Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. – М.: Современник, 1990. – С. 27 – 44.

 

28

Беляевский летописец

Беляевский летописец публикуется впервые, хотя мысль о его издании появилась более ста лет назад у видного русского историка, профессора юридического факультета Московского университета Ивана Дмитриевича Беляева (18101873), известного любителя и собирателя рукописной книги. Его богатое личное собрание хранится ныне в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (фонд 178). Здесь, среди почти трех тысяч рукописей XV XIX веков, хранятся три папки материалов, готовившихся И. Д. Беляевым к изданию во «Временнике Московского общества истории и древностей российских», который он редактировал, будучи секретарем Общества (18481858). Для ученых неизданные материалы из этих папок представляют не меньший интерес, чем многочисленные публикации профессора. За прошедшее столетие многие из них увидели свет. Но в папках № 65, 67 и 68 скрыто еще немало любопытного, и в том числе предназначенная для набора рукописная копия неизвестного в оригинале летописца, названного мной в честь его первооткрывателя Беляевским (№ 65, л. 4182 об). Иван Дмитриевич не написал к ней предисловия, и даже первое название рукописи было дано знаменитым археографом А. В. Викторовым, описывавшим рукописные книги профессора после его кончины . Наборная копия написана весьма тщательно, с выделением заголовков, которые, видимо, были написаны киноварью, текст разделен на статьи, многие из которых имеют подзаголовки, как это было принято у книжников XVII века. Выделена при составлении копии и завершавшая оригинал позднейшая приписка о кончине Петра I 28 января 1731 (так!) года.

1 Выписки из какого-то летописца или хронографа о событиях с восшествия на престол царя Михаила Федоровича по 1698 год. — Викторов А. Собрание рукописей И. Д. Беляева. М., 1881. С. 64.


29

 

Глава 126

 

 

О преставлении иноки Марфы.  О пожаре.  О рождении царевича. О походе Шеина под Смоленск.

 

 

О преставлении иноки Марфы.   В   лето   7139   (1631) преставися у государя царя и великого князя   (далее —   г.   ц.   и   в.   кн.)   Михаила   Федоровича   всея России самодержца   (далее — в.  Р.  с.)   мать,  а наша государыня, великая старица инока Марфа Иоанновна.

О пожаре. В лето 7141 (1633) выгоре Китай город, дворы и лавки.

О рождении царевича. В лето 7141 (1633) родися государь царевич Иоанн Михайлович.

О походе Шеина под Смоленск. Тогожде лета боярин Михаил Шеин ходи под Смоленск и бе (был) * тамо полтора года.

В лето 7147 (1639) был хлеба недород, и была четверть московская по 2 руб. с лишком.

 

* Учитывая специфику языка публикуемых произведений, издательство сочло необходимым сделать перевод отдельных выражений и слов, который помещен в круглые скобки. (Прим. ред.)


30

 

 

Глава 127

 

 

О смерти г. ц.  и в. кн. Михаила Феодоровича

в. Р. с. и о венчании ц.  и в. кн. Алексия Михайловича.

О  святейшем  Никоне  патриархе.  О  Смоленской  службе.

О моровом поветрии. О медных  деньгах

и о Конотопской службе.

 

В лето 7154 (1645) преставися г. ц. и в. кн. Михаил Феодорович в. Р. с. И тогожде числа воцарися на Московское государство сын его государев, благоверный г. наш ц. и в. кн. Алексий Михайлович, и венчася царским венцем 155-го (1646) году сентября в 28 день Иоасафом патриархом.

О смуте на бояр. В лето 7158 (1649) бысть в Московском государстве смута на бояр.

О святейшем Никоне патриархе. В лето 7160 (1652) Великого Новаграда и Великих Лук преосвященный Никон митрополит, егда принесе (когда принес) мощи из Соловецкого монастыря Филиппа митрополита в царствующий град Москву, — и благочестивый г. ц. и в. кн. Алексий Михайлович святыя мощи со архиереи, и со властьми, и со множеством народа встрете (встретил) за Земляным градом; преосвященнейшему же Никону митрополиту за труды воздаде велию (великую) честь и моли его восприяти превысочайший степень архиерейства (то есть умолял принять патриарший престол).

И  по дару Духа святаго и  повелению великого госу-


31

даря, посвяти его ростовский архиерей патриархом. И бысть (был) архипастырь бодрый, по святей Божией церкви крепкий поборатель. Пас церковь Божию 6 лет, и имя его славно бе.

Таже (и) приидоша на него многая озлобления, и бысть в заточении в Кирилове монастыре до царства в. г. ц. и в. кн. Феодора Алексеевича, иже (который) движим Духом святым, посла свои царския колесницы и повеле его из заточения с честью взяти.

И не дошед до царствующего града Москвы, во граде Ярославле на реке Которосли изнеможе, и причастися святых Божиих тайн, ту (тут) на реце (реке) и преставися в лето 7189 (1681). Тело же его привезоша в новосозданный им Воскресенской монастырь.

Близ же монастыря того в. (великий) г. ц. и в. кн. Феодор Алексеевич со всем своим государским домом, с бояры и со множеством народа стрете на поли, и положи тело его своими царскима рукама в мраморный гроб. И тако понесоша в монастырь, царю же шествующу по нем, и от свешнаго горения и от фи(ми)амного каждения свету помрачившуся. И принесше в монастырь, погребоша его честне в созданием от него храме Иоанна Предтеча под Голгофою.

О Смоленской службе. В лето 7162 (1654) г. ц. и в. кн. Алексий Михайлович ходи под Смоленеск войною. И Бог ему поручи Смоленск и Вильню с прилежащими литовскими грады во 163 (1654—55) году.

О моровом поветрии. Тогожде лета, наказуя нас Господь милосердием своим за многое наше прегрешение, посла свой праведный скоропостизательный серп: бысть в царствующем граде моровое поветрие велие. Являхуся на людех язвы, прыщи великия, и гнияху, и от язвы умираху. Святыя Божий церкви в царствующем граде Москве и самая церковь соборная Богоматере многое время бе без службы.

Государю же тогда воевавшу польскаго и литовскаго короля с великою победою. Гнев же Божий от царствующего града распростреся и во иныя грады Российския державы. И множество людей безчисленно тою язвою помроша, и исчислити невозможно, токмо весть един господь Бог число их; а мнози сподобишася монашескаго чина.


32

О медных деньгах. В лето 7162 (1654) по государеву указу ради служивых людей деланы деньги медные. И от тех медных денег в Московском государстве великое воровство учинилося, и те медные деньги недороги стали, рубль серебреных купили в 15 руб., и в 17 руб., и в 20 руб. И неустроение в Московском государстве стало быть великое от тех медных денег, и дороговь хлебная: ржи четверть (6 пудов) купили в 20 и больши, и бедных и маломощных нужда бе большая.

И видя неустроение, великий государь указал и бояре приговорили медными деньгами не торговати. И от-кликали их во 171 (1663) году иуня в 15 день, а деньги медные указал государь приносити в свою государеву казну. А за рубль медных (денег) указал государь брати по 10 (коп.) серебреных, а сроку в том дано бе на неделю. А будет кто принесет деньги после сроку, и те деньги указал государь брать без мены. И как теми деньгами торговать перестали, и бысть ржи четверть по четыре гривны (40 коп.), также и всякие товары подешевели.

О смуте во Пскове. Во 157 (1648—49) году грех ради наших бысть во граде Пскове велия смуты во пско-вичех, междоусобие и кровопролитие многое.

О измене черкас (украинских казаков) и о убийстве Пожарского и Львова. Во 167 (1659) году изменил великому государю гетман Ивашко Выговской и все черкасы отложились. И привел татьством (обманом, воровским обычаем) под град Конотоп крымского хана со всею ордою и со иными многими наемными ордами. И на речке Сосновке великого государя воевод, окольничего князь Семена Романовича Пожарского да окольничего князь Семена Петровича Львова с товарыщи и многих воинских людей посекоша. А боярин и воевода князь Алексей Никитич Трубецкой со остатными воинскими людьми отходом отшел в Путивль с великою трудностию.

О вселенских патриарсех. Во 175-м (1666) году ноября в 1 день приидоша вселенстии патриарси Паисий александрийский и Макарий антиохийский.


33

 

 

Глава 128

 

О воре и изменнике Стеньке Разине*.

 

В 7175 (1667) году майя в 7 день пришед с Дону к Волге реке, на Камышенке переволокся, вор (государственный преступник) и изменник Стенька Разин с донскими казаками. И кои насады и струги (средние и большие речные суда) во Астрахань плыли, — все пограбил против урочища Шишкина бугра. И на насаде святейшего патриарха приказного дворянина Алексея Золотарева с товарыщи повесил на шегле (рее). Да с ними же повесил гостя Васильева прикащика Шорина Федора Черемисинова. Пограбя насады, снасти и струги велел побрать, чтоб впредь его на Низ и Вверх (нижнее и верхнее течение Волги) утеклецов не было.

Пограбя же весь караван, поплыл на Низ Волгою к Царицыну. И приплыв под Царицын стал на Сарпинском острову пограблены животы (имущество) делить, а Царицын осадил. Во граде же воевода Андрей Унковской ничто ему, вору, не учини.

И осадя город, поплыл на Низ, а караван весь за ним плыл, напредь бо себе плыть никому не дал. И не доплыв до Астрахани за 30 верст, проехал в Бузан мимо Красноярского города.

И из Астрахани противу его, вора, выслали голов (полковников) стрелецких Богдана Северова с товарыщи и с приказы (полками). И они его, вора Стеньку, съеха-

 

* В   основе   главы —   «Сказание»   астраханского   сына   боярского П. А. Золотарева  (ПСРЛ. М.  1968. Т. 31.  С. 206-233).


34

ли в Яике реке и учинили с ним бой. И Божиим изволением вор Стенька государевых людей: голов, стрельцов и солдат, — побил, и многих живых поймал.

И взял Яицкой город, жителей и служивых людей, иже с ним не похотели воровать, велел порубить. А иные немногие служивые люди ушли в стругах на море нощию, а иные пеши степью, и многие с глада померли, а инии от татар и от калмыков в плен взяты.

И во 176 (1668) году вор и изменник Стенька Разин весною уехал за море в кызылбашскую (персидскую) землю. И подле моря многие кызылбашские грады и села поплени и пожже. И велию пакость учини, и будучи за морем кызылбашской хан с сыном своим, нарядя многие суды на море с ратными людьми, и с ним, вором, учинил бой великий. И вор побил кызылбашских многих людей, и ханова сына взя жива. Побили же много и их, воров. И с моря пошел Волгою под Астрахань.

И во 177 (1668—69) году вор Стенька с товарыщи по указу великого государя призван в Астрахань при боярине князе Иоанне Семеновиче Прозоровском. И вины свои великому государю принесли, и из Астрахани они, воры, отпущены по прежнему на Дон.

И во 178 (1670) году апреля в 13 день вор и изменник Стенька Разин, перезимовав на Дону и с Дону перешед к Волге реке около Царицына города многия улусы (селения, стоянки кочевников) порубил и град Царицын обманом взял. И воеводу Петра Тургенева и иных многих служивых людей, иже не похотели с ним воровать, всех порубил.

И будучи в Царицыне, кои сверху плыли насады и струги, — торговых людей ограбил, и многих людей побил. И голову московских стрельцов Ивана Лопатина с приказом под градом побил, и всякую государеву казну пограбил — пушки и ружье — а остальных стрельцов поневолил ити с собою к Астрахани на приступ.

И доиде (дошла) первая весть в Астрахань к боярину о взятии Царицына от татар. Боярин же нача осадою крепитися (укреплять оборону города). И июня в 19 день богоотступник Стенька с товарыщи, по ссылке астраханских жителей изменников же Андрюшки Лебедева да Сеньки Куретникова и иных, проехав в Болду реку, из Болды в протоку в Черепаху, а Черепахою в


35

протоку Кривушу созади Астрахани от поля, и град осади накрепко. А вода тогда живет большая. И готовляхуся воры к приступу.

Преосвященный же Иосиф митрополит, посоветовав с боярином, повеле из своего огорода прокопати из прудов воду и спустить на сончак кругом Белаго града, и бе вода около града велика. Из Астрахани же к нему, вору, ушли двое нищых, Тимошка Безногой с товарищем. Вор же увеща (уговаривал) их, чтобы они Белой град в приступное время зажгли. И их кызылбашские люди поймали и привели в город в приказную полату. Боярин же повеле их пытать накрепко. Они же, воры, в том повинишася, и боярин повеле их казнити смертию.

И июня против 22 числа боярин князь Иоанн Семенович Прозоровской с товарыщи приидоша (пришли) ко преосвященному митрополиту Иосифу. И испросив от него благословения ити на бой противу вора, и убрався (снарядившись) по чину воинскому, поиде в Белый град к Вознесенским вратом, где их быти воровскому приступу, ничтоже бояся или сумняся, яко добр воин Христов. Тоя же нощи вор и богоотступник Стенька Разин с товарыщи приидоша к Вознесенским вратам к стенам градским с лесницы. Астраханские же жители-изменники начаша (начали) воров на градскую стену приимати, токмо (только) из башен и из подошевного бою (нижних бойниц в стенах) пушкари из пушек бияху.

Егда же внидоша (вошли) во град богоотступники — начаша во граде всяких служивых людей сещи. Добляго (доброго) же воина боярина князя Иоанна Семеновича раниша, прободоша (проткнули) чрево; и едва унесоша его во град Кремль. Преосвященный же Иосиф митрополит, виде его конечно изнемогающа, повеле его причастити божественных тайн со исповеданием.

Свитающу же дню, приидоша воры к Пречистенским вратом. И у врат калитку высекше, внидоша во град Кремль. И боярина, дьяков, голов стрелецких, дворян, детей боярских, сотников, подьячих и всех прилучившихся (оказавшихся тут) чиновных людей, связавше руце и нозе, аки (как) злодеев посадиша под роскат (башню).

Потом вор и богоотступник Стенька Разин с товарыщи и со астраханскими изменники болярина князя Иоанна Семеновича повеле внести на роскат и с роскату ри-


36

нути (бросить) его на землю на зимней восток. И ринуша его иуня в 22 день в начале третияго часа дне. Дьяков же Романа Табунцова, Евстратиа Фролова, стрелецкого голову Алексиа Соловцова, и астраханских голов, и приежчих дворян, сотников, подьячих и всяких чинов людей пред соборною церковию между роскатом всех посекоша.

И обагрися земля христианскою кровию, тече бо кровь от соборныя церкве до приказныя полаты. Тело же болярина и прочых с ним побиенных злый пес Стенька повеле отдати в Троицкой монастырь в братскую ископанную могилу.

А большаго старшего сына боярского князь Бориса повеси за ноги на градской стене. Потом повеле и меньшаго сына его повесити за ноги же подле брата. И висеша страдальцы от седьмаго часа дне чрез всю нощь. На утрие же о шестом часе дни повеле сняти князь Бориса большаго и кинути с роскату. Меньшаго же князь Бориса отнести повеле матери, вместо же их повеси ханова сына, его же взял за морем.

По взятии же Астрахани и по убиении боярина и прочих, проклятый еретик и богоотступник Стенька Разин со злыми ворами с донскими казаками и со астраханскими изменники поплыл вверх Волгою к Синбирску. И грады, иже по Волге, вси великому государю измениша и предашася ему, вору. Во всех же тех градех воеводы и начальные люди быша побиты.

В Астрахани же Стенька вор остави воров атаманов Ваську Уса да Федьку Шелудяка. И августа в 3 день, как он, вор, поплыл вверх, — и астраханския жители изменники учинили другое смятение в своем бесоугодном кругу: астраханских подьячих и иных, иже их обращаху ко истинне, всех посекоша.

Потом окаяннии возъяришася на преосвященнаго Иосифа митрополита. Приидоша они, воры, в соборную церковь во время проскомидии и зваху митрополита с великим неистовством в свой бесовской круг.

Архиерей же, облачася во одежду священную, повеле благовестити для позыву приходских священников, и собрався с протопопом, с соборными и с приходскими священники, прииде к ним в бесособранной круг, и нача атамана их Ваську Уса с товарыщи о их неистовстве об-


37

личати,  и  к  покорению  великого  государя  призывати,  и чтобы им от кровопролития престати.

Окаяннии же и слышати сего не хотяху, и архиереа всякими укоризны укоряху и безчествоваху (укоряли и бесчестили). И воскричаша воры и богоотступники нелепыми гласы, чтобы с него, архиереа, священную одежду сняти и предати бы его градскому (светскому) суду.

От них же, воровских казаков, выступя един именем Мирон, и нача им, ворам, говорити, чтобы им на такий великий сан рук своих скверных не возлагати. И они его за сие убиша.

И повелеша протопопу и священником со архиереа священную одежду снимати неволею. И обнаживше его (Иосифа), поведоша пытати. И архиерейское тело поставиша наго, и связавше руце и нозе, мучиша его зле на огне. Он же ответа не даде им, токмо творяше молитву Иисусову.

И по мучительных ранах возведоша его на роскат, и с роската ринуша его долу (вниз) противу соборные церкве. И они, воры, о убиении архиерейском устрашишася вельми (весьма) и трепетни быша, яко вне ума безгласны на мног час.

Тело же его мученическое архиерейское протопоп со всем освященным собором взяша и внесоша в соборную церковь. И певше над ним большую панихиду, и положиша тело его мученическое во уготованнем его гробе, ископаннем под олтарем Афанасиа и Кирилла.

Той же вор, богоотступник и изменник Стенька Разин Божиим попущением грех ради наших Московскаго государства многим градом велию беду содела и много кровопролитие сотвори. И более о нем, воре, трудно писати.

Потом той вор и изменник пойман бысть, и привезен в царствующий град Москву, и по указу великого государя на Красной площеди казнен смертию, четвертован.

Во 179(1671) году июня месяца послан воевода боярин Иван Богданович Милославской с товарыщи и со многими ратными людьми водным путем под Астрахань. И пришед в августе месяце, ста за три версты от Астрахани на луговой стороне на усть Болды реки и содела земляной град.

И   к  ним,   ворам,   во  Астрахань   (воевода)   посылаше


38

почасту уговаривати, чтоб они, воры астраханские жители, великому государю вины свои принесли и во всем бы добили челом. Воры же нимало тому внимаху.

Приспевшу же близ зиме, Божиею милостию, пречистые Богородицы молитвами, и российских чюдотворцев заступлением, и великаго государя щастием, по частым от боярина посылкам во град, воры и крестопреступники, астраханские жители и донские, пришли во истинну. И советуют (совещаются) великому государю вины свои принести и во всем добити челом (покориться). И посылают к боярину в полки с повинною, чтобы он шел во град Астрахань и принял град и людей всех.

Боярин же и воевода Иван Богданович Милославской да диак Иван Чернеев, головы стрелецкие и всякие ратные люди сотворяют пред иконою пресвятые Богородицы Живоноснаго источника со слезами многими молебное пение о предании (в их руки) града и о обращении оных злотворцев.

И по молебном пении на утрие боярин повеле чрез Кутумову реку соделати на стругах мост, чтобы ко граду прийти со иконою Богоматере и со всем воинством пешим.

И 180 (1671)-го ноября в 27 день уготовлену мосту (когда был построен мост), боярин и воевода Иван Богданович Милославской поиде со священники, со иконою Богоматере и вооружался со всеми полками с ратными людьми во град Астрахань, от великия радости слезы ис-пущающе, яко господь Бог умилосердися и без кровопролития град предаде. И шед со всеми от Болды реки пешко граду с молебным пением.

Астраханстии же жители, узреша икону Богоматере, яко дивии (дикие, не обращенные в веру) человецы от сна возбудишася, падоша вси на землю, со слезами мо-лящеся, яко господь Бог и пресвятая Богородица ко истине и к покаянию их обратиша и под великого государя превысочаишую руку (приведоша).

Боярин же, вшед во град со всеми людьми, повеле головам по стенам града и по вратом сотников и стрельцов поставити. Сам же шед со иконою пресвятыя Богородицы в соборную церковь и пе (пел) молебная.

И в той день во граде Астрахани бысть в людех радость велия. Икону же пресвятыя Богородицы, повеле


39

боярин списати с нея список. И новосписанную икону пресвятые Богородицы Живоноснаго источника остави боярин во Астрахани в соборной церкви, на память предъ-идущым родом.

И тако взяв славный град Астрахань от воров и изменников российских, боярин и воевода Иван Богданович Милославской возвратися в царствующий град Москву.

 

 

Глава 129

 

 

О смерти ц. г. и в. кн. Алексия Михайловича

всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца

(далее    т),   и   царство   благочестивого   г. ц.

и в. кн.  Феодора Алексиевича  (т).

 

В лето 7184-е (1676) иануариа (января) в 30 день в. г .ц. и в. кн. Алексий Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец (т), ос-тавя царство земное, преселися в вечныя обители; царствова 32 лета. Тогожде лета воцарися сын его, благоверный царевич Феодор Алексиевич. Венчан бысть царем и государем в соборной церкви святейшим патриархом Иоакимом.

И бысть сей государь кроткий, в делех разсудитель-ный, премудростию и разумом подобный Соломону. При его же царстве повелением его верховые святыя божий церкви украсишася предивным благолепием, и град


40

Кремль поновися, и на башнях верхи изрядно построишася.

В лето 7189(1680) октября в 22 день в. г. ц. и в. кн. Феодор Алексиевич указал бояром, окольничым, думным, служилым людем и всякому чину древнюю одежду — однорядки и охобни (долгополые кафтаны и верхнюю одежду с квадратным воротом) — не носити, а указал носить всякому чину служивое платье: кафтаны не на подъем (т. е. короткие).

В лето 7190(1682) апреля в 27 день в. г. ц. и в. кн. Феодор Алексиевич, оставя царство земное, переселися в вечныя обители; царствова 6 лет.

 

 

Глава 130

 

Царство   благочестивых   в. г. ц. и  в. кн.  Иоанна Алексиевича,  Петра  Алексиевича   (т).

 

И воцаристася     братия     царевичи     Иоанн    Алексиевич,   Петр  Алексиевич.   И   венчаны  быша  в   соборной церкви Иоакимом патриархом июня в 25 день тогожде 190(1682)  году.

О смуте. Тогожде 190(1682) году майя в 15 день в царствующем граде Москве во всех стрелецких полках пехота возмутися. И приидоша во град Кремль в 11-м часу дни с великим свирепством ратным собранием с копии и с бердыши (секирами с месяцеобразным лезвием


41

на длинной ручке). И с великим безстрашием дерзнуша ходити в верховыя церкви и царских чертогов в комнаты с копии и с бердыши.

И бояр, и думных людей, таская с Верху, на копия метали, и влекуще на Красную площадь копии кололи, и секоша (секли) на части. И как бояр и ближних людей побили, — и на Красной площеди близ Спаского моста соделаша каменный столп червероугольный, и на железных досках побитых имена и вины их, за что кто убиен, написаша.

Последи же той столп с великим безчестием указали великие государи им же, пехоте, разорити. И бысть столпу тому разрушение, а им, пехоте, вечное укорение.

О волнении на святую церковь. Тогда же восташа на святую божию церковь великие волны. Проклятый поп Никитка Суздалец со единомысленники своими ворами расколыцики своим диавольским полком приидоша в Кремль, несуще с собою книги, а тайно в пазухах и в карманах камение. И хотеша святейшего патриарха и архиереов побити.

И приидоша в Грановитую полату с великим неистовством и шумом, и нелепые скаредные (отвратительные) слова пред великими государи и пред святейшим патриархом на святую церковь, и на царское величество, и на святейшаго патриарха блядивыя своя многия укоризны изблеваша.

И по указу великих государей за такое их безчиние и неистовство с великим безчестием из полаты вон изри-нуша их. И того проклятого Никитку на Красной площеди казнили главоотсечением, а единомышленников его раскольников разслаша под крепкия началы.

О известном письме на Хованских (далее приведен текст Изветного письма 2 сентября 1682 года на князей Хованских; он публикуется в составе «Созерцания краткого» Сильвестра Медведева).

О походе Крымском. Во 195(1687) году по указу великих государей посыланы войною на Крым воеводы, боярин князь Василей Васильевич Голицын с товарыщи, со многими силами воинских людей. И не дошли до Перекопи за 70 верст, зане (потому что) отьяша татарове путь — выжгли степь. И великих государей воинским людем под Перекоп ити за пожегом степи учинилася ве-


42

ликая трудность, и боярин со всею силою возвратися вспять и прииде к Москве.

О Каменном мосту. Того ж году августа в 1 день в царствующем граде Москве нача строити чрез Москву реку противу Всесвяцких врат Каменной мост великим заводом от простых монахов зовомый Филарет. И совершен той мост во 199(1690-91) году.

О пожарех. Во 196(1688) году августа против 8 числа в ночи выгорели в Китае верхние ряды по Ильинской крестец (перекресток). Тогожде месяца в 28 день загореся на Посольском дворе, и разыдеся пламень, и выгоре половина Китая, а нижния ряды Господь соблюде. И из Китая преиде пламень за Варварские врата, и выгореша Кулишки все по Яуские врата, и за Яускими враты Подгорье до Москвы реки, и въверх по Красную гору на Воронцовское поле, по Земляной город по Яузу.

О Новобогородском городке. 196(1688) году по указу великих государей на крымской степи на реке Самаре на татарской нужной Перекопи сострогала град крепкий и назваша и (его) Новобогородским, а соборная церковь в нем Живоносный источник. И наполниша его ратными людьми, снарядом и всякими запасы.

О пожарех. 197(1688) сентября 7 числа в нощи в Кремле под горою от Константиновские башни в углу погореша дворы всяких чинов людей. Того ж году октября против 2-го числа в 3-м часу нощи загореся за Ильинскими враты на Покровке, и погоре Покровка по обе стороны и Мясницкая улица, Стретенка и Рожественка от Пушечного двора по Белой город, и за Белой город, и за Стретенскими враты в Земляном городе по Неглинну, и за Земляным городом Новомещанская слобода по обе стороны по крест.

О браце государском. Тогожде году ианнуария против 28 числа в. г. ц. и в. кн. Петр Алексиевич (т) совокупися законным браком, поя (взял) девицу избранную, дщерь Федора Аврамовича Лопухина Евдокию Феодоровну.

О Крымском походе. Тогожде лета по указу великих государей ходили на Крым войною воеводы, боярин князь Василей Васильевич Голицын с товарыщи, и гетман со многими черкасы, с великим собранием. И пришли под Перекопь маиа в 8 день в 7 часу дни в добром сохранении.


43

И крымской хан со многими силами и с наемными людьми встретили государевы полки за 60 верст до Перекопи. И были великие бои с татары и с самим ханом. И на тех боях побили множество татар и хана с поля сбили в Перекоп.

И пришед боярин со всеми силами, и ста в близости Перекопи, и ночевав, поутру отступи прочь со всеми силами, не вемы, чесо ради (не знаем, почему), кои (какие) были по пути городки крымские и турецкие, и их боярин не велел ничим вредити. А как пошел боярин от Перекопи, и у крымскаго хана и у татар была о том радость велия.

О пожаре. Тогожде года июня в 16 день бысть пожар в Никицком монастыре, и выгоре монастырь и Ни-кицкая улица по Арбат. Тферская, Дмитровка и Петровка по Неглинну, и за Тферскими вороты в Земляном городе по Артемонов приказ и по Козье болото, и за Земляным городом Ямская, за Никицкими, за Арбацкими и за Пречистенскими вороты в Земляном, и за Земляным городом всякие слободы без остатку погореша.

О казни Щегловитого и о ссылке Голицына. Во 198 (1689) году по указу великих государей в походе у Живоначальные Троицы в Сергиеве монастыре сентября во 12 день казнен Федька Шекловитой главоотсечением, а боярин князь Василей Васильевич Голицын с женою и с детьми сослан в ссылку в Пустоозеро.

О рождении царевича. Тогожде лета февраля в 19 день родися г. ц. и в. кн. Петру Алексиевичю сын, царевич Алексий Петрович. Тезоименитство (именины) его, государя, марта в 17 день. Восприемник бе от святыя купели святейший Иоаким патриарх, а крестили его, государя, в Чюдове монастыре.

Преставися Иоаким патриарх. Тогожде году (1690) марта в 17 день преставися раб божий великий государь святейший (далее — в. г. с.) Иоаким патриарх. И во 18 день изнесен в соборную и апостольскую церковь и погребен честно, а на погребении и на выносе были оба великих государя.

О поставлении Адриана патриарха. Тогожде году августа в 24 день возведен и посвящен на превысочайшую степень патриаршества Адриан митрополит казанский и свиажский.


44

О преставлении царицы Наталии Кириловны. В лето 7202(1694) году ианнуария в 25 день в другом часу дни преставися раба Божия, ц. и в. кн. Алексиа Михайловича супруга, а ц. и в. кн. Петра Алексиевича мать, благоверная ц. и в. кн. Наталиа Кириловна. И погребена в Вознесенском девичье монастыре ианнуариа в 26 день.

О преставлении государя царя Иоанна Алексиевича. В лето 7204 (1696) году ианнуариа в 29 день остави земное царство, преселися в вечныя обители благочестивый в. г. ц. и в. кн. Иоанн Алексиевич (т). Царствова 13 лет, 7 месяцев и дней неколико. И погребен в соборной церкви Архистратига Михаила с благочестивыми цари купно.

Диплом на заказ по управлению
Hosted by uCoz
$DCODE_1$