Шейн П.В. Крепостное право в народных песнях. Из собрания П.В. Шейна // Русская старина, 1886. – Т. 49. - № 3. – С. 667-678.

 

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ

из собрания П. В. Шейна.

 

                                   II 1).

 

                                   1.

а) Уж мы сядем, посядем,
Посидим же мы, ребята,
До самаго вечера,
Споем песню мы, ребята,
Да про нашо про житье, 2
Да про горюшко свое:
Что в неволе все живем,
Крепостными век слывем.
Как и наши господа
Все не милостивые, 2
Не разсудливые:
На работу посылают,
Куском хлеба попрекают,
А крестьяне завидуют, 2)
Что дворовому житью:
Он и пашеньки не пашет,
Сохи в руки не берет,
В оброк денег не кладет.

1) См. «Русскую Старину» изд. 1886 г., том XLTX, Февраль, стр. 483—492.

2) Псковской губ., Опочецк. уез.

Позавидовали крестьяне
Все холопскому житью:
Холоп подати не платит,
В оброк денег не несет,
Косы в руки не берет.

 

 

668

Ах, вы, глупые крестьяне,

Поживите-ка с нами!

Уж и нет хуже на свете,

Как дворового житье:

Куда крикнут — беги скоро,

Чтобы дело было споро.

Обернулся назад,

А мне палкою грозят.

У нас завтра, братцы, праздник,

Надо нам погулять. —

Погуляли молодцы,

Что до утра, до зари.

Пришли домой по утру,

Припас барин по кнуту.

Уж мы стали оправдаться,

А велят нам раздеваться,

Рубашечки скинем с плеч,

Велит барин больно сечь.

„Ах, ты, барская душа!

Али нет тебе суда?"

Хоть и биты были больно,

Да погуляно довольно.

Хоть и спинушка больна,

Сударушка нажита.

Запис. летом 1885 г.   Смоленской губ , Бельск. уез., С. Н. Рачинской.

 

б) Што на свете тому,
Хто в господском дому.
В оброк денег не дае,

Послали холопа скоро,
Чтобы дело было споро.
Холоп скоро поспешался,
С красным девкам застоялся
С молодушкам заигрался,
Оглянулся я назад —
Палачьями ему грозят;
Холоп скоро прибежал.
Не успел он кончить речи, —
Стали жарить ему плечи.
Покров праздничек приходит,
Нам хотится погулять,
Нам спросится — не годится,
Нам и так не вгадать,
А мы барину солгем,
Скажем, за долгом пойдем, и т. д.

Записано М.  И.  Семевским в 1862 г. в Псков. уезде.

 

 

669

Ен на барщину не ходя,

На год соли не купляя.

— Глупые крестьяне,

Не разумны мужики,

Не разумные, не разрядливые,

Пойдемте-ка к нам,

Поживите-ка с нам,

Погадаете вы нам.

На работу гонят рано,

С собой хлеба дают мало,

А после того пеняют,

Что мало работаем.

Работали, не гуляли,

Что в нас пот, вода тякё

Со белова со лица.

Наши празднички приходют,

Нам неколи и гулять,

Гулять пойдем в полночь,

Домой придем на свету,

Про нас свито по кнуту

Не велят нам выправляться,

Велят скоро раздеваться.

Скоро рубашечку с плеч,

Начинали нас больно сечь..

Секли спину мою больно,

Гулять с девушкам довольно.

Запис. М.  И. Семевским,   Псковской  г., Опочецк. у., в 1862 году

 

Из боярских из ворот
Выезжает тут холоп!

Дунай мой, Дунай! 1)
На устречу холопу
Сама барыня идет, 3
За собой дочку ведет, 3
Сама спрашивает:

„Ты разе.....-сын холоп

Где ты был, побывал, 3
Где ты ночку ночевал?" 2
— Сударыня, боярыня,
Я у вас на дворе, 3

1) Этот припев повторяется   после   каждых двух стихов с повторением вместе с тем и последняго.

 

 

670

На высоком терему. 3
Во горнице во новой, 3
На кровати тесовой, 3
На перине пуховой, 3
С вашей дочкою родной.

„Ты, разе.....-сын, холоп

По что сказываешь?"

  Сударыня, боярыня,
По что спрашиваешь?
Кабы у меня не спросила,
Я-б те по-век не сказал, 3
Товарищам заказал 1). 2

„Я на утро холуя

Со двора долой сгоню". 2

  Сударыня, боярыня,
Сам охотою пойду, 3
Три беды сделаю: 2
Уж я первую беду —
Пару коней уведу, 2

А другую беду —
Колясочку заложу, 2
Уж я третью беду —
Твою дочку уведу. 2

„Ты, разе.....-сын, холоп,

На дороге догоню 2), 3
Свою дочь отыму!

Ты, разе.....-сын, холоп,

Поживи-ка у меня, 3
На дочери на мою, 3
На сударушку свою.
Я на-утро холую,
Я блинов напеку". 2

  Сударыня, боярыня,
А я дров наколю, 3
Тебе по воду схожу,
Дунай, мой Дунай,
Teбе по-воду схожу 3).

Зап. Калужской губ. и уез., с. Ахлебинино, в 1878 г. М. А. Баскаковой.

1) Вар. Саратовской губ., Хвал, уезда:

И всем дворовым заказал.

2)

На дорожке нагоню,

Назад тебя ворочу,
С дочкой спать уложу.

3)

А я дров наколю, 2

И водицу принесу,
Тебя тещей назову.

 

 

671

Замечательно, что эта песня, как видно, пришлась особенно по вкусу народу: она, сколько нам до сих пор известно, распевалась, а, вероятно, распевается еще и теперь в губерниях: Архангельской, Новгородской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Тульской, Калужской и Саратовской, нет сомнения, что она была в ходу и в губерниях, лежащих в промежутке названных. Едва-ли можно думать, что она родилась под влиянием былевой песни: о „Ванюше ключнике и князе Волконском". В содержании, правда, есть нечто общее, но происшествия, разсказанныя в нашей песни, были так обычны в дореформенное время, что народу не было никакой надобности отыскивать его в былинах стараго времени; по форме-же и напеву наша песня резко отличается от последней: повсюду в названных губерниях она—хороводная игровая и, стало быть, сопровождается драматическим изображением того, что в ней рассказывается, между тем, как песня о В. Ключнике везде является голосовою, тяговою, с разными переливата и заухабистыми перекатами голоса.

Приводим еще вариант нашей романтической песни, отличающейся совершенно своеобразным оттенком нежных любовных отношений между боярышнею и лакеем:

 

Как задула, завела
Скор погода и вьюга,

Чернобровка, чернобровка,

Чернобровая моя 1),
Как задула, занесла
Все дорожки и пути,    2
Негде к лапушке продти,
Пробирался вор Ванюша
По загуменьем, по засельницем.
Становился вор Ванюша
У широких ворот,
А милая увидала
Из Краснова из окна, —
Катюшинька выходила,
Его за руку взяла,

„Уж ты, с.....-сын, Ванюша,

Где ты был, побывал?"

  Сударыня, буярыня,
Я у вас в терему, 2
Я давно здесь стою.
..Уж за эту вину

Я во двор к себе приму".

  Сударыня, буярыня,

Зап. П. В. Ш.

1) Припев этот повторяется после каждых двух строчек.

 

 

672

Я с охотою иду,

Уж за эту вину

Три бедушки сделаю, и т.д.

Из Сборника А. С. Смирнова, стр.   34.

 

                 III.

Песня, сложенная помещичьими крестьянами во время укрывательства их в лесу от военной команды, присланной для приведения их в повиновение:

Как во городе, во Устюжине,

Во деревне, во Денисовой,

У крестьян Долгогреевых

Проявилась экзекуция,

Экзекуция Царя Белаго,

Царя Белаго. Православнаго.

Подходили храбры воины,

Храбры воины гарнизонные.

Квартирушки поросписаны,

Солдатушки пороставлены.

Не на долгое время,—на два месяца.

И прошло красное лето,

Не явилось ни одной душеньки.

Скрывались добрые молодцы

По темным лесам;

Кинули свои хижинки.

Оставили малых детушек,

Молодых жен—на позор людской.

„Вы терпите, малыя детки,

„Вы крепитесь, молодыя жены,

„Вы потерпите, после вам слюбится.

„Собирайтесь в одно место,

„Во остров, во Костыжницу,

„Напишем просьбу однокровную,

„Однокровную, однослезную;

„Выберем мы себе ходока,

„По имени Трифона Петровича.

„Ты ступай, наш родной брат,

  „Не жалей тоски-заботушки,

  „Ты ступай во Петровский град,

  „Во Петровский град на Неву реку.

  „На Неве реке там стоит дворец

  „Царя Белаго, Православнаго;

  „Ты подай, подай просьбушку
   „Царю Белому, Православному.

Запис.  А.  К. Жизневским (Тверск. губ.)

 

 

673

                       IV.

Була Пыльща 1), була Пыльща,

Да стала Россея.
Нэ заступыть сын за батька,

А батька за сына.
Пошоу батько и с косою,

А сын с бороною;
Пошла маты за лен жаты,

А дочка до гною2).
Ой ковала3) зэзулэнька4),

Ковала, ковала,
Як панщина—доромщина 5)

От паныу утэкала.
Утэкала панщинонька,

Аж горы траслыса,
А за ею экономы:

„Панщино, вэрныса!"

  Нэ вэрнуса, нэ вэрнуса,

Во ныма6) до кого,
Було хлопа шаповаты7),

Як здороуя свого.
Догоняли панщиноньку

У калыновум мосты:
„Ой, вэрныса, панщинонька,

Хочь до нас у госты!"

  Нэ вэрнуса, нэ вэрнуса,

Бо ныма до кого,
Тепэрь мэнэ подавайтэ

Хочь до мырового!
Подякуймо 8) цару и Богу,

И нашуй царицы:
Закопали панщиноньку

На прусскуй границы.
Подякуймо цару и Богу

И нашуй царейуны,
Що зрыунялы паныу, ляхыу

И усых зарыуня 9).

Запис. слушателем виленскаго учительскаго института М. Середа. Сообщена директором этого института М. А. Дуровым.

1) Пыльща — Польша. 2) Гной — навоз, удобрение. 3) Куковала. 4) Кукушка. 5) Безплатная работа. 6) Нет. 7) Следовало жалеть работника. 8) Возблагодарим. 9) Ровно.

 

 

674

                   V.

Разговор Данилы и Сьцепана (про волю).

Святого дня и харошае пагоды, Данила с Сьцепаном:

Сошлися разом и сели ceбе под парканом, 1).

Дай нуж талкавац, дай нуж гаварыц:

Што далей з нас будзе, як мы будзим жиц?

Говорац на свеце, у голас талкуюц—

Ат ксяндзоу, атъ жидоу—ycе людзи чуюць 2),

Што водьнасьц нам бедным дас'ьць Царъ—без откладу,

Што только с панами не найдзе ён ладу.

Чаго адны хочуць, то другйм ня мила,

Царъ ихм паутараиць, а яны хитруюць 3),

Згаварыушись с сабою, Цару так талкуюць:

Пане найяснейший, што з гэтаго будзиць,

Дауши усим вольнасьць, кажен тоя згудзиць 4);

Бо мужйк без пана быць нияк ня може—

Пабьютса, паколютца, сцеражи ты, Боже,

Над ими треба што дзень—с кнутом стаяць над каркам 5),

Рбзги каб лежали з возам—за хвальварком 6);

Гразы як ня будзе, ат двара над хамам

Забьютца с сабою на век векауамэн.

Мужик без гарелки пирабыц ня може,

А як станиць битца—кала яму треба,

Хаць дзицям у хаце—нимаш куска хлеба.

Бо знаиць ён, што за усе пан скарае,—

С хама ня будзиць ничога, як пана не мае,

Вот братка, як яны падлыгаць умеюць,

Перед Царом у вочи на нас плесьци смеюць!

Им гэта не смачна, костка у горле стане,7)

Як мужик от Цара вольнасьци достане,

Што хочуцъ—то баюць, лгуць, як сами знаюць —

Верыць им Царъ сьмела, яны, и ласку маюць.

1) У забора. 2) Ожидают. 3) Напоминают. 4) Осудил. 5) Затылок. 6) За барским двором. 7) Не вкусно.

 

 

675

А мы бедные цярпим скрозь няволю,

Праклинаим жицьцё свае и горькую долю.

Прауда, что чули 1) дзяды—ни айцове —

Штоб над мужиками ня были панове.

Но цяперъ на свеце усе иначей строюць —

Ужо не сермяги, да сурдуты 2) кроюць;

Треснуць яны, лопнуць, а на их ня будзе,

Бо уже речи стали у Цара и судзе,

Кабы мужик быу волен, а Царъ яго панам,

И ня смеу бы николи, зваць пан яго хамом.

Будзиць тоя браце, дажджом—мой Cьцепане—

Што пан на вас скажиць: „мой коханы пане!" 3)

Мы на их не гляним и шапки ня снимем.

Хоць близка нас будзиць, не скланиушись минем;

Годзя аканомам хванабэрию 4) строиць,

Килбасы, пячени 5)—на тарелцэ кроиць.

Перестануць кликаць сторожа-старожки,

Каб давали древек сухих пад триножки 6),

Вады каб свежай принясли из крыницы,

Каб гладыши 7) намыли, цебры 8) и дайницы 9).

Каб миски и лыжки падали бяленьки,

Саганы 10) и рондли 11)—як люстры 12) ясьненьки,

Вычварац 13) ня будуць—за пражу, за ници,

Перестануць папихаць, таучи и бици,

Ня будуць ганяць вайты ат пауночи,

На пригон замиуши гарелкою вочи,

Пакинуць нас лаиць—за касьбу, аранне,

За жнива, грабленне и стагоу складанне.

Што часам спазниуся стаци на работы,

Што робишь памалу, якбы без ахоты,

А як часам придзешь, чаго папрасиць:

„Нимашъ чим араць, нимаш чим касиць;

„Будзь ласкау паночку, паратуй у пригодзе!"

Аж ён крычиць, лаиць, нимашъ канца и годзе,

А каня,ци хлеба дастаць, вельми трудна,

Пан сам не здароу, пани нешта нудна.

Придзи другим разам; а тым часам у поли

Ня зробишь у пару работы николи;

И у дому - на поле ни за порог выйци,

Бо и на пригоне нимашъ чим рабйци.

Идзи—хоць ты тресни, нам не спагадаюць;

Поруць, бьюць, лаюць и у карк пихаюць;

Дажджом—раби дома, а як пагода блысне,

То у цени одна душа ня письне.

1) Не сдыхали. 2) Сюртуки. 3) Любезный. 4) Кичливость. 5) Жаркое. 6) Таган. 7) Горшок для молока. 8) Кубаны. 9) Ушаты. 10) Кострюли. 11) Чугуны. 12) Зеркало. 13) Причудничать.

 

 

676

На пригон без счоту: с сярпом и касою,
З валами да арання, кони з бараною —
Тэй палиц вугалле, тэй рыбу лавиць.
Таму на сенажаци кусты цирабиць '),
Тэй навязецъ водку, а тэй муку, збожже,
Загадаюцъ работъ, сциражи ты, Боже,
Таму сеиць, сена гресьць, таму стог складаци,
Таму тарпы 3) класць, таму падаваци,
Згинь-пропадзи лиха, да чорта работы!
Дзива, что не станицъ часам и ахоты?
Придзець восень—дай дзякла 3)—гарцяюць *)
Грыбы, куры, яйца, тальки аббираюць.
Магазын отсыпь, аддай да зернаци,
А сам—без кусочка хлеба—оставайся у хаци;
И чинш, и податки—оддавай без откладу,
На рекрутоу, паноу, складкам нима ладу,
На стойки, дароги—гонюць, что нядзели;
Каб яны и у жиццю поцехи ня мели!
Чаму ты на старожу прийци спазниуся,
Чаму ты сяверы, рыдля 6)—узяць забыуся.
Гдез твой мех, вяроуки, решето и сечка?
За што там с войтам была такая спречка? 6)
Броварную старожу аддавай без счёту,
Там у дзень и у ночи ня скончишь работу.
У валоуня, як чорт у пекле 7) таучися,

Нимажъ там спагаду—ци плачь ци малися;

Ци дожджъ, ци завъя, ци мароз найгорши.

Цим горше надворъе, то тым приказ больши.

Вставай на работы парою без спречки

Выцигнуць с пад лавы, сьцягнуць 8) цябе с печки:

Ты идзи малациць, ты у млын 9; малоци.

Ты картофлю резаць, а ты идзи садзици;

Тому быдла 10) пасвиць, а таму авечки,

Ты да коп на варту 11), а ты идзи да гречки.

Ты ступай да кони, а ты за свиннями,

Малаго да качек 12), большаго за гусями;

Як чорта пхнуць усюды, слухаешь як треба,

А часта нимашъ часу зъееьць и кавьлка хлеба.

Днем—стравы 13) цеплай николи не скаштуешь:14).

Сухим хлебам адзинъ другога частуешь 15).

Палудзень горки, стагнаць нимаш часу,

1) Чистить, вырубать. 2) Скирды. 3) Подать хлебом (Придет осень, крочатъ: дай подать хлебом. 4) Горланют, кричат. 5) Заступ. 6) Спор. 7) В аду. 8) Стащат. 9) На мельницу. 10) Скот. 11) На караул. 12) К уткам. 13) Кушанье. 14) Не отведаешь. 15) Подчуешь.

 

 

677

Атъ цивуна 1), вбита— многа крыку и галасу 2).

А урядник, як чорт сярдзитый и злосны,

Пагляд быстрый и голас даносны,—

Як станиць па своиму лаиць и крычаци,

То душа ат цела мусиць разставаци.

А на злосьць як трапишь 3); то пачисциць зубы,

Схопишь 4) оплявуху, ажъкроу пайдзець з губы,

Чупрына ня пэуна 5), бо падскубиць куса,

Паправиць бараду и падкруциць вуса,

А што надасць па вуху, а што надрыжижся,

Ци скачи, чи плачь,— пирад им, ци ян хочещь малися,

Ништо не памбжиць, чакаць б) канца мусишь 7),

Хоць прауда и языка аднак пракусишь,

Зарас карк скруцюць, гэта им урветца.

Хванабэрство 8) згине и паньство минетца,

Нихай тольки дасьць Бог, вольнасьци даждаци,

Будуць паны сами— слёзки поликаци;

На поли-гдзе кались сох было як маку,

Не знайдуць загоноу и роли 9) ни знаку;

Усе ляжиць аблогам 10), лазы 11) будуць воуку,

Звяжуць паны скора без людзей галоуку.

А на сенажаци 13) - не прайдзешь за лесом,

Бо хтож будзиць касиць, хиба пан з бесом?

Пригон як урветца, талаки не стане.

Скончитца атразу ихне пановане!

Тагды паны, хиба што, бяду познаюць,

Бо цяпер николи нам не спагадаюць,

„Идзи толька Хаме!" вот уся и гаворка,

А з нашей працы 13) гроши скидаюць да ворка 14),

Дай нам толька, Божа!— скаренько приждаци,

Каб магли мы спакойна насядзець у хаци,

Пана не бояцца и войта загаду,

Было б у нас больше и добра и ладу.

Не одзин сказау бы: „мой пане Сьцепане! —

„Будзь ласкау, сягодня, придзи на аранне;

„Заплачу, што хочешь, водкай пачастую,

„А для тваих дзетак - гасьцинца дарую.

„Кали ласка— заутра падбяжи с касою,

,,Жонка, дочка - с сярпом, а сын с бараною,

„Напярод гроши дам, бо мне раз плацици —

„Я цябе знаю няумеишь скруцици" 15).

Авось кали лиха, як вужа 16) прицисьниць,

Не адзинъ застогниць и не адзинъ письниць;

1) Древний тиун, надсмотрщик за сельскими работами. 2) Шума. 3) Попадешь 4) Схватишь. 5) Небезопасна. 6) Ждать. 7) Обязан. 8) Чванство. 9) Пашни, 10) Запущенная нива. 11) Простор. 12) Во время сенокоса. 13) Труд, работа. 14) Денежный мешок. 15) Обманут. 16) Уж, змея.

 

 

678

Бо годзя над нами здзекаватца 1) cpогa

Придзецъ и на паноу каране от Бога.

Яны нас глумили 2), плакацъ не давали,

Винен, щи нявинен—без каньца карали,

А цяперъ им самим тое достанетца,

Што нам досюль было, то и их стаупетца 3).

Нихай дасьць Бог Цару нашаму здаровве,

Нихай нашей доли скаштуюць пановве!

Нихай Яго радню Бог у щасьццю гадуе.

Што Ён наших братцау вольнасьццю даруе!

А тым нашым панам, што нас дужа 4) драли,

Дау бы Бог, каб яны на сабе дазнали,

Галодному сытый спагадаць ня мусиць 5),

Пакуль чужой бяды сам у губу ня укусиць.

Авось тагды пазнаюць, пачаму фунт лиха,

Як воук над лавай не усядзиць циха;

Паскрабець чупрыну, як не станиць хлеба.

Так Бог и Царъ хочиць— мусиць так и треба 6).

Можабы и болей б пздурыу 7) Сьцепан и Данило,

Але на пагибель—войта накруцило;

Як стау загад строиць, як пачау крычацъ —

Мусили 8) свой разгавор с сабой перестаць.

Примечание. Последнее стихотворение одно из немалочисленных произведений новейшей народной или полународной белорусской музы. Стихотворение это распространено во многих списках, особенно в Минской губернии; замечательно, что лучший список написан польскими литерами доказательство, что стихи распространены между крестьян римско-католическаго вероисповедания.

 

                                                                       Сообщ. П. В. Шейн.

 

ОПЕЧАТКИ.

Две опечатки вкрались в мою статейку: 1) на стр. 423 в 12-й (снизу строке; проявлением вместо проявлениям, 2) на стр. 485 в 5-й (сверху) строке „скакано" вместо „сказано".                                            П. Ш.

 

1)  Наругаться.   2)   Они   над   нами   издавались.   4)   Обрушится.   3)   Очень. 5) Снисходить не может. 6) Должно быть. 7) Вести разговор. 8) Должны были.

Hosted by uCoz
$DCODE_1$