Описание торжества
муз при случае всерадостного воспоминания о восшествии на престол Его
Императорского Величества Всероссийскаго Государя Павла I в епархиальной Рязанской семинарии, представленного 1797 года,
ноября 9 дня / Сообщ. И.В. Добролюбовым // Исторический
вестник, 1880. - № 3. – С. 636-637. – Сетевая версия – М. Вознесенский 2006.
Семинарское торжество 1797 года.
ПРОСМАТРИВАЯ
один рукописный сборник прошлаго века, мы нашли в нем не лишенное интереса „Описание
торжества муз при случае всерадостнаго воспоминания о восшествии на престол Его
Императорскаго Величества Всероссийскаго Государя Павла I в епархиальной Рязанской семинарии, представленнаго 1797
года, ноября 9 дня." Описание это показывает, что в XVIII столетии питомцы семинарий не устранялись
начальством от участия в общественной жизни и что даже в стенах самых семинарий
происходили торжества и увеселения, сопровождаемыя речами, музыкой, пением,
иллюминациями и т. п., привлекавшими мноточисленных посетителей из разных
классов общества. Приводим „Описание" без всяких изменений: „На самый
высокоторжественный день восшествия на престол Его Императорскаго Величества
ноября 6 дня по литургии говорил проповедь тому дню приличную сам преосвященный
Симон, архиепископ Рязанский. Но чтобы более ознаменовать общую для России радость
и всеподданническое к Его Величеству усердие, Его Преосвященство учредил в
своей Епаршеской Семинарии быть особому торжеству и открыть оное богословским
состязанием и освещением семинарскаго двора с представлением прозрачной картины.
Вследствие сего, ноября в 9 день, по должном приуготовлении и повестке, как
собралось великое множество народа и преосвященный с почтеннейшими гостьми, при
встрече вокальной и инструментальной музыки, вшел в большую залу: то в половине
пятаго часа начато словопрение по обыкновению, имянно: чтена учеником богословия
с кафедры предварительная большая речь. Потом занимала слушателей музыка, а
между тем раздаваемы были листы с положениями богословскими. По раздаче оных
говорили ученики богословия самыя речи и противоположения; а к ученикам
приставали учители по них поборствующие. Напоследок, для большаго возбуждения
великоименитейших слушателей ко вниманию и сам преосвященный говорил противоположения.
Посем учитель реторики читал с кафедры особо на тот случай сочиненную оду. В заключение
всего говорена от ученика богословии благодарственная речь. А как вышли посетители
из залы, то вдруг увидели весь семинарский двор иллюминован. Учительские покои освещены были
свечами и двор плошками и
фонарями. На средине двора
647
к
заднему концу онаго выставлена была новоизданная картина, светом озаренная и
очеса зрителей привлекающая. При которой картине для встречи гостей приуготовлены
были в белой одежде шесть отроков, муз означающие, а седмый Аполлона. И как Его
Преосвященство с гостьми начал к ним приближаться, то петы были ими
особо-сочиненные к торжественному тому дню канты, при вокальной и инструментальной
музыке. Обозрев оную картину с удовольствием, высокоименитые и благородные посетители
приглашены были от Его Преосвященства в архиерейские, что в семинарии, покои, где
и угощаемы были по приличию торжества. Когда же почтеннейшие гости пили за здравие
всеавгустейшаго Монарха, отечество наше возвышающаго, и всей его пресветлейшей
фамилии: его хоры музыки воспевали в покоях Его Преосвященства многая лета и
канты к тому пристойные; а на семинарском дворе против покоев архиерейских поставленные
шеренгами семинаристы возглашали: ура, ура, ура! потом виват, виват, виват! и
канты. И таким образом, при радостном восхищении зрителей, торжественное муз празднование
кончилось в глубокий вечер и посетители в домы разошлись с немалым
удовольствием".
Сообщено И. В. Добролюбовым.