Письмо иеромонаха к отцу своему священнику Иакову Смирницкому, из Киева в Поддубновку / Сообщ. А.А. Титов // Русский архив, 1892. – Кн. 3. – Вып. 12. – С. 465-468. – Под загл.: Александр Павлович в Киеве. 1816.

 

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ В КИЕВЕ.

1816.

 

Письмо иеромонаха к отцу  своему священнику Иакову

Смирницкому, из Киева в Поддубновку.

 

Государя Императора теперь видели очи мои, благочестивейшаго, благословеннаго, боголюбезнаго, истиннаго царя Израилева, Александра I-го.

7-го числа сего месяца, в половине 7-го часа пополудни, при звоне колоколов во всем городе и при многочисленном стечении народа, Его Величество изволил прибыть прямо в Лавру, где у святых ворот встречен митрополитом с братиею и сопровожден в церковь, а приложась к иконе и мощам, отбыл в квартиру назначенную в доме Оболонскаго близ дворца.

8-го числа, в 11-ть часов, благоволил Государь удостоить посещением Софийский Собор. Встреча была у колокольни со всем духовенством белым. По приходе в церковь началась литургия, и по литургии Государь, войдя в алтарь, разсматривал мозаику, гроб Ярослава, потом архиерейскую ризницу, отсюду пошел прямо в покои митрополичие и самым милостивейшим образом, сидя на одной с митрополитом coфе, разговаривал с оным.

Вы уже все подобное сему видели, и для вас оно обыкновенное, а для нас как предыдущее, так и последующее очень занимательно и, кажется, следует обо всем разсказать вам; прибавлю только, что истину глаголю, не лгу.

Сего же дня, в 3-м по полудни часу, дано знать иеросхимонаху Baccиaнy (бывшему в Академии Вавиле), что князь Волконский будет у него вечером, часу в осьмом. Пробило восемь часов, и ожидаемый князь Волконский так тихо вошел в келию старца сле-

 

 

466

пого, что даже послушник не заметил, а узнал уже тогда, когда гость, взявши его за плечо, выслал вон, а сам, поспешнейше входя в чулан Baccиaнa, приветствовал: «Здравствуйте, батюшка!» Ответ обыкновенный, а потом, уверен будучи прежде о посещении Волконскаго: «Прошу сесть, ваше сиятельство». И хозяин сажает на первейшее место гостя, предоставляя ему свои права, а гость садится ниже, отдавая первенство хозяину.

  Вассиан. Женаты ваше сиятельство?

  Гость (скоро): Женат.

  Давно ли женаты?

  Слишком двадцать лет.

  Имеете детей?

  Имею.

  Давно ли служите Государю?

  Давно.

  Благодарение Господу Богу,   что Государь   Император   удостоил   и Киев,   и Лавру   своим посещением.  Да, вчера Государь был в Лавре   и всех   обрадовал   своим   благочестием и своею кротостию.

  Гость. Да он здесь.

  Вассиан. В Киеве.

  Гость. Он у вас.

Вассиан [как мне сам лично разсказывал], думая, что Государь посетил и паки Лавру, спрашивает мнимаго Волконскаго: Где Государь, ваше сиятельство? В Лавре, или еще будет? И пределом неизвестности было слово, сказанное Baccиaнy к уху: Я— Александр. Благословите меня; еще в Петербурге наслышался я о вас и пришел поговорить с вами. Благословите меня.

Я, разсказывает Вассиан, хотел поклониться; но Государь, не допуская, целует только руку, говоря: Поклонение принадлежит одному Богу.   Я человек, как   и прочие, и христианин. Исповедуйте меня, и—так, как всех вообще духовных сынов ваших.

С сим словом началось совершение исповеди *). В 11 часов, после долгих разговоров, между которыми Император сказал: «При первом вступлении моем в Лаврскую церковь, такое благоговение наполнило мою душу, и такия чувствования проникли, что могу

*) Вопреки  церковному  обычаю   (но не правилам),   Государь  только исповедывался, а не приобщался за тем Св. Таин. П. Б.

 

 

467

с Павлом сказать: «бых аще в теле, или аще кроме тела, не вем, Бог весть», он спросил: кто в Лавре более других заслуживает внимания? И как Вассиан отвечал, что, по митрополите наместник первейший, то Государь, спрося об имени наместника, велел сказать послушнику позвать наместника к Волконскому, ожидавшему его у Baccиaнa. Когда же явился наместник и, узнавши Государя, хотел отдать ему достодолжное поклонение, то и его Государь не допустил, говоря: «Благословите, как священник, и обходитесь со мною, как с простым поклонником, пришедшим в cию обитель искать путей ко спасению; ибо все дела моя и вся слава принадлежат не нам, а имени Божию, научившему меня познавать истинное величие».

 

В 12-ть часов Государь изволил выйти от Baccиaнa и из Лавры, запретив наместнику сопровождать его до ворот и сказав, что завтра рано будет в пещерах.

9-го, в 8-м часов, он ходил с Волконским в пещерах, а 10-го слушал обедню в Лавре, отпеваемую одними монахами, без певчих, по лаврскому напеву, И митрополит служил. Государь был на покоях и пригласил владыку к обеденному столу. Того же дня вечером он велел к себе явиться наместнику и собственными руками   возложил   на него   бриллиантовый крест, а таковой же точно другой повелел наместнику возложить  на Baccиaнa.

 

11-го числа по утру присланы митрополиту бриллиантовые знаки Святаго Апостола Андрея, а в вечеру поздно прислана в Лавру бриллиантовая высокой цены и работы панагия.

Того же дня в 5-м часу по полудни Государь Император изволил удостоить своим посещением Академию, сначала был в зале, потом во всех нижних классах, в церкви, что в трапезе, и в библиотеке; был бы непременно и в бурсе, но проливной дождь, нечаянно шедший, помешал.

12-го Император слушал божественную литургию в пещере, близ гроба преподобнаго Антония, которую отправлял наместник с протодиаконом и придворными певчими; обедня началась в 8-м часу. После обедни изволил Государь удостоить посещением начальника пещер Филарета и тут сказал, что так красиваго и приятнаго местоположения, каково Киевское, еще нигде не видал, и что

 

 

468

в Маие месяце посетит и паки Киев и пробудет в нем целый месяц, или и болеe *).

Из пещер Государь обыкновенною дорогою пешком шел в Лавру, тут прикладывался к иконе, и поднесена среди церкви Государю икона преподобных Антония и Феодосия, а при выходе пять больших просфир. Вышедши же за святые ворота, сел в коляску и отправился в путь по дороге к Белой Церкви.

Вот самое малейшее, но достоверное описание присутствия Его Величества в городе Kиеве. Я писал только одно то, что Августейшаго Монарха нашего отличает от прочих владык земли, в отношении пламенной любви его к Богу, посещения угодивших Богу преподобных Печерских и неподражаемаго примера благочестия, а о прочем узнаете из газет.

Киев. Сентября 13 дня 1816-го года

 

Cиe переписал для себя 1817-го года Апреля 13-го числа, местечка Варны, Рождество-богородичной церкви, священник Максим Бодянский **).

 

(Сообщил А. А. Титов).

 

 

В 1816 году император Александр Павлович, посетив перед тем сгоревшую в 1812 году Москву, в первый раз в жизни побывал в Киеве, и тамошняя святыня охватила его многострадательную душу. Вспоминал ли он про свое детство, про Декабрь 1786 года, когда все было устроено для его поездки в Киев и для продолжительнаго в нем пребывания с бабушкою? Два месяца в Киеве, на десятом году жизни, конечно возымели бы значение воспитательное, и необыкновенныя дарования Александра Павловича могли бы развиться в несколько ином направлении. Таково было намерение Екатерины, которому воспрепятствовала ея невестка. П. Б.

 

*) Намерение неисполненное. П.Б.

**) Отец профессора О.М. Бодянскаго. А. А.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$