[Описание коронации, миропомазания и причащения императрицы Екатерины II-й] // Русская старина, 1893. – Т. 80. - № 12. – С. 487-496. – В ст.: Труворов А. Коронация императрицы Екатерины Второй. – Сетевая версия – М. Вознесенский 2006.

 

 

 

Коронация императрицы Екатерины Второй.

 

В прибавлении к № 80-му «Санктпетербургских Ведомостей» за 1762 год была напечатана корреспонденция «Из Москвы от 24-го сентября» о происшедшей в 22-й день сентября коронации, миропомазании и причащении императрицы Екатерины ІІ-й Алексеевны.—В корреспонденции этой было помещено, между прочим, следующее сообщение о порядке, в котором происходило священнодействие в Большом Успенском соборе:

«По приближении к церьковным соборным дверям Ея Императорскаго Величества, весь церьковный синклит, а имянно: более дватцати архиереев, множественное число архимандритов и прочих духовных чиноначальствующих встретили, где преосвященный архиепископ новогородский поднес крест к целованию, а преосвященный митрополит московский окропил святою водою путь Ея Величества. И таким образом в предшествии всего духовенства Ея Величество препровождена была к царским вратам, где учиня троекратное поклонение, приложиться изволила к святым иконам, и потом взойти на трон великолепно в церькви устроенной, и сесть на престоле императорском. Тем временем псалом Давидов «Милость и суд воспою Тебе, Господи», пет был клиром. По сем церьковное действие коронования началося преосвященным архиепископом новогородским со всем освященным собором. И когда Ея Императорское Величество, по принятии на Себя порфиры (которую на Ней так как и орден святаго апостола Андрея оправили обер-гофмейстерина графиня Анна Карловна Воронцова и гофмейстерина Елена

 

 

488

Александровна Нарышкина) Сама возложить на Себя корону изволила, то в тот момент пушечная пальба на Красной площади произведена была, и полки, стоящие по всему городу Кремлю, учинили троекратным беглым огнем перьвую салютацию. А предстоящее все на троне принесли свое всеподданнейшее поздравление Ея Императорскому Величеству. И действие коронования окончалося приветствием от всего Отечества Российскаго, тем же преосвященным Димитрием архиепископом новогородским. Ея Императорское Величество в продолжение литургии на том же троне стоять изволила во всем императорском одеянии, имея на главе корону и держа в правой руке скипетр, а в левой державу, которыя при совершений некотораго только священнодействия евхаристии отлагать изволила, и отдавать держателям на троне, в том же порядке предстоящим. По пропетии каноника, два преосвященных архиереев повестили Ея Императорскому Величеству о наступающем миропомазании. Тогда Ея Императорское Величество, сняв с себя корону, и как оную, так скипетр и державу препоручить соизволила держателям оных, которые ей и предшествовали к олтарю; а Сама с благоговением приступить соизволила к миропомазанию, которое преосвященный новогородский и совершил. В то время во всем городе колокольный звон начался, и вторая учинена была пушечная и беглым огнем от полков пальба: а потом вошед Своею только Особою в царския врата и, пристуня к престолу Господню, из потира приобщиться изволила Святых Тайн по царскому обыкновению, и принесши Всевышнему благодарение, вытти из олтаря и вступить на прежних Царей Российских церьковное место, имея на главе корону и держав скипетр и державу в руках Своих, где и остаться изволила до конца божественной литургии. Между тем вся процессия в прежний порядок постановилася, и Ея Императорское Величество в порфире и короне, держа скипетр и державу в руках своих, намерение восприяла, по обычаю древнему, предкам Своим поклониться в Архангельском соборе, и святым мощам приложиться в Благовещенском, куда из Успенскаго собора и шествовать процессиею изволила. В сей мо-

 

 

489

мент можно было видеть нелицемерное сердце, мысль и дух обнаженные народа безчисленнаго, который достигши желаемаго, увидел свою Всемилостивейшую Государыню коронованную уже в порфире и  короне».

Корреспонденция эта стала народным достоянием  и, будучи прочитана с понятным любопытством, всюду породила в то время, как порождает и теперь, суждения и толки при обсуждении помещенных в ней слов: «а потом вошед Своею только Особою в царския врата и, приступя к престолу Господню, из потира приобщиться изволила Святых Тайн по царскому обыкновению». Вывод из народившихся по этому предмету пересудов и толкований воспоследовал следующий: Императрица самовольно вошла в алтарь, самовольно взяла в руки потир и самовольно приобщилась из него Святых Тайн, и этими действиями нарушила 44-е правило Лаодикийскаго вселенскаго собора, коим установлено воспрещение входить женщинам в алтарь, и пункт Инструкции благоч., недозволяющий прикасаться к священным сосудам никому, кроме священнослужителей. Иные, более начитанные толкователи, находя в главе 66-й Номоканона сказание: «Мирстии во святой олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му правилу еже в Трулле. Инокиня же входит и пометает, по 50-му правилу святаго Никифора Цареградскаго, приведенному по редакции Арменопула, в коей пояснено: «Достоит инокиням в монастырех своих входити во святой олтарь, и вжигати свещи и кандила и украшати храм»; другие, отыскав в статьях VI-го вселенскаго собора в Лаодикии правило 69-е, дозволяющее царям входить в алтарь, усвоивали и за царицами право пользования этим преимуществом, но не находя нигде разрешения не то, что царицам, но и царям брать потир с престола в руки и лично самим приобщиться из онаго Святых Тайн по царскому обыкновению, недоумевали, склоняясь к убеждению, что упомянутое в корреспонденции событие ничем оправдано быть не может.

Всем этим недоумениям не было бы места, если бы своевременно были опубликованы, во 1-х, «Чин церковный, который  во время Высочайшей  Ея Императорскаго Величества  коронации

 

 

490

до Собственнаго Ея Императорскаго Величества ведения принадлежит», составленный Святейшим Правительствующим Синодом, прочтенный им «обще Септемвриа 19-го дня 1762 года», но печатному тексту и получивший резолюцию «Делать по сему», и, во 2-х, «Журнал порядка церемонии о коронации 1762 года», сохранившийся в архиве Правительствующего Сената.

Считая оба документа чрезвычайно важными, дозволяем себе поделиться с ревнителями отечественной старины буквальным содержанием того и другаго.

«Чин коронации, принадлежащий до собственнаго ведения миропомазуемой Персоны, 762 года», хранится в архиве Святейшаго Синода, за № 25-м, и заключается в следующем:

«Когда Ея Императорское Величество собственной Своею Всевысочайшею Особою к рундуку соборной великой церкви изволит приближаться, тогда первый из архиереев един поднесет благословящий крест к целованию, а другий покропит Ея Величество священною водою.

«Вшедши в церковь, Ея Императорское Величество первее пред царскими враты трикратное Господеви поклонение сотворит, и к святым местным иконам приложится; а потом итти на уготованный под балдахином у западных дверей среди церкви трон, и сесть на Императорском Своем месте изволит.

«По учинении к Ея Императорскому Величеству от первенствующаго архиереа вопроса, о исповедании православныя веры, поднесет тот же архиерей пред лице Ея Величества растворенную книгу, держа оную на руках своих,—и Ея Величество по книге гласно прочитать изволит святый Символ.

«По прочтении Евангелиа, приемлет един первый архиерей с стола, близ стоящаго с Императорскими знамениями, порфиру, или императорскую мантию, и возложит на Ея Императорское Величество; а по возложении мантии на Ея Императорское Величество протодиакон: «Господу помолимся», лик: «Господи помилуй». И Великая Государыня Императрица преклонит главу; а первенствующий архиерей, осеня верх главы Ея Императорскаго Величества крестообразно, и, положа руку на Высочайшую Ея Величества главу, глаголет молитву.

 

 

491

«По прочтении той, а по ней и другой молитв, Ея Императорское Величество изволит указать подать императорскую корону, которую канцлер подает первенствующему архиерею, а оный подносит Ея Величеству на подушке.

«Ту корону Ея Величество, приняв от архиереа с подушки, изволит возложить на свою главу; при чем архиерей говорит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». И по ней Ея Императорскому Величеству пристойную к тому высочайшему действию речь.

«А по молитве и речи Ея Императорское Величество изволит повелеть подать скипетр и державу, которыя от того же архиереа, на подушках поднесенныя. приимет,—скипетр в правую, а державу в левую руку, архиерей при том паки говорит; «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», и к Ея Императорскому Величеству приличную речь. И как та речь окончится, то Ея Императорское Величество на Своем императорском троне сесть изволит.

«После онаго, когда протодиакон возгласит весь Ея Императорскаго Величества полный титул и воскликнет Ея Величеству многолетие, а певчие будут петь многая лета, и начнется звон во вся колокола, и первая из пушек и мелкаго ружья пальба.—между пением как духовные, так и мирские чины от своих мест троекратным поклонением Ея Императорское Величество поздравят.

«А по пропетии многолетия и попрестании звона и пальбы. Великая Государыня Императрица, востав с престола, и отдав скипетр и державу предстоящим, прочтет по книзе следующую к  Богу молитву:

«Господи, Боже мой, Царю царствующих и Господи господствующих, сохранивши мя невредиму от всех скорбей и напастей, ныне же и царствовати над преславным сим народом оправдавый, исповедую неисчетное ко мне Твое милосердие, и благодаря Величеству Твоему поклоняюся. Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на не же послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем, даждь и смиренно моему премудрость, предстоящую престолом Твоим.   Буди сердце мое

 

 

492

в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдное воздам Тебе слово. Милостию и щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом во веки. Аминь.

«По прочтении от Ея Величества молитвы, архиерей возгласит: «Мир всем»; лик: «И духови твоему». Протодиакон: «Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся». И вси предстоящии преклонят колена,—Ея Величество изволит прямо стоять,—и архиерей преклонь колена, читает от лица всего народа молитву.

«По прочтении оной молитвы учинено быть имеет Ея Императорскому Величеству краткое поздравление, а по нем поют певчие: «Тебе Бога хвалим»,—и по звоне начнется святая литургия.

«Во время литургии Ея Императорское Величество изволит с Себя корону снимать в надлежащия времена,—а имянно:

1.   Во время чтения святаго Евангелия, которое по прочтении принесется   к  Ея   Величеству, и Ея   Величество соизволит   ту Евангельскую книгу целовать.

2.   В болшей выход со Святыми Дары.

3.  На словах Христовых: «ІІриимите ядите», даже до окончания «Достойно».

4.  Во чтении молитвы Господни: «Отче наш».

5.   На словах «Святая святым».

«И изволит Ея Императорское Величество на том же Своем троне пробыть и святую литургию слушать даже до миропомазания и Святых Таин причастия.

«Когда начинают петь киноник, тогда от трона до царских дверей, для шествия Ея Имиераторскаго Величества к святому миропомазанию и причащению Святых Таин, постилается бархат, а близ самых царских дверей, сверх бархата, золотая парча.

«И после пения киноника и по причастии внутрь олтаря священнослужащих архиереов, архимандритов и проч., когда отворены будут двери царския, тогда пошлются из олтаря два архиереа, последующым   им по  обе стороны протодиаконом, возве-

 

 

493

стить Ея Императорскому Величеству время царскаго миропомазания. И подшед оные к Ея Императорскому Величеству возвестят следующим образом: «Благочестивейшая Великая Государыня. Наша Императрица и Самодержица Всероссийская, Вашего Императорскаго Величества миропомазания и Святых Божественных Таин приобщения приближися время: того ради да благоволит Ваше Императорское Величество шествовать сея великия соборныя церкве к царским дверем».

«И Ея Величество изволит, сошед с трона шествовать прямо к царским дверем, со славою провождаема от определенных к тому персон, и изволит стать у дверей тех, на златом постланном ковре, и отдает регалии носящым. А первый архиерей из нарочнаго к тому делу драгаго сосуда омоча драгоценный к тому устроенный сучец во святое миро, помажет Ея Величество на челе, на очах, на ноздрях, на устах, на ушесех, на раме, на персех, и по обою сторону на руках, глаголя: «Печать дара Святаго Духа»; а другий архиерей места помазанныя чистою хлопчатою бумагою отирает.

«А по совершены миропомазания имеет быть великой звон, и другая из пушек и мелкаго ружья пальба.

«По том Ея Величество архиерейскою рукою введется внутрь олтаря, и стоя пред святою трапезою на златом ковре, приимет от перваго архиерея Святых Тайн, Тела и Крове Господни причастие, по чину царскому, то есть как причащаются священнослужители: особь от Тела и особь от Крове Христовы: а по том другий архиерей поднесет Ея Величеству антидор и вино; а третий архиерей же Ея Величеству уст  и рук омовению послужит.

«По причастии же Святых Тайн Ея Императорское Величество, вышед из олтаря, и приняв регалии попрежнему, изволит шествовать к церковному Своему Императорскому месту, что у южных дверей, и тамо пребудет до окончания святыя литургии.

«По окончании литургии, будет Ея Императорское Величество покланяема и поздравляема от духовных и всех чинов благочинно. И изволит Ея Величество шествовать из церкви провождаема всеми первейшими чинами как и в церковь.

«Егда изволит Ея Императорское Величество выступить из

 

 

494

церкви, тогда надлежит быть третией пальбе, подобно первым, и большому звону во вся колокола в соборех и во всех монастырех и приходских церквах до вечерни. И тако кончится церковная церемония.

«А в собор Архангельский, в который Ея Императорское Величество из Успенскаго шествовать изволит, отправится архиерей и встретит Ея Величество со крестом при соборе на паперти и, поднесши крест к целованию, предъидет пред Ея Величеством в церковь со крестом.

«И по вступлении Ея Величества в церковь протодиакон чтет ектению.

«По том возглас, и отпуск, и многолитие, и поют певцы «Многа лета»  трижды.

«Тем временем Ея Императорское Величество изволит приложиться к святым иконам и к мощам святаго царевича Димитриа, и потом поклониться гробам Предков Своих.

«И изволит Ея Величество со славою шествовать в собор Благовещения Пресвятая Богородицы.

«У того собора встретит Ея Величество на паперти с крестом архиерей же и, поднесши крест к целованию, предъидет пред Ея Величеством,—и прочтется от протодиакона ектениа, и от архиереа отпуск, и многолетие,—якоже и в Архангельском соборе.

«Из того собора изволит Ея Императорское Величество со славою шествовать к Красному крылцу и в дом Свой Императорский с миром».

Документ, хранящийся в архиве Правительствующаго Сената, заключается в следующем:

«Ея Императорскому Величеству Всемилостивейшей Госудадарыне всеподданнейшее приношение.

«22-го числа сего сентября, в 9-м часу пополуночи, Императорския регалии из сенатских апартаментов принесены будут в Аудиенс-Камору и поставятца под балдахином, где носящия оныя ожидают входа Вашего Императорскаго Величества.

«Когда же Ваше Императорское Величество Своею Августейшею Императорскою Особою к  восприятию шествия во Аудиенс-

 

 

495

Камору прибыть и во оной  под  балдахином в креслах сесть изволите, тогда к поднятию регалий дан будет чрез трубы и литавры сигнал и, по поднятии   регалий, начнется поход к соборной церкви.

«Во оной процессии по сторонам Вашего Императорскаго Величества, уступая немного позади, итти имеют господа асистенты: генерал-фелдьмаршалы, граф Алексей Петрович Бестужев и граф Кирила Григорьевич Разумовской.

«Шлейф Вашего Императорскаго Величества нести имеют старшия камеръгеры, а наконец поддерживать будет обер-камеръгер.

«Когда Ваше Императорское Величество собственною Своею Всевысочайшею Особою к той церкви приближится изволите, тогда первый архиерей поднесет благословящий крест к целованию, а другой покропит святою водою».

(За сим следует почти буквальное повторение церковнаго действия коронации. миропомазания и причащения Святых Таин в том самом порядке, как назначено в «Чине церковном»).

«По совершении Божия службы Ваше Императорское Величество в короне императорской и мантии, со скипетром и державою в руках, соизволите шествовать в прежнем порядке в северныя двери околь Ивановской колоколни к соборной церкви Архистратига Михаила, при которой в дверях встретит архиерей со крестом. И во оном соборе соизволите приложася к святым иконам и мощам святаго царевича Димитрия, и, отдав поклон гробам предков своих, в таком же порядке шествовать изволите до Благовещенскаго собора, где такожде пред дверьми встретит архиерей со крестом. И в оном соборе, приложась ко святым иконам, изволите путь восприять в апартаменты Вашего Императорскаго Величества.

«И по прибытии Вашего Императорскаго Величества поднесет Вашему Императорскому Величеству генерал-фелдьмаршал граф Алексей Григорьевич Разумовской, на золотом блюде, золотая и серебреныя медали и жатоны, из которых Ваше Императорское Величество соизволите пожаловать Его Императорскому Высочеству Всероссийскому Наследнику, Вселюбезнейшему Вашего Императорскаго Величества Сыну, Благоверному Государю Цеса-

 

 

496

ревичу и Великому Князю Павлу Петровичу золотых и серебреных медалей и жатонов, от каждаго сорта, по одной, и потом все бывшие в чинах, проходя в Грановитую палату, тамо Ваше Императорское Величество ожидают. И Ваше Императорское Величество в тех апартаментах присутствовать соизволите, докамест в Грановитой  палате все к столу будет приуготовлено.

«А между тем не соизволите ли Ваше Императорское Величество, для такой от Бога дарованной общенародной радости, кого пожаловать кавалериями, и повелеть объявить кого в какие чины, или протчим награждением пожаловать изволите.

«Когда же в Грановитой палате все уже к этому приуготовлено и Вашему Императорскому Величеству от верховнаго маршала о том донесено будет, тогда Ваше Императорское Величество в Грановитую шествовать, и прибыв туда на изготовленном на троне Ваше Императорское Величество престоле сесть соизволите, и тогда президенты Коллегии, Желябужской и Кнутов, принесут, на двух золотых блюдах, золотыя и серебреныя медали, которыя генерал-фелдьмаршал граф Алексей Григорьевич Разумовской поднесет Вашему Императорскому Величеству, а Ваше Императорское Величество из оных изволите Сама, взяв, пожаловать генералом-фелдьмаршалом, генералу-адмиралу, канцлеру, генералом-аншефом, тайным и действительным советникам, Вашей Императорскаго Величества обер-гоф-мейстерине и гоф-мейстерине, штатс-дамам, фрейлинам и первых трех классов дамам, по одной золотой и серебреной медале и по одному золотому и серебреному жатону; а протчим как мужеска так и женска пола, в той палате обретающимся, персонам раздавать будет помянутой же генерал-фелдьмаршал и ковалер граф Алексей Григорьевич Разумовской.

«В большой короне и тяжелой мантии соизволите быть токмо в первой день, а протчие дни Высочайшей коронации в меншей короне и легкой мантии».

«Таково поднесено Ея Императорскому Величеству генерал-фелдьмаршалом и ковалером князь Никитою Юрьевичем Трубецким 17-го сентября  1762 года».

 

Аскалон Труворов.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$