Шереметев С.Д. Борисовка // Русский
архив, 1892. – Кн. 3. – Вып. 10. – С. 199-203. – Сетевая версия М. Вознесенский
2006.
БОРИСОВКА.
Ты знаешь край, где все обильем
дышет,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет
В вишневых рощах тонут хутора...
Граф Алексей Толстой.
Летом 1873
года случилось мне впервыя побывать в Kиeве и в Борисовке. Впечатления этих двух поездок сливаются, и никогда мне их не забыть.
Меня давно и сильно влекло в Малороссию.
Был
знойный летний день, когда поезд наш подходил к Белгороду. Скромный ныне уездный
город Курской губернии был когда-то местопребыванием Белгородских владык и
воевод. Весело и приветливо разбросаны безчисленныя белыя мазанки Белгорода
среди зелени садов и на скатах меловых гор. В стороне виднеется окруженный
садом загородный дом Курских архиереев. Среди города красуется древний собор.
Лошади нас дожидались у станции, и мы тотчас же двинулись в путь. От Белгорода
до Борисовки верст 40 (от станции Веселая Лопань на половину ближе). Мы ехали
полями чернозема, пересеченными оврагами и мелколесьем. Жар уже свалил, и легко
было дышать на этом просторе. К вечеру подкатили мы к большой и людной слободе
на низменном берегу Ворсклы. Перед нами на противоположном крутом берегу,
покрытом лесом, возвышался монастырь. Ряд зданий уступами спускался к реке в
море зелени. Это Тихвинская Борисовская женская обитель, основанная
фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым, и любимая слобода его Борисовка.
Мы
остановились в поместительном каменном доме в два этажа. Средину верхняго этажа
составляла зала, довольно просторная, с портретами по стенам. Я занял небольшую
угловую комнату окнами в сад. У самаго окна красовалась белая акация, вся в
цвету, с глухо опущенными ветвями. Тут же неподалеку виднелось
200
деревянное здание—изба, над
которою устроена настройка в видe
деревяннаго
чехла для хранения от порчи. Над дверьми незатейливыми Латинскими буквами
начертано: «Herieralnaia
eta kwartera». Это тот самый домик, в котором
пребывал Петр Великий после Полтавскаго боя. Здесь же Борис Петрович Шереметев
привел в исполнение обет построить обитель в честь Тихвинской Божией Матери,
празднование которой 26-го Июня было кануном Полтавы.
Я пытался
не раз проникнуть в этот дом, но безуспешно: он сплошь до самаго потолка был
завален бумагами Борисовскаго архива. Тут же у дома ряд пушек. В двух шагах от
него небольшой сад вплоть до Ворсклы. Сама усадьба среди слободы на низменном
месте; но изба была перенесена сюда и первоначально находилась на правом
высоком берегу на поляне, близ нынешняго монастыря.
Между
портретами в доме любопытно изображение фельдмаршала в кольчуге, напоминающее
вполне его портрет в редкой Польской книге, принадлежащей нашей библиотеке.
Книга под заглавием: «Shiva
heroicznych dzie ljasnye wjelmoznego I. M. Pana Borysa Petrowicza Szeremety, Carskiego
Przeswietlego
Majestatu Bliznego Bojarzyna у Woiewody Kazanskiego у Bialogrodskiego rozradow, у Namiesnika
Wiatskiego. Przez unizonego sluge Piotra Terleckjego, przy
szczesliwym nad czterma oraz Tureckimi Miasty Kazikiermen, Muberekkiermen, Mustritkiermen у Aslam-horod
triumfie. Ogloszona Roku, klorego
slawa z niebieskiey
krainy milym glosem zbrzmiala na ziemskie niziny. 1691. Д. А. Ровинский почему-то считает этот
портрет изображением Мазепы; но мнение это отпадает в виду существования
портрета фельдмаршала в Борисовке.
Борис
Петрович особенно чтил икону Божией Матери Тихвинския: она сопровождала его во
всех походах. Дед мой граф Николай Петрович, в письме к митрополиту Амвросию
так говорит о чествовании фельдмаршалом Тихвинской иконы: «Высокопреосвященный
владыко, милостивый мой архипастырь! Подвиги усердия и трудов, посвященных
отечеству, в Бозе покоющагося деда моего фельдмаршала графа Бориса Петровича,
создавшись достопамятны соотечественникам, наипаче оставили почтеннейшее
влияние в чувствиях потомства его; всегда шествуя по стезям горячей веры, все упование
единственно возлагал он на Бога и всегда утверждался в том, что веpa сопутствовала известным
его подвигам. В сих правилах он
имел наиживейшую веpy к иконе
Божией Матери, сопровождавшей его во всех походах, и ни одной баталии не
начинал без молебствия образу сему, и так что оный всегда в нарочито
приготовленной крытой повозке предшествовал армии, и дед мой, ехав возле без
шляпы, слушал молитвословие, священнослужителями в той же повозке совершаемое».
201
Икона эта,
драгоценная семейная святыня, до кончины отца моего хранилась в нашей образной
на Фонтанке, вместе с походною его церковью-палаткой. Сохранилась и кольчуга
его, пробитая пулею под Полтавой.
Желание
Бориса Петровича основать монастырь
приведено было в исполнение в 1714 году. Основанием служит его «Завет», писанный его рукою и
хранившийся в Борисовке. «1714 г. Генваря 1-го дня завет блаженныя памяти
генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева о содержании монастыря
девическаго Тихвинской Пресвятой Владычицы Богородицы, на каковом основании
оному быть и какую ругу производить, его высокографскаго сиятельства власною
рукою надписал, и много своею рукою изволил писать, который в архиве слободы
Борисовки между прочими делами по листочкам в разных местах едва собран, для
березки, чтоб от небрежения и совсем не утратился, отдан на сохранение в сей
Богоматери монастырь для вечнаго соблюдения потомству, который хранит за
печатью в ризнице, на вечное поминовение». Так записано одним из местных
управителей прошлаго века.
Из первых
же слов этого завета ясно видна цель, руководившая основателем, и образ его
мыслей:
«Иметь в
той обители двенадцать сестер, третью на десять игуменью, и все бы старицы
умели грамоте, кроме старухи, которая принята с крылошанкою, а протчия, которыя
иныя обретаются в Борисовке, а крылоса править не умеют, тем отказать; а как
зберутца все старицы, и им велеть меж себя выбрать в игуменьи, ково Дух Святый
изберет»...
По поводу
этих слов вот что говорит составитель Описания Борисовскаго монастыря
архимандрит Леонид: «Какой замечательный урок нынешним благотворителям, которые
иногда, пожертвовав Бога ради небольшую сумму на какую-либо монастырскую
потребу, домогаются, чтобы она была исполнена непременно по их указанию, плану
или проекту, считая всякое благое в нем изменениe за личную себе обиду».
Далее
следуют подробности устава, а в конце «Завета» приписка, кого поминать за
упокой... «Боярина Василия, иноку Евпраксию» и т. д. Подпись: «Генваря 1 дня
1714 рукою власною Борис Шереметев».
В числе
распоряжений можно обратить внимание на следующее: «и кто будет приходящих
молебщиков, уготовать им трапезу и кормить в трапезе с медом и с пивом
довольно; водки бы отнюдь не было»...
В конце
приписки такое распоряжение: «Дать в монастырь три топора» *)...
*) Архимандрит Леонид, Историческое Описание
Борисовской Тихвинской Девичье
Пустыни. Москва.
1872.
202
Обитель
расположена на живописном возвышенном берегу Ворсклы. Она составляла всегда
предмет особых забот и попечений моего отца, которым даны и средства к ея
обновлению. В этом отношении он был в свою очередь только исполнителем
«заветов» деда и отца.
«Порядок
благочиния и содержания монахинь», писал прадед мой граф Петр Борисович, «в
завещании описаны по самым лучшим правилам, чего ради в нем переменять ничего
отнюдь не должно, а содержать то все предание, с каким намерением оной
монастырь устроен, не отступая от предписаннаго устава, чтобы и малым
ослаблением не давать случая к большой неблагопристойности, и как весь порядок
внутренняго всегдашняго смотрения зависит от игуменьи и духовника, то надлежит,
чтобы они были жития добраго».
Так писал
Петр Борисович в Борисовку от 18-го Декабря 1774 г. при посылке копии «с
завещания батюшкина»; а дед мой Николай Петрович писал преосвященному
Феогносту: «За первое основание считаю не переменять постановлений, которыя
угодно было покойному родителю моему учредить».
В числе
немногих картин, висевших в кабинете отца моего, был большой фотографический
снимок с надписью: «Графу Дмитрию Николаевичу Шереметеву усердное приношение от
общества крестьян села Борисовки ко дню его тезоименитства 21 Сентября 1860 г.»:
вид в два аршина длины, на котором изображена вся Борисовка с монастырем и
даже видна отдаленная церковь села Стригунов. Здесь же изображены на первом
плане и все церкви Борисовки: Успенская, Николаевская, Троицкая и Михайловская.
Отец очень дорожил этим приношением. Село Борисовка — родина Г. Я. Ломакина.
Отсюда в былые годы приезжали мальчики для пополнения отцовскаго хора, и эти
мальчики славились своими голосами.
Мне
суждено было первому из семьи посетить Борисовский монастырь. В 1873 году
игуменьей была м. Максимилла (Шишкина). Посещение это мне глубоко памятно. Мы
переправились через Ворсклу, круто поднялись в гору и приехали в монастырь до
начала обедни. Встречи забыть нельзя. Священник с крестом в руках произнес
теплое и простое слово, которое свято берегу. Ряд монахинь в длинных мантиях, крылошанки
в остроконечных шлыках стояли у собора... После молебна перед иконой Тихвинской
Божией Матери и осмотрев монастырь, мы воспользовались гостеприимством игуменьи
Максимиллы. Собрались к ней сестры и пели канты. В монастыре занимаются
изделиями и рукодельными работами и весьма искусно. Здесь долгое время в числе
сестер обители жила дочь
203
Московскаго митрополита
Иннокентия—м. Поликсения. Она вела частую переписку с тетушкой Е. С. Дёлер,
которая и посетила ее в Борисовке и о поездке своей всегда вспоминала с
восхищением.
Келии
разбросаны по склону горы, среди фруктовых садов, над самою Ворсклой. С балкона
кельи игуменьи вид на всю слободу, на широкие и привольные луга, исчезающие в
туманной дали. На том же крутом берегу, по обе стороны обители, тянутся леса. В
одну сторону молодой лес, роскошный разнообразием растительности: дуб, граб,
дикая груша. В другую сторону за монастырскою оградой широкая поляна, на
которой красуются отдельные вековые дубы... Здесь стояла «изба». Вид этот снят
художником Орловским. Одновременно им же сделан вид с берегов Ворсклы на
слободу, вместе с усадьбой.
Далее за
оврагом начинается настоящий лес. Мы отправились туда и добрались до крайняго
его предала, где он спускается и к Ворскле, и к деревне Стригунам. Это участок
Краснокутский. Ничего подобнаго не приходилось еще видеть. Это громадных
размеров и прямыя, как мачты, деревья с густыми вершинами, и все сплошной,
чистый дуб. Таких лесов, говорят, здесь было много. В 1873 году уцелел лишь
участок Краснокутский. Полное и прочное обезпечение монастыря было заветным
желанием сестер обители в 1873 году. Мы никогда не сомневались как в
справедливости этого желания, так и в его осуществимости.
У
монастырской ограды по направлению к полянe стоит гостинница, небольшая, но чистая, с мезонином и
балконом... Отсюда вид широкий и чудный. Мы долго не могли от него
оторваться... Не забыть мне этого вида с широкой поляны у опушки стараго
дубоваго леса и тихаго теплаго вечера на берегу Ворсклы. Белая акация была в
полном цвету. А ночь?..... Забыть-ли
......ночь
над спящею Украиной,
Когда
седой вставал с болота пар,
Одет был
мир и сумраком и тайной,
Блистал
над степью искрами Стожар,
И мнится
там, через туман прозрачный,
Несутся
вновь Палей и Сагайдачный.
Москва.
2 Января 1889.
Граф Сергей Шереметев.