Описание торжества муз при случае всерадостного воспоминания о восшествии на престол Его Императорского Величества Всероссийскаго Государя Павла I в епархиальной Рязанской семинарии, представленного 1797 года, ноября 9 дня / Сообщ. И.В. Добролюбовым // Исторический вестник, 1880. - № 3. – С. 636-637. – Сетевая версия – М. Вознесенский 2006.

 

 

 

Семинарское торжество 1797 года.

 

ПРОСМАТРИВАЯ один рукописный сборник прошлаго века, мы нашли в нем не лишенное интереса „Описание торжества муз при случае всерадостнаго воспоминания о восшествии на престол Его Императорскаго Величества Всероссийскаго Государя Павла I в епархиальной Рязанской семинарии, представленнаго 1797 года, ноября 9 дня." Описание это показывает, что в XVIII столетии питомцы семинарий не устранялись начальством от участия в общественной жизни и что даже в стенах самых семинарий происходили торжества и увеселения, сопровождаемыя речами, музыкой, пением, иллюминациями и т. п., привлекавшими мноточисленных посетителей из разных классов общества. Приводим „Описание" без всяких изменений: „На самый высокоторжественный день восшествия на престол Его Императорскаго Величества ноября 6 дня по литургии говорил проповедь тому дню приличную сам преосвященный Симон, архиепископ Рязанский. Но чтобы более ознаменовать общую для России радость и всеподданническое к Его Величеству усердие, Его Преосвященство учредил в своей Епаршеской Семинарии быть особому торжеству и открыть оное богословским состязанием и освещением семинарскаго двора с представлением прозрачной картины. Вследствие сего, ноября в 9 день, по должном приуготовлении и повестке, как собралось великое множество народа и преосвященный с почтеннейшими гостьми, при встрече вокальной и инструментальной музыки, вшел в большую залу: то в половине пятаго часа начато словопрение по обыкновению, имянно: чтена учеником богословия с кафедры предварительная большая речь. Потом занимала слушателей музыка, а между тем раздаваемы были листы с положениями богословскими. По раздаче оных говорили ученики богословия самыя речи и противоположения; а к ученикам приставали учители по них поборствующие. Напоследок, для большаго возбуждения великоименитейших слушателей ко вниманию и сам преосвященный говорил противоположения. Посем учитель реторики читал с кафедры особо на тот случай сочиненную оду. В заключение всего говорена от ученика богословии благодарственная речь. А как вышли посетители из залы, то вдруг увидели весь семинарский двор иллюминован. Учительские покои освещены  были  свечами  и двор плошками и фонарями. На средине двора

 

 

647

к заднему концу онаго выставлена была новоизданная картина, светом озаренная и очеса зрителей привлекающая. При которой картине для встречи гостей приуготовлены были в белой одежде шесть отроков, муз означающие, а седмый Аполлона. И как Его Преосвященство с гостьми начал к ним приближаться, то петы были ими особо-сочиненные к торжественному тому дню канты, при вокальной и инструментальной музыке. Обозрев оную картину с удовольствием, высокоименитые и благородные посетители приглашены были от Его Преосвященства в архиерейские, что в семинарии, покои, где и угощаемы были по приличию торжества. Когда же почтеннейшие гости пили за здравие всеавгустейшаго Монарха, отечество наше возвышающаго, и всей его пресветлейшей фамилии: его хоры музыки воспевали в покоях Его Преосвященства многая лета и канты к тому пристойные; а на семинарском дворе против покоев архиерейских поставленные шеренгами семинаристы возглашали: ура, ура, ура! потом виват, виват, виват! и канты. И таким образом, при радостном восхищении зрителей, торжественное муз празднование кончилось в глубокий вечер и посетители в домы разошлись с немалым удовольствием".

 

Сообщено И. В. Добролюбовым.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$