОВИЧА.
В лета Благочестиваго
Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца.
Собравшеся военное вольное
казачество из городов 500 человек на тихой Дон, Атаман у них был родом Нижняго
Новаграда, что на Волге pеке, Наум Васильевич. В
некое время Азовский Паша, по нашему Воевода, от Турских бояр отдаде в
замужество дочь свою за Крымскаго Хана, а по нашему их Царя Старчева, и тот
Азовский Паша, нагрузя четыре буса живота, отпустил на оных дочь свою по Дону к
Крымскому Хану Старчеву, а провожатых с нею послал 700 человек.
И в то время, услышав на
Дону казаки, Атаман с товарищи, начали мыслить, как бы Царя Старьчия невесту в
полон взять и живота нажить, чего для сделали они легкие струги, и собравшеся
во един круг, советовали ити в путь свой; и молились угодникам святым, Иоанну
Предтечи и Николаю Чудотворцу, прося от них помощи cиe дело совершить.
И по молитве, собравшеся
казаков четыреста человек, пошли в путь свой, на Дону оставили для обережения
100 человек, да чернаго попа Серапиона, который к ним пришел из Астрахани от
Архиепископа Макария, по некоей вине случившейся. Отправясь же Атаман с
казаками в путь, влекли на ceбе струги свои к морю, и шли
до онаго неделю и два дни
13
Пришедши они к морю, стали в
камышник, дабы устремить бусы, и оттуда Атаман отпустил десять человек казаков
в степь, да изловят каких ни будь зверей на съедение; и тогда казаки в степи
нашли двух Татар спящих, а кони их привязаны были; они же, емши их, приведоша к
Атаману, которой начал их спрашивать: откуда вы идете, и где пловут вашего Паши
бусы, и сколько на оных живота с дочерью Пашевою? Татара же сказали, что мы из
города Азова, ездили для зверинаго промысла, и бусы заутра будут здесь, живота
на оных весьма много, а провожатых 700 человек; и повелел Атаман Татарам головы
срубить.
В половине третьяго дня
казаки, усмотрев пловущия бусы, сели в легкия свои струги и прямо устремились
на оныя, Татар же тут всех 700 человек порубили и пометали в море, а бусы
приставив к берегу, все товары выгрузили.
Потом Атаман всем казакам
заказал накрепко, чтоб никто к Пашевой дочери и служащим при ней не ходили и
насилия им не учинили, понеже надеялся Атаман, что от Паши Азовскаго за дочерь и
служащих при ней выкупу скоро быть должно.
Вскоре послe того
Атаман послал на Дон двух казаков на двух Татарских лошадях, да пригонят 300
коней; и пришедше они скоро на Дон, сказали оставшим казакам, что помощию
Крестителя Господня Предтечи и Чудотворца Николая поручил Бог взять 74 буса с
дочерью и девицами и со всеми животами, а Татар всех 700 человек убили и
пометали в море; они же, услышав о том, прославиша Бога и угодников его, и
скоро пригнавше коней, все животы свезли на Дон, и дочь Пашеву со всеми
служащими взяли с собою, и на Дону весь живот разделили.
Услышав же Азовский Паша,
что Донские казаки бусы разбили, дочь его и служащих при ней двадцать пять
девок в полон взяли, прислал на Дон злата, сребра, жемчугу и всякаго живота на
10,000 тысяч рублей, чтоб дочерь его с девками на выкуп отдали. И казаки на
выкуп все отдали, а Турецкий живот весь отправили в Астрахань сменят на Pyccкиe
14
товары, и привезли оттуда оных на тринадцать тысяч
рублей. Казаки от той Татарской свадьбы обогатились, и написали два образа во
имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, и поставили в часовню. Собравшеся казаки во единой круг, начали
советовать, как бы нам Азов взять.
И Атаман Наум Васильевич и
Есаул Иван Федорович сказали: Разумно говорите, казаки вольные, молодцы добрые:
как град Азов возмем, сделаем 130 телег, и покроем их кожами красными и
черными, и во 100 телег положим по малу числу товаров, а в 30 телег по 4 человека
казаков с ружьями и Русскими товарами. Услышав у Атамана и Есаула совет, весьма
похвалили и сказали вес: Да будет тако! И начата готовити телеги, и положили в
30 телег по малу Русских товаров и по 4 человека, и собравшеся казаки во един
круг, тако сказали: Аще поиощию Божиею и молитвами Иoaннa Предтечи и Николая
Чудотворца возмем Азов, назад будем, или там останемся. По совершении молебнаго
пения, с тихова Дону пошли к Азову граду, и взяли с собою честныя иконы, и не
доходя до Азова за день стали в камышнике и начали думать, как бы взять Азов, и
несколько казаки задумались; Атаман же, видя казаков печальных, сказал им: Что
вы молчите, и тужите и печалитесь?
Заутра нам Бог
поможет взять Азов град.
К каждой телеге приставил
Атаман по человеку, а 300 человек снарядил в хорошее Немецкое платье, и
заготовил лист к Азовскому Паше или Коменданту, в коем написано: Из
Астраханского Царства отпущены товары с торговыми людьми в Турецкую землю, в
город Азов; и казаки другими именами назвались, и о товары на несколько тысяч
выпись объявили, таможенной откуп за печатью Атамана написали, и противу того
точную копию списали, в самую же полночь пошли со всем обозом к Азову. И шесть
человек, едущих от Азова на конях, увидев их, стали спрашивать: Что за люди и
откуда едут? Казаки сказали: едем из Астрахани, торговые люди, с Русскими
товарами в Азов град.
Атаман велел всему обозу
остановиться, и тем людям по 3 белки дал. Татары же, взяв белки, поехали назад в
15
Азов, показали о том Паши или Коменданту: Едущим нам
на звериную ловлю, встретили мы великой обоз Русских людей со сто возов и
больше, называются из Астраханскаго Царства торговые люди, едут в Азов, а
товары у них всякие Pyccкиe есть и на нашу руку.
Паша же, услышав от своих
Татар о торговых людях, послал восемь человек осмотреть тот товар, которые,
приехав к казакам, стоящим со всем обозом близ городовой стены, начали вопрошать, и казаки сказали,
что они торговые люди из Астрахани. Татары и Турки, видя на казаках платье
долгое торговое, говорили им: Послал нас Паша наш и Комендант, покажите письмо
из Астраханскаго Царства от Воеводы вашего, и какой у вас есть товар продать.
Атаман велел казакам 10 телег открыть, и казаки, 10 возов развязав, скоро
открыли всякой товар, как то: котлы, порох, свинец, уклад, холсты, сукна,
добрые соболи, лисицы и белки. Увидев то, Турки и Татары говорили: Во всех ли у
вас возах такой товар? Они им отвечали: Только в двух возах есть у нас Паши
вашему и Коменданту подарки и развязать их нельзя, а заутра те подарки сами
принесем, при чем осмотрителям подарили по лисице, Туркам же пар 6. По
возвращении Турок Паша вопросил: Что они за люди, откуда приехали и с какими
товарами? Они же ответствовали, что торговые люди из Астраханскаго Царства,
товары у них всякие Русские, открыли нам 10 телег, в которых покладены были
котлы, порох, свинец, уклад, холсты, сукна добрые, соболи, лисицы и белки, да и
во всех возах такой товар. Паша же вопросил: Есть ли у них из Астраханскаго
Царства от тамошняго Воеводы лист о товарах, какие званием и на сколько по цене
оных? Турки и Татары отвечали, что хотя и есть, но сами тебе покажут еще; они сказывают:
Есть другие подарки твоему Величеству; для того всех возов нам не развязывали.
Паша слышав, что есть у них драгие подарки, скоро торговых людей в город
пустить повелел. Турки и Татары показали Паше, что торговые люди подарили им по
лисице.
Паша, видев лисицы ценою
около 5 рублей, сказал: Меня, де, завтра одарят драгими подарками. Казаки же,
по захождении
16
солнца, въехали в Азов град, и Турки поставили их на
гостинной двор, сказав им, чтоб товары вносили в лавку, а казаки просили до
утра оставить, а завтра, сказали, осмотрим и перепишем, а иной товар просушим,
и тогда в лавки сносим, и начата готовити пищу. Тогда приидоша от Паши с
повелением, чтоб хозяева шли к нему с письменным видом.
Атаман отобрал получше 4
человека, пошел с ними к Паше, взяв с собою отпускной лист и на товары
таможенные выписи, и пришед, по чину ему поклонились, и отдаде лист.
Паша же взял лист и
распечатал, и прочитав, спросил: Есть ли у вас таможенные выписи? Атаман и
выписи показал, сколько товаров и на сколько тысяч; и, просмотра выписи, отдал
торговым людям, а лист взял себе.
Между тем Атаман вынул из
мешка три сорока соболей и подарил ими Пашу, он же, приняв, почтил их и
отпустил до утра. А как вышел Атаман с товарищи своими от Паши, говорил слуге
его: Заутра принесу ему драгие подарки, чтобы у наших возов караула не было;
понеже мы опасных людей сего города не боимся; слуга же о том возвестил Паше,
которой у возов торговых людей караулу стоят не велел. Казаки же, сваря пищу,
начали есть, и по отъядении затворены ворота на запор, и они мало приумолкли.
Потом Атаман велел телеги
развязать, и вылезло из оных 400 человек, которые также начали есть. По
отъядении сказал Атаман: Всех казаков во единой круг, и сказал им: Как из
гостиннаго двора выдете, на розно разделитесь, никому назад не отступать и не
выдавать. Сам он потел к Пашеву двору, а прочие в другия места; у возов же
оставили чернаго попа Серапиона, с ним десять человек, чтобы молились Богу и
угодникам его, Иоанну Предтечи и Николаю Чудотворцу. Как пошли с гостиннаго
двора, закричали громким голосом, и начали на караулах Турок и Татар рубить, к
воротам же поставили свой караул. К Паше в палату зашел сам Атаман, и голову у
него срубил, потом услышали в городе Турки и Татары голос Русских людей, иные
вышли без ружья, а другие с ружьем, но казаки рубят и копиями колют, как
свиней, или овец, и разыдошася казаки по всему Азову, где сто,
17
пятдесят, а инде и по десяти человек, и рубили с
полуночи до самаго свету; и видев Турки
и Татары, что их много убили, прятались где кто мог, казаки ж в домах ходя, их
убивали, и всех Турок и Татар и старых баб побивали, а молодых женок и девок к
себе взяли.
По окончании сего действия,
Атаман приказал мертвыя тела собирать и возить в море, и возили их ровно два
дня, молодых же ребят, женок и девок и со всех домов имение собрав, начали
делить, и по делу на каждаго казака досталось по три человека, а живота по две
тысячи рублей да по четыре коня, и взяв с собой иконы, несоша посреде града с
псалмо-пением, и украсиша их сребром и златом.
Атаман, раздав казакам домы,
в коих они начали жить и Бога хвалить, и создали церковь деревянную во имя
Иоанна Предтеча и Николая Чудотворца; потом казаки от воинства своего послали
трех человек в Астрахань к Архиепископу Макарию с писанием, чтоб дал им на освящение
церкви Архимандрита, попа и диякона, а пожаловал бы в ту церковь антиминс.
Преосвященный Макарий послал
попа белаго и диякона на освящение церки и дал им антиминс и грамоту, да живут
там в Азове. Пришед же поп и диякон, церковь освятили, и многие казаки на
Турчанках женились и в Християнскую Bеpy приведены.
Пронесошеся
о сем весть в Русских странах и городах, и много людей к ним в Азов пришло, и
собралось их до 5,000 человек.