Баженов В.И. Автобиография [Публ. и коммент. А.И.
Михайлова]
// Искусство, 1947. - № 4. – С. 86-87.
АВТОБИОГРАФИЯ В. И. БАЖЕНОВА
(Из новых материалов по истории русского искусства)*
86
В делах Ленинградского центрального исторического архива, среди бумаг В.И. Баженова и Ф.В. Каржавина, находятся автобиографические заметки Баженова, которые имеют исключительную важность для историка русского искусства1.
Эти заметки представляют часть черновой записи о
кремлевской перестройке, предназначенной для Екатерины II. В записке упоминаются слухи о неопытности Баженова
как строителя, распространявшиеся его недоброжелателями, в связи с чем он и
счел необходимым сообщить некоторые сведения из своей творческой биографии.
Заметки Баженова кратки, но необычайно интересны, ибо
они впервые позволяют с полной ясностью представить, в каких условиях я как
формировался гениальный русский художник, завоевавший еще в молодые годы
европейскую славу.
Автобиография Баженова вносит коренные изменения в
общепринятые со времени Евгения Болховитинова2 представления о
первом периоде его творчества. Принято было со слов Болховитинова считать, что
Баженов первоначально учился в Славяно-греко-латинской академии, а с 1751 года
в школе Д. Ухтомского. Между тем из автобиографии Баженова видно, что он
начинал свою творческую деятельность самоучкой и притом как живописец, а не как
архитектор.
До 18 лет он занимался живописью и благодаря своим
исключительным способностям уже тогда значился живописцем 2-го класса. Как
указывает Баженов, он и впоследствии не бросал живописи. И действительно, нам
известны некоторые его эскизы, сохранившиеся благодаря альбому, собранному Ф.
Каржавиным3. По эскизам Баженова в 1780-х годах художник Клаудо
расписывал Собор Донского монастыря4, Болховитинов указывает на
наличие картин, писанных Баженовым, в собрании Воронцовых. Баженов много
занимался и офортом. Свободное владение живописью и офортом сыграло большую
роль в творчестве Баженова.
Подробный комментарии публикуемой автобиографии
Баженова, а также пересмотр с точки зрения сообщаемых в ней новых сведений,
установившихся представлений о первом периоде его жизни и творчества, будут
даны нами в особой работе.
Нельзя, однако, не отметить здесь важного значения
сведений, сообщаемых Баженовым о его пребывании в Париже. В литературе о
Баженове были попытки представить его творчество как подражание французским
мастерам. Однако из слое самого Баженова видно, что не он, а французские его сотоварищи
по архитектуре, пораженные гениальными исканиями русского зодчего, подражали
ему и подхватывали его идеи. Это подтверждается и творческой практикой
Баженова; в своем проекте Кремлевского дворца он бесспорно во многом опередил
своих французских современников. Большая гордость звучит в словах Баженова,
когда он сравнивает себя с выдающимися французскими мастерами, но эта гордость
вполне оправдана. Задачей советского искусствознания является раскрытие того
нового, что внес великий русский зодчий в развитие мировой художественной
культуры.
Приводим текст автобиографических заметок Баженова.
«Хотя я упоминал уже и о других великих архитекторах и о практике, что оную я у
них примечал5, однако не упомянул толко того, что некакие эхи (то
есть слухи — А. М.) о мне здесь распущены, что будто я никогда не
бывал при практиках и немогу производить, толко оная (молва — А. М.)
столко несправедлива, чего
несправедливее быть не
может. Я отважусь здесь
упомянуть, что я
родился уже художник. Отец мой бедный человек6 не
имел понятия о
сродности (то есть природной
одаренности — А. М.) моей,
а хотя и примечал во
мне толко у него денег
не было, отдать
меня куды нибудь учится, но я как уже стал приходить в смысел,
тогда видел близ церкви, где
я с отцом моим жил
делали подле оной
надгробную позиту, где от ломки
камня оставшие (куски — А. М.) лежали
ис коих по
несколку я перетаскав к себе сделав гвозди
наподобие долот и ими вырезывал личинки. Рисовать я учивался на
песке на бумаге на стенах и на всяком таком месте где я находил за способ, итак я
продолжался лет до десяти.
Между протчим по зимам
из снегу делывал палаты и
статуи, что бы и теперь я желал то видеть. После сего
я был отдан в монастырь
Страшной (то есть Страстной — А. М.) для бедности отца моего чтоб я
исправлял пение и
чтение церковное к
чему ни малейшей
охоты у меня не бывало, однако
повиновался родителю в
его воле. Я всех святых
из церкви переносил
мыслями под переходы
на стены и делал их своею компазициею, за что меня заставали и секали часто. Уже будучи в
пятнадцати летах я нашол живописца, которой Христа ради меня взял к себе. И в
ту пору еще я ево был
уже лутче: он
писывал вместо правой
руки или ноги левую, коему я
примечал часто; еще несколько спустя я своему отцу принасил
малинкое пропитание и подрядами крест которой
делался за Мещанской
одним стариком переставлял я сам в Сретенский монастырь которой за
куриозную вещь в то время почитался, и
оной я срисовавши благополучно поставил,
за что получил хорошее
награждение7,
потом по пожарному случаю дворец в Москве в 754 или
755 строился я в ту пору уже в оном по печам умел мрамор метать (то есть
расписывать под мрамор — А. М.) и давали мне 60 коп. на день 8,
по которому случаю я стал учится живописному (искусству — А. М.) у лутчих
мастеров и был в команде архитектора Ухтонскова (то есть Д. Ухтомского — А.
М.); потом взят в Университет а оттудова вскоре его
превосходительство Иван Иванович Шувалов проведал про меня взял в Санкт
Петербург и отдал учится к архитектору
Чевакинскому, где при многих строениях
я был9, потом
Академия художеств мною первым
началась, откуда я
был послан в
чужие краи, во Франции учился в Теори (и), за что похвалы имею
от всей Академии Парижской, примечал и практику, где все архитекторы сматривали
мои дела с большею охотую, а мои товарищи, французы молодые у меня
крадывали мои прожекты и
жадностию их копировали; мой
же учитель столко
был там велик10, что я еще до нево во многом дойтить не мог и
поныне, а после его кто б там ни был
всякой мне не страшен, разве многие Другим знанием одолевают да и Суфлот Моро 1е Royat 11. Там 5 или шесть человек, кои мне и все знакомы. А в
Риме единственно и во всей Италии был всегда на строениях также есть
свидетельствы из италианских академий и старался весма
крепко учится оной (то есть архитектуре — А. М.) а по возвращении
из Рима я заехал в Париж в другой раз ходил в некоторые классы мне нужные к
архитектуре; ест ли и ныне нужда потребуется
при строении дать, могу
и сам зделать понятную мадель живописцу и скультору, ибо я
рисовать с натуры не покидал до самого в Росию возвращения, это
же касается до гридорованья
(гравирования — А. М.); архитектуры и во оном имел же упражнение.
Естли б толко я
установится мог то б моя вся веселость была в том как иметь
у себя маленькую партикулярную
академию к чему
уж и приготовляю в Москве малчиков с коими уже малинкое и
начало имею, но толко препятствиев к моему намерению весма есть много»12.
* Публикация и комментаоии А. И Михайлова.
87
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЦГИАЛ,
фонд Академии художеств, опись 1-я, д. № 26/1770. Бумаги В. И. Баженова и Ф. В.
Каржавина, относящиеся к кремлевскому строению и другим вопросам, л. 34—36.
2
Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь русских светских писателей. 1845, т. I, с. 7—12.
3. Ф. В. Каржавин — ближайший друг и сотрудник Баженова.
Альбом его хранится в Ленинской библиотеке.
4 См. И.
Забелин «Историческое описание Донского монастыря». 2-е изд., 1893, стр. 42,
158—160.
5. В этой же записке Баженов говорит о великих
архитекторах прошлого и значении их наследия и творческих принципов в его
работе над проектом Кремлевского дворца. Особенно он ценил, по его словам,
Микельанджело и Палладио.
6. Отзывы Баженова об отце, которого о«
нигде не осуждает, но сожалеет о его бедности, в корне противоречат тому, как рисуют облик Баженова-отца некоторые
беллетристы, представляющие его
беспробудным пьяницей, драчуном,
жестоким, бессердечным человеком. См.
повесть А. Шишко
«Каменных дел мастер» (2-е изд., 1945 г.), новеллу Жаковой в Альманахе
«Год XVII», кн. 4-я,
книгу Борисова «Баженов» (серия «Жизнь
замечательных людей», изд.
Жургаза). Отец Баженова, Иван Федорович, был псаломщиком
церкви Иоанна Предтечи, за золотой решеткой, в Кремле.
7. Баженов говорит здесь об известном в
истории русской скульптуры произведении большом Кресте, выполненном резчиком
Григорием Шумаевым. См. о нем статью Н. Соболева «Резные изображения в
московских церквах». Сборник «Старая Москва», 1914, выпуск 2-й. Крест
представлял сложную резную композицию, заключенную в киот размером 10 аршин 14
вершков X 6 аршин. Это была своеобразная резная панорама с
изображением библейских сцен и событий из жизни Христа. В начале 1755 года
крест ввиду дряхлости Шумаева предложено было перенести в Сретенский монастырь.
Для зарисовки, разборки и постановки креста на новое место запросили от
Ухтомского архитектурного гезеля или ученика, «искусного в рисовании».
Ухтомский послал трех человек: двух живописцев, Василия Иванова и
Александра Полозова, и копииста Григория Полозова (Центр, госуд. архив древних
актов—ЦГАДА. Дела Сената, кн. 7962, л. 381—383).
Из
сопоставления
исследованных нами архивных
документов с автобиографией Баженова можно установить, что под именем
живописца Василия Иванова в данном случае выступает именно Баженов, который по
распространенному в XVIII веке обычаю ввиду своей
молодости назывался не по фамилии, а по отчеству.
9. Баженов имеет в данном случае в виду
Головинский дворец. Он несколько запамятовал даты. Головинский дворец сгорел 1
ноября 1753 года я был отстроен в том же году с исключительной быстротой. В
начале 1754 года заканчивали уже только его отделку. В списках художников,
работавших >в Головинском дворце, мы обнаружили среди живописцев 2-го класса
(получавших, как указывает и Баженов, 60 коп. в день) Василия Иванова, то есть
Баженова, который и «а этот раз именован по отчеству (ЦГАДА. Дела Сената, кн.
6411, л. 1023). Таким образом, в обоих случаях архивные изыскания подтвердили
сведения, сообщаемые Баженовым в автобиографии.
10 Факты, сообщаемые Баженовым, подтверждают
сведения первоначальных биографов о его обучении у Чевакинского (см. Е.
Болховитинов — указ, соч., стр. 7), а также биографию, найденную в бумагах
Собко в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. Эта биография написана Ф.
Каржавиным, и в основу ее, как можно думать, легла автобиографическая записка
самого Баженова (см. журнал «Академия архитектуры» № 2, 1937 год, где
опубликована биография. В ней указано, что Баженов был при строении колокольни
Никольского военно-морского собора, что косвенно подтверждает и автобиография).
Отметим также, что Баженов упоминает в качестве своих учителей в России только
Д. Ухтомского и С. Чевакинского, ничего не говоря о Растрелли (которого иногда
без всяких доказательств называют учителем Баженова. См. Д. Аркин — «Баженов».
«Архитектура СССР», № 2, 1937, также Д. Аркин — «Образы архитектуры», 1941 г.
(171).
11. Баженов учился у Шарля де Вальи
(1729—1798).
12. То есть Суффло, Маро, Леруа. Эти зодчие вместе
с Габриэлем подписали парижский диплом Баженова.
13. О своих попытках завести в Москве вольную
Академию искусств Баженов говорит и в «Изъяснении», посланном в 1776 году
Завадовскому. Баженов пишет, что, усердствуя отечеству, он «набирал беднейших я
для их обучения выписывал нужные книги, покупал эстампы, редкие картины, гипсы
и все, что касается до художества», благодаря чему вошел в большие долги
(ЦГАДА, Госархив, разряд XI, № 1061, л.
12, «Изъяснение архитектора Баженова»).