Бутурлин М.Д. Театр графа Каменского в Орле в 1827 и 1828 годах (Из записок графа М.Д. Бутурлина) // Русский архив, 1869. – Изд. 2-е. – М., 1870. – Стб. 1707-1712.
ТЕАТР ГРАФА КАМЕНСКАГО В
ОРЛЕ В 1827 И 1828 ГОДАХ,
(Из Записок графа М. Д.
Бутурлина).
....... Любопытнее всего были в Орле дом и публичный театр
графа Сергея Михайловича Каменскаго
(сына фельдмаршала), состоявший из его
крепостных людей, с платою за
вход, с печатными афишками, и с
полным оркестром также из крепостных. Таковыми же были живописцы, декорации и
машинисты. В театре давались комедии,
водевили, слезливыя драмы, даже оперы и балеты доморощенными, безталанными и безголосными графскими
артистами; они не отваживались только на
трагедии. Театр с домом, где жил граф, и все службы занимали огромный
четыреуголъник, чуть ли не целый квартал на Соборной площади. Строения были
все одноэтажныя и деревянныя с колоннами, с отвалившейся на
них штукатуркой, и уже при мне
здания все начинали гнить. Внутренняя
отделка театра была еще изрядная, с беньурами,
двумя (помнится мне) ярусами
лож и с рай-
1708
ком; креслы под номерами, передние ряды дороже
остальных. В этом театре могло поместиться столь же почти многочисленная
публика, как в Московском Апраксинском театре (1) где в то время
имелась италиянская опера. Были при театре капельдинеры, (как следует) в
ливрейных фраках с разными воротниками. При однообразии жизни в губернском
городе, театр этот был не малым развлечением для нас военных (2). В
числе опер, имели дерзость давать
,,Двухдневное приключение" (Les deux journees) известнаго
Керубини, "Жан де Пари" и „Красную
шапочку" (Le petit chaperon
rouge) не
менее известнаго в то
время Боальдьё, "Жоконду" (Николо
д'Изуара) и Санд-
(1) У Арбатских ворот, в доме, где ныне Александровская военная
гимназия.
(2) Я только что поступил тогда юнкером в Павлоградский гусарский полк, квартировавший в Орле.
Командиром полка был барон
Федор Петрович Оффенберг.
1709
риллиону (Боальдье или Штебелдта, хорошо не помню), а
всего чаще, подчивали нас „Русалкою"; до Моцарта и Россини, однакоже, не
доходили. Первый тенор, чистый холоп, по имени Кравченко, пел с шиком,
столькоже носом, сколько горлом, не разставаяся никогда с носовым платком,
который он комкал в руках и в который поминутно плевал. Второй будтобы тенор,
Миняев, более шевелил губами и махал руками, нежели выпускал звуки из уст, и
потому трудно было определить, к какой категории принадлежал его голос. Чего
либо похожаго на бас (голос повсеместно встречаемый в России) в труппе
решительно не было, хотя лице, предназначенное для басовых партиций, силилось
реветь брюхом. Дворовая девка, дурнолицая примадонна, обладала пронзительным
пискливым голосом, была превысокаго роста, и имела также свой особенный шик,
состоявший в почти безпрерывном поворачивании головы к одному плечу. Но в
балетах особенно был хорош первый танцор Васильев, ростом с покойнаго
Каратыгина, в телесно-цветном трико, с плохо-бритою бородою, пускавшийся в
грациозности и позы. Когда он совершал прыжки, называемые „антреша",
голова его уходила почти в облака сцены. Сам хозяин всегда сидел в 1-м ряду
кресел, а семейство его в середней (помнится мне) ложе, в роде царской. Был в
мое время для продажи билетов, кассир; но разсказывали, что в былое время граф
сам сидел у кассы с своим георгиевским 2-й степени крестом (за взятие Базарджика)
и продавал билеты, по поводу чего юнкер граф Мантейфель (служивший в
кирасирской дивизии ген. Дуки, которая стояла в Орле в начале 20-х годов)
известный своими шалостями, привез раз в кассу
1710
огромный мешок
с медными деньгами в уплату ложи бель-этажа; пересчитывать потребовалось
много времени, так что должно было
остановить раздачу билетов,
а отказать было жалко,
по цене бель-этажной
ложи.—Менее смешными в комедиях были две сестры Кобазины в ролях „premieres amoureuses", но не
потому, что в них таилась искра драматическаго таланта, а
потому только, что оне были девки без претензий на барство, говорили и
жестикюлировали как следует скромным горничным и прачкам. О туалете артистов обоего пола нечего и говорить, хотя
иные костюмы, относящиеся к прошлым столетиям, были порядочными, и не даром
сиятелъный хозяин разорялся на свою затею: театр был редко пуст. Справедливость требует прибавить, что
оркестр был весьма сносным. Из
репертуара драмм помню, что нередко
давалась одна плачевная и усыпительная под именем „Фальшивая
Сидония," из комедии:
„Полубарския затеи", а из водевилей: „Суженаго конем не
объедешь", Хмельницкаго, что тогда было новизною.
Многолюдная прислуга при доме
и капельдинеры были в ливрейных фраках с белыми, красными и голубыми
воротниками, обозначавшими разряд и степень их должности, и по мере заслуг
переводились из одного цвета в другой, о чем возвещалось в ежедневном вечернем
графском приказе по дому, как водится в полках. В том же приказе напоминалось о
безпорядках, усмотренных графом в течении дня; наприм.: делалось графине
замечание за допущение ею того, что при входе ея в лакейскую, люди или не
встали с своих мест, или не оказали должной ей почтительности. Все это я слышал
от очевидцев; сам же с графом Каменским не искал знакомства, да и никто из
наших ни
1711
генералов, ни штаб и
обер-офицеров, не были вхожи к нему, за исключением произведеннаго, недавно
перед тем, в корнеты князя Александра Сергеевича Вяземскаго (3).
Один из наших офицеров Телесницкий и я попытались было завести письменную
интрижку с двумя вышесказанными сестрами Кобазинами чрез лакеев с разноцветными
воротниками, но радужные воротники брали деньги и нас надували, и ничего из
того не вышло, кроме того, что слухи дошли до графа, у катораго разлилась
желчь, в следствие чего он (помнится мне) распорядился патриархально с тою из
сестер, к которой мы писали, т. е. высек ее, и грозил жаловаться на меня моему
отцу во Флоренцию. Вероятно и разноцветный воротник, замешанный в этом деле,
тоже поплатился своею шкурою. Граф был женат вторым браком на вдове, имевшей от
перваго мужа двух, более чем зрелых, дочерей. Кто была графиня по рождению, и
кто первый ея муж, я забыл, но она была весьма достойная женщина; детей же от
графа тогда она не имела. Была у графа дочь от первой жены, не жившая с отцем в
Орле, и вскоре после умершая девицею, завещавши свое (материнское) имение
отцу.—Актрисы содержались в заперти в четырех стенах, как бы в гареме, и кроме как
в театр никуда не выходили, да и самим падчерицам графа едва ли было веселее:
оне никуда не выезжали, ни на балы у губернатора (Петра Александровича
Солнцева), ни в Благородное Собрание. Я не упомянул, что граф держал при себе
стараго немца балетмейстера (по фамилии, кажется, Гебелъ или Дебель) для
обучения его танцоров и танцовщиц. Немец этот нас уверял,
(3) Вскоре после переведеннаго в Л. Г. Гусарский полк, ныне
умершаго.
1712
что он некогда служил в нашем Павлоградском полку
при генерале Бауере (в начале столетия), а так же, что знаменитый уже тогда
Щепкин начал свое драмматическое поприще на театре графа Каменскаго.